Сафа Мирзагасанов: "Я могу быть публичен для зрителя, в какой-то роли, но стоять и держаться за машину - это не мое"

 

Интервью "Эхо", с известным артистом, актером Русского драматического театра им. Самеда Вургуна

У народного артиста Азербайджана, известного актера Русского драматического театра им. С.Вургуна Сафы Мирзагасанова юбилей. Любимому бакинцами "Сафику", как по-дружески называют Мирзагасанова близкие ему люди, завтра исполняется 50 лет.

Поклонники артиста также часто называют его "Красавец-мужчина", - во-первых, потому, что так оно и есть, а во-вторых, в свое время Мирзагасанов воплотил на сцене образ Окоемого в одноименном спектакле по Островскому.

Подробности творческой жизни актера - лишняя деталь в интервью, поскольку Сафа Мирзагасанов и его роли хорошо знакомы практически каждому бакинцу.

Что касается всего остального, а именно - секреты из личной жизни актера, воспоминания о детстве, рассказы о взаимоотношениях с поклонниками и т.д., то обо всем этом именинник рассказал в интервью "Эхо":

- Обычно актеры, артисты любят рассказывать о том, на каком из очередных курортов они проведут свой летний отпуск...

- Если честно, то я вообще не очень люблю лето. По сути я - зимний человек, и лето меня немножко напрягает, я себя не очень хорошо чувствую в это время. Но такова природа, и ее нельзя остановить. Так что, всякие там элитные курорты - это история не про меня. Скорее всего, я проведу отпуск на даче. Есть приглашение отправиться в Германию, но не хочу загадывать. Также очень хотелось бы поехать в Санкт-Петербург. Получится - буду рад, нет, то с удовольствием проведу время на даче, в бассейне... Море я не люблю.

- Интересный вы человек одились летом, а любите зиму...

- Есть такое поверье - если ты родился летом, значит, ты не любишь жару. Мои любимые месяцы - декабрь и январь. Я начинаю хорошо себя чувствовать с начала ноября по конец марта. Я всегда говорю, что зимой можно тепло одеться, выйти на улицу и тебе будет комфортно. А летом, когда вокруг жара, с себя можно снять только рубашку, и то, это мало чем поможет.

- С завершением театрального сезона принято подводить итоги. Каким был этот год для вас?

- В этом году я сыграл только в фантасмагории "Мечты сбываются". Во всех других новых спектаклях я занят не был. Немножко отдохнул, потому что прошлым летом перенес операцию и мне было тяжело. Но сейчас все хорошо, и, надеюсь, что в следующем театральном сезоне я из театра вылезать не буду.

- Конкретные предложения уже имеются?

- Есть три работы, в которых я буду задействован. Из этих трех пока что могу сказать только о спектакле "Братья Карамазовы", который будет ставить режиссер Ирана Тагизаде по Достоевскому. Я сыграю Ивана Карамазова.

- А что насчет так называемого "юбилейного" спектакля, который будет поставлен в вашу честь?

- Юбилейный спектакль будет сюрпризом для бакинцев. Но опять же мне не хотелось бы пока что говорить об этом.

- А может ли актер такого уровня, как вы, "заказать" у режиссера спектакль по случаю свего юбилея?

- Нет. Все-таки основной человек, который собирает это масштабное полотнище, - режиссер. Он первичен. А актеры - они вторичны, они выполняют волю режиссера. Поэтому заказывать что-либо я считаю неправильным. Актер должен играть все. Но наступает момент когда хочется играть то, что ты хочешь. Это не всегда получается, но надежда умирает последней.

- И когда, по-вашему, наступает такой момент?

- Когда ты становишься актером среднего, старшего поколения. Потому что когда приходишь в театр молодым, а я пришел уже очень давно - 30 лет назад, то играешь все подряд и все тебе интересно. Я помню, как выходил в массовки, помню, как мы с одной актрисой изображали тени главных героев, и это было такое счастье! Потом в моей творческой жизни появились сказки. Я очень много играл их! Невероятно люблю сказки. Ведь сказка - это наша надежда, наша мечта, и хочется, чтобы она осуществилась, поэтому мы в нее верим, надеемся...

