Имран Касумов - писатель и человек

 

25 ноября исполнилось ровно 99 лет со дня рождения известного азербайджанского писателя, драматурга и сценариста, заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР, народного писателя Азербайджанской ССР Имрана Ашумоглу Касумова.

 

Имран Касумов происходил из очень известной интеллигентной бакинской семьи. Его дед, а также два брата деда — не кто иные, как знаменитые на весь Баку Гаджи, Али и Имран Касумовы, строительные подрядчики. Именно они воплощали в жизнь великолепные задумки архитекторов в начале ХХ в.

 

На счету братьев Касумовых множество красивейших зданий в Баку. В том числе Исмаилие и практически все дома на Николаевской (ныне Истиглалият), Телефонной (ныне 28 Мая) и других улицах города. Самая, наверное, знаменитая их постройка — Мухтаровский дворец.

 

Кстати, этот дворец 20 января 1912 г. стал последним в жизни одного из братьев — Имрана Касумова. Гибель его была загадочной: во время установки на верхних ярусах дворца знаменитой скульптуры рыцаря, которая и сейчас красуется на здании дворца, ставшем Шадлыг Сарайы, подрядчик сорвался вниз — его, можно сказать, увлек вниз сам рыцарь. Рыцаря восстановили и вернули обратно, а Имран Касумов погиб.

 

Его близкие рассказывали, что накануне трагедии ему приснился сон, будто рыцарь упал, и утром он самолично полез руководить работами на верхотуре — дабы предотвратить аварию. Не смог…

 

Имран Касумов был личностью незаурядной: образованный, начитанный, владеющий азербайджанским, русским и французским, любитель искусства, меценат, заядлый театрал… Он дружил с композитором Узеиром Гаджибековым, оперным певцом Гусейнкули Сарабским, Аббасом Мирзой Шарифзаде и другими творческими людьми.

 

Любопытно, что один из первых азербайджанских актеров, выступавший под псевдонимом «Кенгерлинский», и Имран Касумов — это одно и то же лицо. Имран Касумов принимал самое деятельное участие в подготовке первой азербайджанской оперы «Лейли и Меджнун» и исполнял в опере арию Нофеля, участвовал в образовании и развитии азербайджанского национального музыкального театра.

 

Под стать ему была и его супруга — Рубаба ханым, очень обаятельная, интеллигентная, с прекрасными манерами, первая модница в дореволюционном Баку. Лишь на неделю пережила она своего супруга, которого страстно любила: Рубаба ханым отравилась.

 

В честь погибшего Имрана его старший брат, Гаджи Касумов, один из первых азербайджанских инженеров, получивших высшее образование в Санкт-Петербурге, назвал Имраном своего внука, когда тот родился ровно 99 лет назад. Мальчик вырос и стал известным писателем и публицистом.

 

Имран еще в школьные годы начал посещать различные литературные кружки. В 1934 г. он окончил среднюю школу и поступил на филологический факультет Азербайджанского государственного университета (ныне БГУ).

 

В 1938 г. учился на Высших курсах киносценаристов в Москве. После окончания курсов работал некоторое время в Москве. Когда же возвратился в Баку, был первым заместителем министра кинематографии Азербайджанской ССР, главным редактором журнала «Литературный Азербайджан», в 1975-1981 гг. — первым секретарем правления Союза Писателей Азербайджанской ССР.

 

Многие старожилы Союза писателей до сих пор вспоминают, что времена, когда Имран Касумов руководил союзом, были самыми незабываемыми. Многие говорят, что его дух и сейчас витает в Союзе писателей и всех оберегает.

 

И при жизни Имран Касумов был таким же — все время старался помочь не только писателям, но и всем людям, которые к нему приходили. Ведь он, кроме писателя, был еще и депутатом Верховного Совета СССР, но самое главное — просто хорошим человеком. «Он внес большой вклад в азербайджанскую культуру, нашу литературу, обогатил ее своими произведениями, которые до сих пор мы читаем», — сказал о нем как-то Чингиз Абдуллаев.

