Бахрам Багирзаде: "Нельзя создать команду на пустом месте"

 

Азербайджанский комедийный актер, ведущий, режиссер, знаменитый участник легендарной команды КВН "Парни из Баку", член Союза кинематографистов, а также Объединения карикатуристов Азербайджана Бахрам Багирзаде подводит итоги года.

- Что особенного произошло в вашем творчестве за этот год?

- За этот год я снялся в кинокартине Аяза Салахова, как называется фильм, я не знаю. Фильм, к сожалению, пока не вышел в свет, но мы ждем и надеемся. Затем я снялся в картине "Адвокат", нашего известнейшего режиссера, клипмейкера, Ульвии Кенуль, в роли телохранителя, это был ее первый художественный фильм. Я участвовал на международном конкурсе карикатуристов, хотя места и не занял, но участвовал, так как я являюсь членом Союза карикатуристов Азербайджана. Так же я участвую в проекте "Планеты Парни из Баку" "Шан Нар Кубоку" - это передача, которая началась месяц назад и дай Бог закончится 3-го марта вручением кубка "Шан Нар" и десяти тысяч манатов команде-победителю. В проекте участвовало 56 команд, из них 16 прошли в полуфинал, ну а в данный момент осталось 12 команд. На этом проекте я являюсь одним из членов жюри, вместе с моими друзьями и товарищами Эльчином Гамидовым, Таиром и Джабиром Имановыми и Азером Мамедзаде. Что я не сделал в этом году? Я отказал Рамизу Гасаноглы, который предложил мне сняться во второй серии не без известного спектакля "Эвляри кондялян яр", который он снимал в 1982-ом году. В этой картине играют такие "киты", как Сиявуш Аслан, Яшар Нури, Самандар Рзаев. Очень хороший фильм. Но когда Рамиз муаллим пригласил меня сыграть менеджера в этой картине, я отказался, потому что я верующий человек, а верующие люди никогда не должны врать. Я понял, что я не осилю эту роль, и портить картину своей неуклюжей игрой я, как порядочный человек, не мог себе позволить. Надеюсь, Рамиз муаллим не обиделся и понял меня. Дай Бог, когда-нибудь будет другой фильм, в котором я смогу осилить роль, и тогда я с удовольствием дам согласие. Я считаю не правильным для себя играть на одной сцене с такими "китами", как Яшар Нури и Сиявуш Аслан.

- Как вы предпочитаете, чтобы к вам обращались, как представляли?

- Недавно, когда я был на одной встрече, где меня спросили: "как вас представить, вот вы совершали хадж, хаджи Бахрам, Бахрам муаллим или просто Бахрам?". Я считаю себя рабом Божьим, это мое внутреннее состояние, я этим живу. Чем бы я не занимался, играл, снимался, сам снимал как режиссер, издавал, внутренне я являюсь рабом божьим. Мне все равно, как меня называют.

- Что все же вам ближе - творчество или бизнес?

- Мне, конечно же, ближе творчество, а особенно, когда ты на этом творчестве зарабатываешь, своим честным трудом. Когда ты просыпаешься, с радостью идешь на работу и получаешь максимальное удовольствие от своей работы, а к концу дня Господь за твою работу посылает тебе рузи и бярякят, и ты этот хлеб несешь домой своим детям. И занимаешься их воспитанием. Я всегда говорил, что я не смогу работать в государственном учреждении, не смогу работать чиновником, хотя, в свое время было предложение.

 

- Какова цель проекта "Шян Нар Кубоку"?

- Во-первых, нужно поблагодарить Таира Иманова, который, если говорить КВНовским языком, сделал мозговую атаку, придумав этот проект, а также я благодарю всех спонсоров, которые не отказались в помощи. И помогают они в первую очередь себе, потому что в этом проекте участвуют их дети, то есть я имею в виду детей Азербайджана. Я всегда говорил, что талантливый человек - это человек, который знает что хочет. Таир очень талантливый человек, потому что он на самом деле знает что хочет. Хотя на съемочной площадке он тиран, деспот по отношению к работе, и для него важнее всего дисциплина. Целью же является воспитать новую молодежь. Может, эта молодежь завтра и не будет в творчестве, не будет актером, режиссером и т. д., но они будут нормальными, здравомыслящими людьми. И то время, которое сейчас они занимаются творчеством, снимают, пишут сценарий, они не дай Бог могли заниматься ненужными делами на улице. Делаем то, что лет 20-25 назад делал с нами комсомол. И дай Бог, из этих талантливый ребят получится что-то, и, может быть, когда-то мы сможем собрать новую команду "Парни из Баку", которая будет представлять Азербайджан. Но с ними работать очень сложно, между нами большой провал, эта молодежь не понимает нас, к сожалению, и мы на понимаем их, и у нас совсем разные взгляды на жизнь. Я не говорю, что молодежь плохая, нет, но она другая. Нет того мышления, образ жизни совсем другой.

- А в чем вы видите причину этого?

