Верность призванию

В наше время трудно удивить читателей. В наше время трудно быть писателем. Неблагодарная профессия писателя означает изнурительный труд, отсуствие должного признания у читателей, равнодушие критиковеизданные книги и скептицизм издателей, предпочитающих популярные жанры. Признаюсь, я не сторонник криминального жанра. Более того, как и многие другие критики, мы часто подразделяли литературу на "высокую" и массовую, полагая, что первая служит человечеству нравственной опорой, а вторая является лишь одним из средств развлечения "гомо сапиенса", находящегося на стадии разложения индустриальной цивилизации при переходе его в "гомо компьютекирус". Именно поэтому я с большой долей иронии и скепсиса взяла на себя труд прочесть несколько книг азербайджанского писателя Чингиза Абдуллаева несколько лет назад.

Уже первая книга "Уйти и не вернуться" ввергла меня в смущение. Где обычная детективная фабула. Где интрига, полагавшаяся по закону жанра. Где подозреваемые в совершении преступления надуманные свидетели? Вместо этого в романе пронзительное чувство боли за страну, потерявшую столько тысяч человек в Афганистане, за роковую ошибку советского руководства в далеком от нас семьдесят девятом, за людей, так страшно и непонятно отдавших свои жизни.

 

Я начала читать его книги с ощущением зарождающегося протеста и незримой боли, возникшей где-то в глубине души. Каждая новая строка заставляла меня задумываться. Закончив чтение книги, я вдруг поняла, что получила некий мощный эстетический заряд, когда автор, облекая в детективную форму свои нравственные убеждения, заставил меня поверить в его правду.

 

Потом были следующие книги. Невыносимое чувство одиночества разведчика, верой и правдой служившего своей стране и закончившего жизнь столь трагическим образом в "Обретении ада". Подробный анализ случившейся трагедии в Румынии и нарастающей беды на Кубе в "Мраке под солнцем", его сумасшедшая ирония в "Зеркале вампиров". Кажется, автор первым придумал нашему телевидению столь точное название. Чувством разочарования, отчаяния, ужаса проникнут его роман "Резонер". Признаться, я больше не читала подобных тяжелых романов у Чингиза Абдуллаева. И, конечно, "Исповедь Сатурна", которую каждая разведенная женщина должна выучить в качестве некого наставления. Ненависть порождает ненависть. Если вы уходите от мужа, не переносите свою ненависть на вашего сына. Иначе, вырастая, сын пожнет плоды этой ненависти. Я не знаю в современной литературе аналогов подобному произведению. Я просидела всю ночь над этим произведением, понимая, как страшно и точно рассказал о человеческих отношениях автор.

 

У меня такое ощущение, что во время работы ему помогают женщины, настолько точно выверены психообразы его героинь. Поступки женщин, их осознанные желания и неосознанные мечты, предел их возможностей и понимание их страстей. У автора очень много запоминающихся женских образов. В романе "Свод Хаммурапи" писатель детально расписал все чувства и мысли одинокой женщины среднего возраста. А его книги о Марине Чернышевой смело можно назвать гимном женщине.

 

Мне кажется, что он до сих пор не понят и не оценен нашей высокопарной литературной критикой, которая видит за обложками его книг (часто не очень привлекательными) только насилие, убийства. И не хочет видеть осмысление боли, красоты души, величия человеческих поступков, на которые способны его герои. Европейские критики в этом отношении гораздо более точны в своих оценках. И многочисленные награды азербайджанского прозаика, среди которых и премия 2004 года за развитие европейского романа, убедительное тому подтверждение. Американская "Крисчен Сайенс монитор" назвала его одним из лучших авторов современности. Меня все время волновал вопрос - почему Чингиза Абдуллаева так упрямо замалчивают на его родине. Почему в течение многих лет он не получает никакого признания в своей стране. Увы, нет пророков в родном отечестве. Оказалось, что есть. Указом президента Азербайджана Чингизу Абдуллаеву было присвоено звание "Народный писатель", минуя все предыдущие звания.

 

Самое поразительное, что он сам рассказал, как Президент просвоил ему это звание, вопреки мнению окружающих его чиновников. Оказывается, высшее должностное лицо Азербайджана гораздо лучше понимает и оценивает литературу, чем многие из его окружения, так и не сумевшие оценить масштаб и значение азербайджанского писателя, живущего рядом с ними.

 

Уже сейчас его книги читают практически по всему миру. Трудно назвать страну, где нельзя встретить поклонников его творчества. Такое ощущение, что этот сравнительно молодой автор решил объединить мир своими книгами. В своих книгах он часто решает библейские задачи выбора добра и зла, пытаясь осмыслить значение каждого человеческого поступка. В романе "Срок приговоренных", когда герой отказывается убивать своего врага, законченного мерзавца, только потому, что сын его противника может догадаться, кем был его отец, и потерять веру в человечество. А это будет гораздо хуже физического убийства. Это будет убийство души мальчика, и поэтому герой отказывается стрелять и побеждает.

 

Я не хочу говорить "спасибо". Нельзя говорить спасибо человеку, который заставляет нас мучительно искать выход в этом сложном мире, заставляет размышлять, не дает успокаиваться нашей совести. Такого человека часто не любят. Во все времена. А когда он становится таким известным и знаменитым - просто ненавидят. Представляю, сколько у него недоброжелателей. Но я могу его заверить, что у него миллионы поклонников. Пусть продолжает работать. Его книги помогают нам жить, помогают верить в разум, в силу человеческого духа. И особая благодарность писателю за наших детей. Они уже играют в "Дронго". Значит, автор все сделал правильно. Детская душа умеет улавливать некие образы, которые мы ещё не способны осмыслить.

Мария СЕМЕНОВА, профессор (Санкт-Петербург)

 

 

 

Эхо.- 2009.- 3 апреля.- С. 8.