 

Перу Имрана Касумова принадлежит очень много пьес и повестей. Начиная с первой его пьесы «Арзу», поставленной в 1938 г. на сцене азербайджанского театра, и вплоть до конца своих дней главной для него оставалась тема рабочего класса, тема трудового подвига азербайджанских нефтяников, а если брать шире — тема современника, активно создающего будущее.

 

Этой же теме посвящен и сценарий фильма «Новый горизонт», по которому Бакинская киностудия выпустила в 1940 г. большой художественный фильм. Жизнь бакинских нефтяников показывает и пьеса «Мечта», написанная в 1938 г.

 

Пожалуй, самая знаменитая вещь Имрана Касумова, с которой началась его сумасшедшая популярность, — это повесть «На дальних берегах», созданная в 1957 г. в соавторстве с Гасаном Сеидбейли. Она повествует о легендарном азербайджанском разведчике Мехти Гусейн-заде — Михайло, прославившемся дерзкими операциями против немецко-итальянских фашистов.

 

По книге в 1958 г. был снят одноименный фильм с музыкой Кара Караева, дублированный, кстати, на несколько языков. Авторами сценария были опять же Имран Касумов и Гасан Сеидбейли. Фильм стал, по сути, культовым. Он рассказывает не только о судьбе знаменитого разведчика, но и о любви, имевшей место в реальной жизни. Избранницей легендарного Михайло стала итальянская партизанка Анжелика, боевая подруга, которая была с Михайло до конца его опасной жизни. Кстати, есть информация, что Анжелика до сих пор жива и ухаживает за могилой любимого человека.

 

Следующая страница творческой биографии Имрана Касумова также сконцентрировала в себе наиболее важные проявления народной активности — трудовой подвиг послевоенных лет, основание и разработка подводных нефтяных месторождений. В эти годы к самоотверженному труду азербайджанских нефтяников было приковано внимание всей страны.

 

Борьбе за нефть, за освоение новых нефтяных богатств в море посвящена пьеса «Заря над Каспием», созданная в 1950 г. Она была поставлена не только в Бакинском театре русской драмы им. Самеда Вургуна, но и в московском театре им. Ермоловой.

 

Этот мотив пронизывает произведения и драматургические, наиболее значительные из которых «Зачем ты живешь?», «Человек бросает якорь», «Мы так недолго живем», «Шире круг», которые завоевали широкую популярность. Пьеса «Море любит отважных», написанная в 1954 г., также повествует о нефтяниках Каспия.

 

Перу Имрана Касумова принадлежат и сценарии таких известных у нашего зрителя фильмов, как «Наша улица», «Настоящий друг», «Ее большое сердце», «Ритмы Абшерона» и десятки других художественных и документальных лент.

 

В 1953 г. известный советский кинодокументалист Роман Кармен снял фильм по сценарию Имрана Касумова — «Повесть о нефтяниках Каспия». Недавно благодаря Министерству культуры и туризма Азербайджана этот фильм был переведен на DVD. Энтузиасты, занимающиеся историей Баку, буквально покадрово его разрезали, и получившиеся фото помогли кое-что прояснить.

 

Романом Карменом был снят в 1959 г. и фильм «Покорители моря» по сценарию Имрана Касумова. Эти два фильма вошли в Золотой фонд мирового кинематографа.

 

Примечательной чертой прозы Имрана Касумова зрелых лет представляется появление новой жанровой формы. Это — повесть, как бы вобравшая в себя и перемоловшая элементы документальных жанров очерка и путевого дневника. Такой оказалась структура задуманного писателем триптиха «Азербайджанский ковер».

 

Названия двух, появившихся отдельными книгами частей, — «Французский гобелен» и «Итальянская мозаика», — включают не столько указания на географию места действия, но и отражают суть современной темы, рассмотренной однако с позиций историзма. Имрану Касумову как писателю и драматургу был свойственен постоянный поиск и новых характеров, и новых героев, которых он открывал широкому читателю, создавая таким образом художественную летопись подвига лучших сынов азербайджанского народа. В этом — главная причина успеха его книг.