Я отношусь к небольшой, может быть, в моем возврасте, категории людей-романтиков.

- А когда вам стали доверять серьезные, главные роли?

- В 80-е годы я уже стал играть главные роли. Очень много интересных ролей сыграл я тогда - короля Георга IV, Заура ("Тахмина и Заур"). Считаю у нас в Азербайджане большое счастье сыграть Эдмонда ("Король Лир") с Нодаром Шашикоглы...

Мне посчастливилось сыграть во многих замечательных постановках - "Фархад и Ширин", "Красавец - мужчина", "Хитроумная влюбленная"... Очень много было интересных ролей. И хочется надеяться, что это продолжится. Взять хотя бы роль Ивана Карамазова - об этом можно только мечтать...

- Для большинства актеров пределом же мечтаний является шекспировский Лир... А для вас?

- Конечно, хотелось бы сыграть Лира лет через 20-25. Но рекорд побит. Потому что Нодар Шашикоглы играет его в свои 82 года. Я считаю это великим подвигом. Перед таким человеком надо склонять голову и кланяться без остановки. В этом актере есть невероятная сила, он играет бесподобно, потрясающе!

- Нельзя не обратить внимание на то, что среди ваших лучших ролей чаще всего - отрицательные. Вы их прекрасно играете и при этом являетесь таким жизнерадостным и положительным человеком в жизни. Не любите играть в "хороших"?

- Да, так сложилась моя творческая судьба, что я очень много играл отрицательных ролей. У меня даже период был такой, тот же "Красавец-мужчина", "Король Лир", "Фархад и Ширин", где я играл Хосрова, он тоже в своем роде отрицательный - по трупам идет к своей любви. Далее спектакль "Звезда, любовь и шампанское", где я играю такого несчастливого, но очень ранимого человека.

Я считаю, что актер должен уметь все. В спектакле "Бесприданник, или Брачное агентство 1+1" я играю 59-летнего бомжа, очень несчастливого, милого, доброго, который говорит, что в его жизни наступил такой период, когда нужно вести свою жизнь в основном вокруг без дивана. "А без жены мне этого дивана во век не видать"... Я очень люблю и этот спектакль.

- Расскажите о том, как проходят дни рождения в вашей семье?

- Всегда проходят очень весело, обязательно в обществе друзей, в ресторане, дома или на даче. Не могу сказать, что я очень люблю дни рождения. Мне из всех праздников нравится Новый год. Но в то же время приятно, когда о тебе помнят в твой день рождения, поздравляют, собираются по поводу твоего праздника. Тем более что в этом году у меня юбилей. И праздновать его я буду на сцене - сыграю свой любимый на данный момент спектакль - "Звезда, любовь и шампанское" Эльчина. Я очень люблю этот спектакль, играю его уже больше трех лет. Считаю, что в свой юбилейный день рождения непременно должен находиться на сцене. Мне кажется, что это - самое большое счастье. А дома, наверное, тоже что-то придумаем, но на следующий день. Пригласим близких, друзей. Есть такое поверье - 40 лет не отмечают, но подарки принимать можно. А 50-летие же просто нельзя не отмечать. Так что, думаю, все пройдет хорошо.

- Не особо любите дни рождения... Неужели вы такой скромный?

- Я не могу сказать, что я такой уж "сверхскромный". Я люблю жить. Жить сегодняшним днем. Мне не хочется растрачивать эту жизнь на какие-то мелочи, склоки и амбиции. Актер должен себя уважать. И уважающий себя актер сделает так, чтобы его уважали все вокруг. Я могу похвастаться тем, что в нашем театре, которому я отдал большую часть своей жизни, меня, по-моему, любят все - и в творческом составе, и в техническом. Я дружу со всеми, не делаю различий.

- Как вы думаете, вас любят за то, что вы "просто Сафик", были им и будете, как вы однажды сказали?

- Да, да... Я - Сафик для всех! В английском языке нет слова "вы". Есть только ты и это - единое обращение.

За рубежом люди не называют друг друга по имени и по отчеству, там нет дополнений "муаллим", "бей" и т.д. Я живу по этому принципу. И очень дружу с молодежью.

