"Сцена - мой амулет",

 

В 1992 году народная артистка Азербайджана Джаннет Селимова на базе своего курса, который она вела в институте культуры создала Бакинский камерный театр. И это событие изменили судьбу многих ее студентов, в том числе и Шовги Гусейнова, ныне заслуженного артиста Азербайджана. Более подробно о своем творчестве поведал актер в интервью "Эхо".

- С какими трудностями вам пришлось столкнуться, прежде чем подняться на этот уровень?

- До сих пор помню день, когда я впервые приехал в Баку. Незнакомый город, незнакомые люди, все казалось таким необычным и в то же время интересным и привлекающим внимание. Поначалу было довольно тяжело как морально, так и материально. Но благодаря поддержке семьи и наставлениям Джаннет ханым я смог преодолеть все преграды на пути к осуществлению мечты стать актером.

- "Театр учит так, как это не сделать толстой книге", - говорил Вольтер. Чему вас научил театр?

- Прежде всего театр учит развивать душу человека, раскрывает его внутренний мир, скрытый порой от него самого. Играя на сцене, актер полностью растворяется в образе, перестает думать, мыслить, замечать всех вокруг себя. Его переполняют эмоции, которыми он хочет поделиться со зрителем.

- Самая дорогая вам роль?

- Для меня нет ролей более или менее дорогих, поскольку каждая из них дается с огромным трудом. В первое время мы ставили произведения зарубежных, русских и азербайджанских классиков. Самые запоминающиеся среди них были "Записки сумасшедшего" Гоголя, роль Поприщина; "Отелло" Шекспира, роль Яго, Чехова "Вишневый сад", образ Лопатина и т.д. По жизни я удачливый человек и, к счастью, все мои желания совпадали с возможностями. Я всегда играл те роли, о которых мечтал, что дано не каждому актеру. Бывали случаи, когда я самостоятельно работал над инсценировкой какой-то пьесы, просто потому, что мне очень хотелось сыграть того или иного героя - Джаннет ханым с радостью меня поддерживала.

- Были ли моменты, когда вы были недовольны своим выступлением?

- После каждого выхода на сцену. Если актер остается доволен собой, значит, он недостаточно хорош. Бывало, мы 3 раза в день играли один и тот же спектакль, но каждый раз это было нечто новое, и мы понимали, что в этот раз у нас получилось лучше, чем в предыдущий. Есть одно хорошее изречение Ключевского - "Скучно видеть на сцене не людей, а актеров". В первую очередь нужно быть самим собой. Поэтому говорят, что актерами рождаются, а не становятся. Мелик Дадашев, Яшар Нури, Насиба Зейналова и другие родились мастерами своего дела.

- Какими качествами должен обладать актер?

- Самый большой учитель мастера - ребенок. Он должен обладать детским началом, той невинностью ребенка, которая покорит сердца тысяч. Помимо этого важны правдивость, сценическое обаяние и харизма. Ни голос, ни костюм не заменят этих качеств.

- С каждым днем молодежь теряет интерес к театру, с чем вы это связываете?

- Многие объясняют этот факт со стремительным развитием техники, появлением Интернета и прочим. Однако в Азербайджане проблема совершенно в ином. Мы не видим отрицательных сторон в наших постановках, в игре актеров, в развитии, точнее, неразвитие современной драматургии. Сейчас многие режиссеры и писатели пытаются осовременить спектакли, подогнать их под европейские стандарты, но они меняют лишь внешний вид героев, а смотреть надо в суть проблемы. Театр обвиняет зрителя в том, что он не приходит на представление. Однако он приходит, я сам являюсь свидетелем, но это происходит лишь один раз, потому что ему становится скучно, актер ничем не может его удержать. Джаннет ханым всегда повторяет - "Каждый спектакль - это война между актером и зрителем, а исход ее будет известен, после того как закроется занавес".

Сегодня государство оказывает очень большое внимание развитию театра. Мы часто выезжаем на гастроли, и признаюсь вам, нигде в странах СНГ нет такого оснащения. Раньше Камерный театр был под Управлением культуры города Баку, теперь же его включили в ТЮЗ и министр культуры Абульфаз Гараев и Адалят Велиев поддерживают нас.

- Какие постановки планируются в ближайшем будущем?

- Недавно мы ставили "На дне" Горького, а сейчас Джаннет ханым работает над инсценировкой пьесы американского писателя Мартина Макдональха "Человек-подушка".

- Были ли предложения сниматься в фильмах?

- Мне часто приходилось играть в телевизионных фильмах, однако то были небольшие роли. В основном я занимаюсь профессиональным озвучиванием. Недавно ко мне поступило предложение сняться в художественном фильме, который называется "Актриса". Это своеобразный психологический детектив. Сценарий принадлежит Ильгару Фахми и Ровшану Исаху, а режиссерами являются Вугар Амиров и Ровшан Исах. Мы работаем со студией "Позитив". Я был в роли главного следователя. Где-то в августе начнутся съемки фильма.

- Бывали ли в вашей театральной практике казусы?

- О-о-о-о! Столько, что и не сосчитать! Каждый год мы выезжаем с нашей труппой по районам Азербайджана. И как-то в Губе произошел случай. Мы должны были играть "Визиря Ленкоранского ханства" Ахундова. Поставили декорации, одели костюмы и вдруг обнаружили, что взяли кассету с музыкой не под пьесу Ахундова, а под сказку "Тык-тык ханум". Пришлось выступать под то, что было. Зритель ничего не понял, зато мы вдоволь посмеялись.

- Многие люди искусства носят при себе амулет, у вас он имеется?

- Единственный мой амулет - сцена.

 

Мустафаева  Л.

Эхо. -2009. – 8 июля. – С.8.