 

Но, пожалуй, не менее важна и другая сторона творчества писателя: поиски новых форм и решений, стремление обновлять художественную палитру, совершенствовать повествовательную технику. Благодаря этому антивоенное содержание и тема войны максимально приближались к животрепещущему репортажу, публицистическим документальным формам.

 

Освещая светом историзма события прошлых и послевоенных дней, Имран Касумов делал убедительным беззаветный героизм простых азербайджанцев, верных своему интернациональному долгу. Подобное историческое осмысление темы обнаружилось и в произведениях, посвященных рабочему классу, например, в романе «Годы идут», созданном в соавторстве с Гасаном Сеидбейли и отразившем интерес Имрана Касумова к истории рабочего класса Баку, к теме становления нового поколения рабочих-нефтяников.

 

Читая этот роман, можно было понять истоки самоотверженности рабочих-нефтяников и лучше представить атмосферу тех лет. Вряд ли следует считать рассказ о тех событиях книгой только о прошлом Баку и его рабочем классе. Эта книга — скорее рассказ о нескольких поколениях, о преемственности рабочей традиции, о кристаллизации характера.

 

Интересно (и по-современному свежо) то, что герои Имрана Касумова — это не традиционные «трудяги», вкалывающие «по две нормы», не некие плакатные стахановцы, а вполне обычные молодые люди. Непосредственные в проявлении своих чувств и привязанностей, они тверды и принципиальны во всем, что составляет их главные интересы: труд, товарищество, дружба, рабочая честь, непримиримость к недостаткам.

 

Образы таких героев и есть по существу художественное открытие писателя, бывшего особенно внимательным прежде всего к духовной, внутренней сути своих героев. И не только в драматургии, но и в очерках, посвященных крупным мастерам советского искусства.

 

Кстати, в этих очерках о творческой интеллигенции, которые, безусловно, явились заметным достижением очерковой прозы, синтез элементов очерка, творческого портрета и мемуаристики рождал новый сплав. Вкладом в советскую публицистику следует считать очерки писателя о Рашиде Бейбутове, а также о Кара Караеве и Романе Кармене, опубликованные в свое время в «Литературной газете». В них автор фиксировал внимание на творческой жизни и стремлениях своих героев.

 

Воспринимая их как бы с близкой дистанции, давая почувствовать их главную нацеленность в творчестве, Имран Касумов создавал выразительный и точный портрет, обогащая его филигранной стилистической отделкой, включавшей всю палитру орнаментальной образности национального языка и высокую стилистическую культуру русской публицистической лексики. В создаваемом портрете проявлялась, что называется, живопись словом. Не размашисто, не «монументируя» натуру, а акварельно вычерчивая все самое главное и второстепенное, писатель и создавал портрет своего современника, как и он, целеустремленного в творчестве.

 

Одно лишь перечисление литературных имен и проблем, которым отдано внимание публициста и очеркиста Имрана Касумова, позволяет представить амплитуду его интересов: здесь творчество М.С. Ордубады, С.Рустама, С.Вургуна, Р.Рзы, С.Есенина, М.Шолохова, Ч.Айтматова и др.

 

Имран Касумов, к сожалению, рано ушел из жизни — в 1981 г., в возрасте всего 62 лет. Однако сделать сумел очень немало, и его труды не остались незамеченными: он был награжден несколькими медалями, орденом «Знак почета», получил Государственную премию Азербайджанской ССР. После его смерти на доме, где он жил, была установлена мемориальная доска.

 

Любопытно, что, как и сам Имран Касумов когда-то являлся продолжателем творческих, интеллигентных традиций своих дедов, так и его внук, Мурад Адыгезалзаде, является сегодня продолжателем этих традиций — он народный артист Азербайджана, директор государственной филармонии.

 

О.БУЛАНОВА

Эхо.-2017.- 25 ноября.- С.10.