Байрам Саламов: "Это все азербайджанские цвета"

 

Интервью echo.az с известным азербайджанским художником

 

Байрам Саламов - азербайджанский художник, который более 25 лет живет и работает в России. В интервью echo.az художник рассказывает о своем творчестве и планах:

 

- Когда и при каких обстоятельствах вы приехали жить в Россию?

 

- Сам я родом из города Шеки. В 1986 году окончил Азербайджанское государственное художественное училище им. Азима Азим-заде в Баку. Служил в Амурской области, а после службы часто приезжал в Самару погостить. Уже в те годы я был свободным художником, и в связи с заказами, которых тут было много, а также и учебой (я тогда учился в Тольяттинском государственном университете, на факультете изобразительного искусства), мне пришлось остаться тут. И вот с 1990 года я живу в Тольятти.

 

- Где проходили ваши выставки, и были ли они в Азербайджане?

 

- Первое участие в выставке было в Баку в 1989 году. Персональные выставки в основном проходили в городах России, также много участвовал в зарубежных выставках, например, в прошлом году была выставка в Берлине. А в Азербайджане в последний раз картины выставлялись в 2014 году в галерее "1969".

 

- С какими трудностями вы столкнулись при создании собственной art-галереи в Тольятти?

 

- Конечно же, трудности есть всегда, но они настолько незначительны, что о них лучше не говорить. Я создал галерею в 2010 году, и это была первая частная галерея в Самарской области. Кроме того, что это моя студия, где я работаю, сюда в любой день могут приходить желающие посмотреть картины. Здесь я представляю как свои, так и чужие работы. Также в этой галерее проводятся всевозможные выставки и мастер-классы. Но я провожу выставки не только своих работ, но и нахожу талантливых художников и пытаюсь помочь им в популяризации своего творчества. В основном это молодые художники.

 

- А есть ли разница в месте жительства или национальности для молодых художников, которым вы помогаете?

 

- Для меня нет никакой разницы. Только приезжать издалека с картинами всегда сложно. Для этого надо иметь страховку, регистрацию, разрешение на перевозку и тому подобное. А это даже для меня сложно, что уж говорить о молодых художниках. Поэтому, в основном, у нас выставляются работы местных художников.

 

- Откуда берутся идеи для картин?

 

- Вдохновение ко мне приходит, когда я слушаю музыку. Слушаю все - от мугама до рока. Телевизор я давно не смотрю, а на книги остается очень мало времени.

 

- Откуда взялась идея рисовать на футлярах для музыкальных инструментов?

 

- Это футляры из моей коллекции музыкальных инструментов. Я сделал в своей галерее уголок, где на азербайджанский ковер повесил национальные музыкальные инструменты и флаг Азербайджана. Также есть и европейские музыкальные инструменты, на футлярах которых я иногда рисую.

 

- Вы умеете играть?

 

- Нет, я умею только слушать (смеется). Есть люди, которые слушают и не понимают, что они слышат. А мне музыка придает бодрости, поднимает дух. Раньше я даже собирал коллекцию пластинок со старыми записями мугама, но большинство из них остались в Азербайджане. Сейчас у меня тоже есть много записей, но уже на дисках.

 

- На вашем сайте в Интернете есть информация о том, что вы занимаетесь благотворительностью. Расскажите об этом.

 

- Когда в Самарской области бывают акции помощи больным детям, мы проводим аукцион, деньги с которого уходят на благотворительные цели. Продаем несколько моих картин. Ведь нет же разницы в нации, ребенок есть ребенок.

 

- У вас в галерее занимаются другими видами изобразительного искусства?

 

- Да, например, мозаикой. Но не всегда это делаю я. У меня есть студент, которого я обучил, и теперь, когда у меня не хватает времени, он занимается мозаикой. В основном это работы на заказ. Также есть студентка, которая занимается гобеленами. В будущем мы планируем заняться и скульптурой.

 

- Ваш сын тоже рисует?

 

- Старший сын Орхан учится на архитектора и тоже рисует. У него есть неплохие работы. Он в детстве посещал художественную школу.

 

- Это было его собственное желание взять в руки кисть, или вы как-то посодействовали его выбору?

 

- Это его собственное желание. С малых лет в нем был интерес к этому.

 

- Как вы думаете, талант передается по наследству или нет?

 

- Если говорить о наследстве, то мой отец был мельником, а мама домохозяйкой (смеется). Мне кажется, зерна таланта есть в каждом, но не каждый может вырастить из этого зерна гениальность. Даже бриллиант, чтобы он стал бриллиантом, нужно отшлифовать, обработать. Это как Божий дар, над которым нужно работать.

 

- Ваши картины напоминают восточные сказки, они красочны, загадочны и, как мне кажется, позитивны...

 

- Это все азербайджанские цвета. Ведь мы, открыв глаза, видим их, это цвета наших ковров, нашей национальной одежды. Я очень люблю теплые цвета. Цвета бывают как холодные, так и теплые. Есть еще родственные цвета - это оттенки. Я предпочитаю оттенки желтого, красного, оранжевого.

 

- Когда вы рисуете, нужны ли вам натурщицы?

 

- Можно работать и без натурщицы, но высока вероятность того, что ты ошибешься или в свете или в анатомическом строении лица, тела, поэтому художнику необходимо работать с натурщицей.

 

- А кто может стать натурщицей?

 

- Это может быть только очень терпеливый человек (смеется). И не важно, какой профессии этот человек. Есть люди, которые сами заказывают свои портреты и позируют сами. А бывает, что ты нанимаешь натурщицу. Не каждый может позировать, или из-за нетерпеливости и неусидчивости или из-за комплексов. Но даже в институтах и академиях до сих пор используют натурщиц, это необходимо.

 

- У вас есть картина, на которой изображено лишь лицо женщины, а вокруг нее цветы, вместо волос тоже цветы. И таких картин несколько: лицо одно и то же, лишь цветы разные. Кто эта женщина?

 

- Если честно, не помню (смеется). У меня было много женщин, которых я рисовал. Но если мне не изменяет память, она жила в Башкирии и заказала мне эту картину, а потом приезжала позировать.

 

- Она сама просила нарисовать ее в цветах?

 

- Да. Ты прислушиваешься к желаниям и уже взглядом художника прикидываешь, как лучше нарисовать, составить композицию, чтобы было красиво.

 

- Было такое, что заказчик, неудовлетворенный работой, отказывался оплачивать заказ?

 

- Нет, такого не было. Мы стараемся, чтобы картина понравилась заказчику. Если не нравится, значит, ты не справился с заданием. Мы сначала все обговариваем, ведь я вижу, какая поза лучше, где свет лучше. Мы согласуем все, а потом я начинаю рисовать. Конечно, ты ему объясняешь, как это должно быть, у тебя есть это право.

 

- Планируете ли вы переехать в Азербайджан?

 

- Конечно же, да. Только жду, когда мои сыновья окончат университет. Ведь два моих сына обучаются здесь в Самаре.

 

байрам саламов, художники азербайджана

 

С.ФРАНК

Эхо.-2016.- 30 марта.- С.8.