Шахин Новрасли: "Я потихонечку подхожу к своей мечте..."

 

- Какие значимые события произошли в вашем творчестве за последнее время?

- Буквально на днях я вернулся с европейского турне. Дал 7 концертов. Турне я начал с Москвы, затем отправился в Санкт - Петербург, где выступил в большоом зале консерватории. Концерты также состоялись в Брюсселе, Париже, Страсбурге. Два концерта прошли в Лондоне.

- С какой программой вы предстали перед публикой?

- Программа была новая. Я готовил ее два года. В ее основе - как всегда синтез мугама с джазом. Я понимаю, что такой синтез делали и до меня, но я впервые соединил народные инструменты с настоящей джазовой музыкой, то есть в моем синтезе эти два жанра существуют не отдельно друг от друга, а слиты в едино и звучат как одно целое. Плюс к инструментам я также добавил свой голос.

- А это уже что-то новое...

- Да. И к этому я также готовился два года. Посещал школу ханенде. После концерта с Алимом Гасымовым я почувствовал, что что-то осталось у меня внутри, что-то недосказано... И я подумал, что должен петь сам.

- Как вы сами оцениваете эту новую грань вашего творчества?

- Хорошо. Я дал семь концертов в крупнейших залах Европы. На каждом концерте я играл и пел. И самое главное то, что европейский зритель очень хорошо принял этот синтез. Публика не отделяла мой голос от моего исполнения на пианино. То есть я два года готовился петь, а играю уже 27 лет, а для публики это было одно и то же. свой новый проект я назвал "Бута-проект", так как он был осуществлен при поддержке арт-центра "Бута". И могу с уверенностью сказать, что после этого в моих проектах всегда будет место и моему голосу.

- После успеха на фестивале в Монтре почувствовали ли, что поднялись на новую ступень своего творчества?

- Не могу сказать, что этот успех имел для меня такое большое значение. Для меня большее значение имеют концертные программы, выступления перед публикой.

Когда я выступаю даже в маленьком зале, чувствую тепло зрителей, слушателей, поэтому я больше люблю концертные выступления.

- Значит, сейчас вы делаете ставку главным образом на зарубежные выступления?

- Да, сейчас я больше стараюсь уделять внимание зарубежным выступлениям. Даже свой новый проект в Баку я еще не представил.

- А когда собираетесь?

- Дело в том, что сейчас мы готовимся ко второму турне, и может быть, в промежутке сделаем концерт в Баку.

- Насколько сегодня, по-вашему, джаз популярен среди молодежи?

- Джаз всегда был популярен в Баку, и от того, что каждый год у нас в стране проводятся джаз-фестивали, есть площадки, где можно играть джаз, интерес к джазу, и не только к джазу, но и к хорошей музыке, надеюсь, будет только повышаться.

- А кого из наших молодых джазменов вы можете выделить?

 

- Талантливых музыкантов много, но поименно назвать не могу, потому что считаю, что мы не должны сравнивать себя с музыкантами, которые живут в нашей стране и чей уровень почти такой же, как твой.

Думаю, для усовершенствования своего творчества нужно сравнивать себя с мировыми музыкантами.

Вот, например, когда меня спрашивают, какие есть музыканты, я в первую очередь думаю о том, что происходит в мире и начинаю сравнивать себя с этими музыкантами.

Мы не должны вариться в собственном соку, это неправильно. Если взять, к примеру, нашу поп-музыку и ее представителей, то можно сделать вывод - все только и конкурируют друг с другом. От этого наша поп-музыка не развивается на должном уровне.

- За ваше неординарное исполнение порой и вас причисляют к представителям шоу-бизнеса. Как вы к этому относитесь?

- Это мое индивидуальное исполнение, не знаю, кто что говорит, но мне и многим профессионалам такая манера нравится. После лондонского концерта я слышал в свой адрес много комплиментов. Люди говорили, что я уникальный, пою, играю, танцую... Было и такое время, когда я хотел просто играть, отвыкнуть от всех лишних движений. Но стоило выйти на сцену, и я никак не мог перебороть себя.

- А почему вы пытались отвыкнуть от этого? Вас задевало то, что некоторые критиковали вас за это?

- Нет, просто это очень трудно. После концертов у меня больше болят ноги, нежели руки. Очень много энергии уходит.

- Когда порадуете новым альбомом?

- У меня на сегодняшний день вышло уже 4 альбома. Сейчас хочу выпустить лондонский концерт на DVD.

- Не планируете сделать более современный синтез джаза? С электронной музыкой, к примеру, или с хип-хопом.

- Нет, таких планов пока нет. После Алима Гасымого я могу довериться только себе. Не потому что нет хороших исполнителей, просто идею, которую хочу воплотить, способен осилить только я.

- Как известно, ваши братья тоже занимаются музыкальным творчеством. Не собираетесь ли сделать семейный проект?

- В принципе, "Бута-проект" можно назвать семейным, потому что тар и кеманча озвучивают мои братья - Аслан Новрасли и Нурлан Новрасли. А другой мой брат - поэт, недавно выпустил книгу. Может быть, в следующий свой проект я включу его произведение. В голове много планов и идей, нужно только их реализовать.

- Кто, на ваш взгляд, из братьев Новрасли более успешен в творчестве?

- Везучими всегда бывают младшие. Младший у нас Нурлан, а старший я, у него есть брат Шаин Новрасли, и в этом ему уже повезло! Насколько для меня было сложно в творчестве, настолько ему сейчас все дается более легко.

- Если бы не фортепиано, какой музыкальный инструмент стал бы вашей судьбой?

 

- Ну, может, это вообще был бы не музыкальный инструмент. Например, я мог бы заняться шахматами. В детстве я ходил на турниры, соревнования. А если говорить о другом инструменте, то я очень любил барабаны.

- Какие планы на будущее?

- Я всегда мечтал, чтобы я ни о чем не думал кроме музыки - вот потихонечку подхожу к своей мечте. В этом турне я ничем, кроме музыки, не занимался. Сейчас на носу второе турне. Мы объедем другие страны и города и дадим около 10 концертов.

 

 

И.АСАДОВА,

 

Э.ВЕЛИЕВА

 

Эхо. – 2009. – 10 декабря. – С. – 8.