- Как вы думаете, почему актеры вашего уровня чаще всего иронично относятся к молодым коллегам, постоянно недовольны ими, упрекают...

- Я например, никогда так не думал. Что касается других, то для многих все еще существует такое армейское понятие, как "дедовщина". Они живут по принципу - "я мучился, и ты мучайся". Я это никогда не принимал, не понимал и считаю, что как, например, Олег Янковский мог пренебрежительно относиться к Сергею Безрукову, хотя он годился ему в отцы? Такого просто не могло быть. Когда на сцену выходит Сафа Мирзагасанов, и рядом с ним находится молодой актер, актриса, они - партнеры. По-другому и быть не может.

- Раз вы так любите молодежь, то почему не преподаете? Ведь для многих из молодых ребят было бы настоящее счастье учиться у такого актера, как вы...

- Лет 15 назад меня приглашали преподавать в институт, но я отказался. Это - не мое. Я никогда не занимаюсь тем, чего не умею делать. А преподавание - это ведь божий дар. Он есть у многих актеров, но у меня его нет.

- Все актеры-любимчики публики, так говорят. А может, это просто доля эгоизма?

- Конечно же, нет. У каждого человека присутствует талант. У кого-то в большей мере, кто-то его развивает, а у кого-то он так и остается внутри. В данном случае я действительно не умею учить. Зато я могу готовить. И возьмусь за приготовление любого блюда, даже сложного, пусть мне только объяснят, как это надо сделать. И я сделаю, и, наверно, даже добавлю кое-что от себя.

- С кем у вас в театре отношения более дружеские - с ровесниками или молодежью?

- Я люблю свое поколение, нас в театре достаточно много. Есть даже те, с кем я вместе учился - это Рита Амирбекова, Мабуд Магерраммов, Наталья Шаровская... Но не могу сказать, что я дружу только с ними и все. У меня есть друзья и постарше меня, и молодежь. Среди них есть и такие, кому я могу дать дельный совет, но, конечно же, я всегда делаю это очень ненавязчиво.

- Вы назвали себя романтиком, а какой романтик без любви. Присутствует это прекрасное чувство в вашей жизни?

- Любовь - это то, что должно присутствовать в человеке до конца его жизни. Потому что без любви невозможно жить.

И конечно же, в моей жизни существует человек, без которого я не умею жить. По-моему, так никто еще не говорил?! В жизни каждого из нас есть и белые, и черные полосы, но очень хочется, чтобы вот это мое "неумение" жить без этой женщины оставалось со мной до конца жизни.

А что касается романтики, то я считаю, что под этим понятием мы подразумеваем то, во что верим, что придумываем для себя, чтобы было легче жить. К своей романтике я отношу то, что собираю сказки, где вижу новые книги, сразу же покупаю, фарфоровые фигурки, - я по году Кабан, по месяцу - Рак. А мой год - 1959-й по определению гороскопа, - "свинья в прянике". Так вот, я собираю фигурки свинок, у меня очень большая коллекция. Раньше собирал "киндеры". Люблю хорошие фильмы, восхищаюсь тем, что умеет создать на экране Спилберг. Собираю фигурки раков, сов имвол мудрости, - это моя птица. Наверное, все это и есть романтизм...

- А любимая сказка из детства сохранилась?

- Да, это "Снежная короллева" Андерсена. Я очень хорошо знаю биографию этого писателя. Он был очень несчастливым человеком. Очень точно про него снял фильм Эльдар Рязанов.

Так вот, "Снежная королева" - моя любимая сказка с дества. Когда мне ее читала мама, или когда я смотрел фильм, то всегда воображал себя Каем... И мне даже посчастливилось в Русском драмтеатре, в начале 80-х годов сыграть эту роль!

- Можно ли это считать примером того, как мечты превращаются в реальность?

- Конечно. Мне повезло, и в жизни было несколько таких случаев. Например, Эдмонд. Когда еще в школе я читал "Короля Лира", то мечтал именно об этой роли. И вдруг, в один прекрасный день Александр Яковлевич Шаровский, наш главный режиссер, предложил мне эту роль. А вот сейчас буду играть Ивана Карамазова. Об этой роли я тоже мечтал, читая книгу. Очень надеюсь, что мне всегда будет так везти...