- Причина, во-первых, война. Хотим мы этого или нет, но она отразилась на мышлении нашей молодежи. Произошел провал, некому было заниматься воспитанием молодежи. В молодежи мы видим, к сожалению, результат того провала. Да вы можете сказать, что у нас есть Эльнур Мамедли - олимпийский чемпион, Шахин Новрасли, Исфар Сарабский, которые достойно представляют Азербайджан во многих странах. Я за них болею, и мне приятно, что у нас есть такая молодежь - грамотная, талантливая. Но в общем молодежь не та, которую нам хотелось бы видеть. У нас разрушилась система образования, с образованием у нас большие проблемы. Недавно провели соц. опрос "Кто такой Кара Караев?", и 80 % ответило, что это метро станция. А то, что он композитор, никто не знает. Такая же самая беда и в России. Если раньше у школьников в комнате висел портрет Юрия Гагарина, то сегодня российские школьники даже не знают, кто он такой. Это трагедия всех постсоветских стран, хотя я считаю, что самая лучшая система образования была советская.

- Как вы думаете, может ли какая-либо из этих команд стать "Парни из Баку-3"?

- Я не думаю, что то, что мы сейчас делаем, может дать такой результат. Нельзя создать команду на пустом месте, не получится. Нужны годы, нужно проводить чемпионаты.

- А почему же не проводятся эти самые чемпионаты?

- Ну, а этот вопрос уже не ко мне. В наше время этим занимался комсомол, а сейчас этим должны заниматься Министерство образования или Министерство молодежи и спорта. Они должны взять ответственность за себя, проводить чемпионаты, где мы сможем помочь, содействовать, и мы с удовольствием это сделаем. Пусть приглашают специалистом сборной Азербайджана, чтобы они работали. Вы знаете, я понял одну вещь, успешен тот человек, которого окружают успешные люди. Насколько бы я не был талантливым режиссером, если вокруг меня не будут профессиональные операторы, гримеры, актеры и не будет успешной работы. Поэтому нужна команда, надо создать команду.

- Хотели бы вы, чтобы кто-то из ваших детей связал свою жизнь с КВН?

- Ну, мои дети еще маленькие, дочке моей 7 лет, а сыну 5 лет. Но если, дай Бог, через 15 лет в Азербайджане будет КВН, и если не забудут русский язык, то я Джавида Багирзаде - сына своего, вижу в этой команде. Потому что он уже перешел своего отца, и я думаю, что если он пойдет по этому пути, то он, безусловно, будет лучше. Мы недавно записали его на танцы, и я тоже начинал с танцев, когда мне было 6 лет. А дочь у меня идет совсем в другом направлении, она человек с математическим уклоном. Недавно она стала призером чемпионата Азербайджана по шашкам среди десятилетних, хотя ей всего 7 лет. И мне будет очень приятно, если она в дальнейшем займется наукой.

- То есть сына вы ведете по тому же жизненному пути, который прошли сами?

- Я никуда не веду, это Господь нас ведет, я же просто стараюсь воспитывать своих детей так, как в свое время меня воспитывали мои родители. Не важно, кем они станут, станут ли профессионалами в своей деятельности, я буду стараться, чтобы в первую очередь они были хорошими людьми. Я должен воспитать правильных гражданинов, которые принесут пользу своей нации, своему народу. Они должны быть богобоязненными.

- Хотели бы вы, чтобы ваши дети продолжили ваш проект "Отцы и дети"?

- Это моя первая задача. Иногда мне кажется, что внутренне я свой отец, даже когда я чтото говорю Джавидику, мне кажется, что это мой отец говорит. Я хочу воспитать его, так как воспитывал меня мой отец. Несмотря на то, что сейчас я зарабатываю очень даже неплохо, я по сегодняшний день ем хлеб своего отца. И все это потому, что он был очень порядочным человеком, несмотря на то, что 35 лет работал в полиции.

- Как вы думаете, где легче за камерой, или на сцене?

- По моим ощущениям, конечно же, в театре - ты получаешь колоссальное удовольствие от сцены, когда вживую тебе аплодируют, и ты чувствуешь, как по телу пробегают мурашки. Ну а чисто профессионально легче в кино. В кино меньше ответственности, если что-то не получилось, можно остановить кадр и заново сыграть.

- По специальности вы режиссер, а пробовали ли вы себя в этой сфере?

- Да, лет 10 тому назад я снял фильм, посвященный покойному отцу. Это была моя первая работа, и я надеюсь, не последняя. Когда-нибудь я вернусь в большую режиссуру, ну а пока я не чувствую в себе той силы.

- Какие планы на будущее?

- Я не строю планов на будущее. Говорят, если хочешь рассмешить Аллаха, расскажи ему о своих планах.

- А не хотите ли открыть передачу на телевидении?

- Хочу, очень хочу авторскую передачу. Но для того, чтобы открыть на нашем телевидении свою передачу, нужны спонсоры. А в эти кризисные времена никому не до этого. А передача была бы на основе проблемы отцов и детей. Но, к сожалению, эта передача было бы не для всех, потому что нынешнее поколение, и не только молодежь, но и взрослое поколение, хотят шоу. А правильную, грамотно поставленную передачу никто не хочет смотреть.

 

 

Эхо. – 2009. – 26 декабря. – С. – 12.