Ильхам Османов: "Танго -
это высокая культура"
Интервью echo.az с преподавателем и руководителем BUTA Dance School Baku, многократным чемпионом Азербайджана среди латиноамериканских танцев Ильхамом Османовым
- Вы, наверное, слышали такую цитату: "Танец - это вертикальное выражение горизонтального желания"?
- Да, это цитата Бернарда Шоу.
- Вы согласны с этой цитатой?
- Не совсем. С точки зрения профессионала это не так. И чем профессиональнее ты относишься к танцам, тем больше ты отдаляешься от такого мнения. Танец перестает быть чем-то примитивным.
- В смысле, что перестаешь думать о теле и телесном?
- Нет, конечно же, думаешь о теле, но думаешь по-другому, думаешь, как оно двигается, как работает. Я знаю, что есть педагоги, которые настолько сильно ушли в это, что стали изучать анатомию человека, работу мышц.
Например, у голландского тренера Руда Вермея есть даже лаборатория танцев. Этот человек помешан на работе тела, изучает работу мышц. Танец настолько серьезен, что появляются люди, которые изучают механику движений.
Цитата Бернарда Шоу - это мнение непрофессионала. Ведь изначально танец выражает человеческие инстинкты. В племенах и у первобытных людей это было выражением настроения.
- А можно ли относиться к танцу как к медитации?
- Танец - это однозначно медитация. После того как стал развивать аргентинское танго в Азербайджане, я понял, что это другой уровень, это другая философия. Тогда и прочувствовал, что это очень близко к медитации.
- Хотя танго более эротично, чем другие виды танцев...
- Абсолютно верно. Но опять же это зависит от танцора. И я хотел бы отметить, что после того как мы стали развивать аргентинское танго в Баку, буквально за последние три года у нас появилось танго-общество.
Это совершенно другой социум. Мы часто ходим вместе на концерты, организуем вечера милонги. И к нам также приезжают гости из других стран и принимают участие в наших вечерах.
- Вы преподаете латиноамериканские танцы и аргентинское танго. Много ли различий между ними?
- Это совершенно разные вещи, и, наверное, нужно позаниматься этим, чтобы понять разницу.
- Есть ли другая разница, кроме движений, в этих танцах?
- Для меня танцы - это состояние души, музыка и только в последний момент шаги. Характер у каждого танца свой. Но даже само танго имеет разный характер, например, ты можешь пережить в танце драму или же веселье.
Поэтому, если брать разницу между латиноамериканскими танцами и аргентинским танго, то это разная музыка, разные движения, разное восприятие, разное настроение, и, наверное, отношения в паре разные.
К примеру, в латиноамериканских танцах есть очень интимное отношение, а в танго отношения очень глубокие, это другая ступень.
- Наверно, поэтому говорят, что для танго нужно созреть?
- Однозначно. В танго надо прийти.
- Во сколько лет вы пришли в танго?
- Латиноамериканскими танцами я начал заниматься в 17 лет, но в танго пришел лишь в 30. Просто раньше не было времени, чтобы полностью посвятить себя этому виду танца. Я работал и параллельно выступал на конкурсах.
Но потом, когда на какое-то время приостановил свою профессиональную карьеру и перешел только на преподавание, у меня появилось время для танго. Многим кажется, что научиться танцевать танго легко, тем более если ты уже много лет занимаешься латиноамериканскими танцами, но это не так.
Я стал ездить за границу и учиться у именитых тренеров, и только спустя три месяца я прочувствовал танго. Даже сейчас я продолжаю учиться и в скором времени собираюсь посетить мастер-класс тренера Мариано Чичо Фрумболи.
- В одном из интервью вы сказали, что пришли в танец из-за сестер...
- Да. У меня был аналитический склад ума, математическое мышление. Мне были интересны точные науки, и я никогда не думал о танцах. Когда учился в старших классах и готовился к поступлению в вуз, моих сестер записали на танцы, одна сестра младше меня на год, а другая на шесть лет.
Самая младшая сестра Наргиз Османова сразу же начала участвовать в конкурсах, неоднократно становилась чемпионкой страны, а теперь преподает танцевальный фитнес Zumba. Родители предлагали и меня записать на танцы, но я сказал, что это не мужское дело. Я провожал сестер на танцы и ждал их.
Потом меня упрашивали записаться, чтобы у сестры был партнер по танцам. И вот, когда начал заниматься латиноамериканскими танцами, мне очень понравилось, и уже через полтора месяца участвовал в конкурсах и занимал приличные для того времени места.
Конечно, мастерства никакого не было, но внутреннее состояние вырвалось наружу. Значит, где-то в подсознании это было, потому что танцы - это в первую очередь самовыражение.
- В тот же год вы поступили на финансиста. Не сложно было совмещать учебу в вузе и танцы?
- Я пришел в танцы уже проучившись первый семестр. Конечно, в жизни всегда так: если хочешь быть профессионалом в каком-то деле, то должен заниматься только этим делом.
Было даже такое, что я работал в страховой компании, и совмещать работу с танцами мне не удавалось несколько лет. Но потом полностью погрузился в танцы и добился еще больших успехов.