- Некоторые актеры любят жаловаться на свою творческую судьбу, мол, всегда чего-то недостает... Вы к этому числу не относитесь?

- Я считаю, что прожил счастливую жизнь в театре. Потому что я очень много играл. В 1995 году получил "мастера сцены", мне тогда было всего 35 лет. Это последняя градация в театре - по окладу. В 2000 году я получил звание заслуженного артиста от нашего незабвенного Гейдара Алиева. Спустя шесть лет, в 2006 году в 46 лет я получил звание народного артиста, уже от сына Гейдара Алиева - нашего президента Ильхама Алиева. А к своему юбилею, вы только посмотрите, какой у нас театр-красавец! В прошлом году мы, можно сказать, вошли в совершенно новое здание, за что огромное спасибо президенту Ильхаму Алиеву.

- Все возможные звания вы получили, работаете в отремонтированном театре, играете лучшие роли, публика вас обожает... Выходит, что вдохновляться уже, собственно, и ничем. Или не так?

- Конечно же, не так. Я же для этого работал. Это не важно. Конечно, внимание со стороны государства вдохновляет, ты очень благодарен за то, что твои заслуги оценили. Но суть все-таки не в этом.

- В чем же?

- В том, что ты живешь ради театра, выходишь на сцену ради зрителя, и это все - главное в твоей жизни, то, ради чего ты живешь.

Я не мыслю себя без этого, и если бы мне задали банальный вопрос, который задается всем актерам, "повторили бы вы свой путь, если бы начали жить сначала", я бы сказал "да". Потому что в творчестве мне не на что пожаловаться.

- А можно быть актером и не любить зрителя?

- Можно. Я даже знаю таких людей. Но имен называть не буду.

- Это абсурдно для вас?

- Конечно. Как можно играть для себя? Я получаю удовольствие, лишь понимая, что все это нужно вам, публике, которая нас любит, которая приходит ради нас, актеров, в театр. В противном случае речь идет уже об амбициях и самовлюбленности. Актер должен быть самолюбив, но это не должно проявляться в таком виде.

Самолюбие должно подстегивать актера, чтобы зритель сказал ему, "Как ты прекрасен", а не то, чтобы ты вышел на сцену и потом сказал - "Как я был прекрасен!". Я такого никогда не говорил. Я любил свои роли, но я никогда не говорил: "Господи, какой же я гениальный!". Кроме того, я далеко не гений!

- Вы часто разочаровываетесь?

- Бывает. Но я к этому пытаюсь подойти с философской точки зрения. Так должно было произойти, и все. В определенный период жизни человек не заводит новых друзей, а те, кто от тебя отошел, - был просто случайным человеком в твоей жизни. Но обидно бывает, конечно. К сожалению, как я уже говорил, наша жизнь не может быть только радужной. Бывают и очень тяжелые и трудные моменты. Но это жизнь.

- А сами себе праздник устроить можете?

- Могу! Для этого достаточно просто позвонить друзьям, сказать: "Я свободен, сегодня будем гулять!". Друзья меня всегда поддерживают. У меня есть замечательные друзья, я их очень люблю. Такие люди есть и в театре, и за его пределами. Это мои самые преданные, самые добрые самые любимые друзья.

- Без чего не обходится ни один ваш день?

- Не люблю завтракать. Могу лишь выпить чай. А в последнее время не ем хлеб, стараюсь держать себя в форме.

Наверное, ни один мой день не обходится без прессы. Мы получаем большое количество газет и журналов. Без книг. Без своего кота Басика. Я его очень люблю. Он может ночью разбудить меня и надо будет встать и вести его гулять на балкон. А кричать на него нельзя. Ему достаточно много лет - 11.

Не могу обходиться без звонков друзьям. Есть люди, которых я вижу очень редко, в связи с тем, что многие из них находятся за пределами Азербайджана. А многие просто заняты, и наши выходные дни не совпадают.

- Какие качества в женщине вас привлекают?

