Великолепный двойной дебют в "Аиде"

На сцене Театра оперы и балета в Баку

 

  Постановка оперы Джузеппе Верди "Аида" на сцене Азербайджанского Государственного академического театра оперы и балета на сей раз стала знаковой для всех отечественных любителей оперного искусства. Помимо яркого интернационального состава исполнителей из трех стран, на сцене впервые дебютировали две молодые и, безусловно, талантливые вокалистки оперной труппы театра - Илаха Эфендиева в титульной партии и Нина Макарова в партии её соперницы Амнерис. "Аида" - опера большая во всех отношениях: монументальные хоровые сцены, танцевальные дивертисменты, в ней правят большие чувства и большие голоса. И в то же время опера камерная - сюжет сосредоточен на драматических чувственных переживаниях героев, в основе которых классический любовный треугольник. Центральное место в сюжетной канве оперы отведено любовной драме главной героини оперы - дочери царя эфиопов Аиды и египетского военачальника Радамеса, в которого влюблена и дочь фараона Амнерис. Влюбленные не могут смириться с войной, жесткостью окружающего мира и найти в нем своего места. Этот внутренний конфликт, ощущение своей отчужденности приводит героев к трагическому финалу. Но именно в эти, последние минуты своей жизни, герои по-настоящему свободны, а погребальную песнь жрецов они принимают за голоса богов, зовущих их в иную - светлую счастливую даль. Опера "Аида" на сцене отечественного Театра и балета - спектакль традиционный: яркая сценография наряду с монументальностью и помпезностью, создающая иллюзию древнеегипетской аутентичности грандиозной фресковости, сочетается с лирическим пейзажем сцены на берегу Нила и лаконизмом финальной сцены у рокового камня (lа fatal pietra). И все же самое главное в опере - это музыкальная составляющая, которая на сей раз была представлена довольно интересным составом.

Не секрет, что вся опера держится на главной героине Аиде - одном из самых интересных, сложных женских типов, когда-либо созданных в опере. В титульной партии с большой выразительностью и эмоциональной отдачей выступила Илаха Эфендиева. Голос отечественного драмсопрано буквально парил на сцене, заполняя весь зрительный зал. Были свободно и без напряжения взятые верхи, замечательная динамическая градация и проникновенная кантилена в лирических сценах.

В сценах-ансамблях любовного плана эмоциональное, равно как и музыкальное, напряжение просто "зашкаливало": уже первый выход на сцену, и Аида-Ифендиева украдкой смотрит на возлюбленного; в сцене объяснения с отцом была боль отчаяния и смирение; и трогательная прощальная сцена - последнее "Прощай, земля" и счастье от того, что умирает в объятиях любимого.

Этот вечер стал знаковым для очаровательной Нины Макаровой. Её дебют в партии Амнерис можно по всем параметрам назвать успешным, а репертуарная "копилка" певицы пополнилась одной из самых значительных, желанных и сложных оперных ролей. Партия Амнерис в исполнении Н.Макаровой произвела исключительно яркое впечатление мощью, свободой и эмоциональной насыщенностью звучания своего объёмного голоса. И по актерской работе Н.Макарова создала яркий образ ревнивой соперницы. Была жестокость в дуэте с Аидой-Ифендиевой, было высокомерие победительницы, восседавшей рядом с правителем Египта - Али Аскеровым в Триумфальной сцене, была слабая женщина, вымаливающая жизнь любимого у Верховного жреца-Акрама Поладова.

Великолепно смотрелся и мужской грузинский дуэт - Теймураз Гугушвили в партии Радамеса и Сулхан Гвелесиани в партии Амонасро. Т.Гугушвили - удивительный певец! Несмотря на солидный сценический стаж, голос Т.Гугушвили звучит выразительнее, чем у многих его молодых коллег (не говоря уже о качестве вокала). Грузинский исполнитель был убедителен и в лирических фрагментах, и в моментах драматизма, и по накалу страстей. Достойно выглядел и С.Гвелесиане, продемонстрировавший сочную полновесность баритонального звука в партии сурового и гордого эфиопского правителя, который ради свободы своей Родины готов пожертвовать счастьем дочери.

И все же, пальму первенства по праву надо отдать оркестру театра под руководством белорусского маэстро Вячеслава Волича. Уже начиная с прелюдии звучание оркестра было подобно раздуваемому дирижером пламени. Маэстро безукоризненно в течение всего сценического действия выстраивал оперу как единое целое, точно высчитывая даже паузы между номерами (правда, этот расчет нередко разбивался об очередные восторженные аплодисменты публики).

В целом, великолепной постановкой опера "Аида" всегда вызывает неподдельный интерес у зрителей, а переполненный зрительный зал - лучшее тому подтверждение. Ну а бурные аплодисменты, в овации и крики "Браво!" на финальном поклоне, означают, что спектакль получился ярким, интересным. А это самая высокая награда для всех растроганных теплым приемом, участников спектакля.

УЛЬКЕР АЛИЕВА

Эхо.- 2016.- 11 мая.- С.8.