- И тогда же вы открыли эту школу?
- Да. Школа BUTA Dance открылась в 2012 году. Теперь мы одна из крупнейших танцевальных школ в Баку. У нас замечательная команда, профессиональные тренеры, очень много студентов разного возраста.
А наши студенты часто принимают участие в различных соревнованиях. А я со своей партнершей Елизаветой Новиковой недавно представлял Азербайджан на чемпионате Европы среди профессионалов в латиноамериканской программе в Кремле.
А в прошлом году в сентябре Азербайджан очень удачно и вообще впервые был представлен на чемпионате мира по латиноамериканскому шоу среди профессионалов. И снова страну представляли мы с Лизой.
- А могут ли видеоуроки в Интернете составить конкуренцию танцевальным школам?
- Нет. Ты, конечно же, можешь посмотреть видеоурок и выполнить пару шагов. Но для латиноамериканских танцев и танго обязательно нужен преподаватель и обязательно нужен партнер. Ведь это парный танец, один ты его никогда не станцуешь.
- И учиться без пары невозможно?
- Аргентинское танго - невозможно. Там все настолько глубоко, что даже учиться нужно в паре. Так как учишь не только шаги, ты учишься взаимоотношению в паре.
В первую очередь нужно избавиться от эгоизма, а это возможно лишь в паре, где ты должен отдать себя полностью партнеру. Это диалог между двумя, поэтому танцевать одному невозможно.
- А если кто-то хочет прийти учиться танго, но у него нет партнера?
- У нас в школе можно найти партнера. И меня радует, что в отличие от других видов танцев аргентинским танго интересуется огромное количество мужчин, поэтому с такой проблемой, как поиск партнера мы не встречаемся.
Так же в моей практике было много случаев, когда парень приходил ради своей девушки, но она впоследствии бросала танцы, а он оставался и добивался успехов.
Поначалу все относятся к танго примитивно, но занимаясь определенное время, начинают понимать философию танца, и отношение к нему меняется.
- А танцы для вас - это спорт или искусство?
- Когда ты тренируешься и готовишься к конкурсам, эти нагрузки сравнимы с самым тяжелым видом спорта. Но перейдя определенный этап, понимаешь, что это искусство. Потому что, танцуя, ты должен выражать, как актер, определенные чувства.
В танцоре должно быть все: физическая форма, харизма и, конечно же, культура. Танец - это не просто обнять девушку и выполнить пару движений. Я отношу танцы к культурному наследию, а не спорту.
Потому что, наблюдая за танцем, мы видим, что есть пары, которые вкладывают в танец душу, и ты начинаешь читать в их танце то, что они хотят сказать.
- Сколько лет нужно заниматься, чтобы стать преподавателем?
- Это зависит не от времени. Например, я уже спустя год занятий танцами вел частные уроки. У меня было желание передать свои знания другим. Сейчас у нас в школе есть ребята, которые спустя два года отлично ассистируют.
- А для этого нужен специальный сертификат?
- Нет, для преподавания танго не нужно получать сертификат, так как это социальный танец.
- Как, по-вашему, уделяет ли наше государство должное внимание такому виду спорта и искусства, как бальные танцы?
- Думаю, нет. Последние годы в силу некоторых обстоятельств мы не получаем должного внимания, хотя буквально несколько лет назад положение было совсем другим. И нам с Наргиз Османовой повезло, что развитие нашей карьеры попало на благоприятный период.
Бальные танцы очень дорогой вид спорта. Чего стоят одни костюмы для выступлений. И танцору нужно часто брать уроки, которые тоже дорогие, нужно выезжать за границу, что тоже требует денег. И было бы хорошо, если бы об этом заботилось государство.
- У вас сейчас проходит ивент в YARAT Contemporary Art Centre. Расскажите об этом подробнее.
- У нас появилась идея сделать этот ивент, и мы очень благодарны YARAT Contemporary Art Centre, что они предоставили нам площадку. Этот ивент будет проходить в течение месяца, и первые уроки уже состоялись.
Начиная с 12.00 до 18.00 по субботам проходят занятия по всем видам танцев, которые представлены в нашей школе: Argentine Tango, Breaking, Salsa, Bachata, Zumba, Latin Dance.
- По какому принципу вы отбирали участников?
- У нас были ограничения лишь в количестве. В YARAT пришли все, кто хотел танцевать. И так как там было много начинающих, я пришел не один, а со своей командой из ассистентов, студентов и преподавателей нашей школы.
- Вы уверены, что за три занятия люди без всякой подготовки смогут научиться танцевать танго?
- Я не требую от них в конце месяца показать высшее мастерство. Наша цель не научить их танцевать за три занятия. Этот ивент в первую очередь пропаганда танца. Он был запланирован лишь для того, чтобы растормошить нашу молодежь.
Она, к сожалению, очень ленивая, а развлечений у нас не так много. Так пусть идут на танцы. Это физкультура, это хорошее настроение, это общение. И я уверен, что танго воспитывает людей, меняет их взгляд на мир.
С. ФРАНК
Эхо.- 2016.- 19 мая.- С.5.