- Женщина должна быть ухоженная, интересная. Я не приемлю два качества, причем это касается не только женщин, но и мужчин. Это - жадность и глупость. Можно быть ревнивым, капризным, но быть жадным, а когда это ужасное качество сочетается еще и с глупостью, так это уже вообще без комментариев. Но мне повезло - такие люди на моем пути встречались очень редко.

- А вы сам очень щедрый?

- Я абсолютно не жадный. Могу получить деньги и сразу же все потратить. Я не умею рассчитывать. Как я уже сказал, живу сегодняшним днем, потому что завтрашнего дня, к сожалению, может не быть.

- На что больше тратитесь?

- Больше всего вкладываю в быт. Чтобы все было уютно, удобно, комфортно, чтобы не приходилось потом гадать, придумывать, как выйти из того или иного положения.

- Как относитесь к шопингу?

- Я люблю покупать одежду и очень точно умею ее выбирать. Несмотря на свой возраст, я одеваюсь несколько спортивно. Но мне так нравится!

- Предпочитаете заходить в бутики или можете купить что-либо в обычном магазине?

- Я не очень люблю дорогие магазины и очень люблю распродажи. Помню, когда мы читали Диккенса, Драйзера, мы не понимали, что такое "распродажа". Сейчас это явление стало модным и у нас. Но если увижу красивую вещь, которая мне очень понравится и будет она стоить дорого даже для меня, то я все равно ее куплю. Если, конечно, будет возможность.

- Мода на мобильные телефоны для вас знакомая тема?

- Не очень! Я очень плохо разбираюсь в телефонах, умею только самое главное - звонить и отвечать на звонки. Я человек совершенно не технический. Для меня важно, чтобы телефон был в первую очередь качественным. Свой последний мобильный телефон я приобрел в ноябре, и до сих пор он у меня как новенький. Я вообще очень аккуратный человек.

- А как относитесь к украшениям, драгоценным металлам?

- Я очень люблю золото. Но только не белое. Золото - желтый металл и оно должно быть желтым. Я равнодушен к бриллиантам. Вообще очень люблю желтый цвет, считаю, что это самый теплый и самый добрый цвет.

- Поклонники часто дарят вам подарки?

- Можно сказать, да. Есть преданные поклонники, и есть такие, чьи имена я даже не знаю. Люди присылают мне книги, сказки, фотоальбомы с моими фотографиями, сделанными со сцены, стихи, посвященные мне... Я все это, конечно же, бережно храню. Это невероятно приятно. Были случаи, когда дарили очень дорогие подарки. Один раз кто-то прислал очень красивое кольцо. Я был в шоке и не знал, кого благодарить.

А еще мне запомнилась одна поклонница - женщина в возрасте. Она всегда приносила мне цветы, и они так пахли, словно только что из сада... Но, к сожалению, я давно не вижу эту женщину.

- Говорят, в детстве вы мечтали о другой славе - киноактера?

- Да. Я жил в Белоканы, вырос там, учился. К нам, бывало, приезжали гастролеры, но своего театра не было. А кино в моей жизни присутствовало, и я всегда хотел быть киноактером.

Но так было до тех пор, пока в 1977 году я не поступил в Университет искусств на курс Рзы Тахмасиба и Шафиги Мамедовой, которые привили мне любовь к театру... И когда я уже сам впервые переступил порог Русского драмтеатра, то понял, какое это великое счастье. Ежесекундно ты можешь передавать зрителю свои эмоции, свои чувства. И я понял, что кино - это вторично.

- А современные телевизионные проекты типа реалити-шоу вас не привлекают?

- Абсолютно нет. Это все не для меня. Я не хожу на телевидение, потому что не люблю публичность. Я могу быть публичен для зрителя, в какой-то роли, а публичным быть в реалити-шоу, стоять, держаться за машину - я этого делать не умею и всегда отказываюсь.

- Что пожелаете публике в свой день рождения?

- Желаю, чтобы публика всегда была, чтобы она никогда не разочаровывалась, всегда любила театр и приходила к нам, потому что двери наши театра всегда открыты для каждого, кто любит театр, и, так же, как мы, не может без него жить...

 

Асадова  И.

Эхо. -2009. – 26 июня. – С.8.