"Деятельность профсоюзов в нефтяном секторе Азербайджана является формальной"

 

Интервью "Эхо" с председателем Комитета защиты прав нефтяников Мирвари Гахраманлы о текущей ситуации с защитой трудовых прав граждан и о качестве работы профсоюзов

 

- Как можете оценить нынешнюю ситуацию в сфере защиты трудовых прав граждан?

- Сокращения рабочих в нефтяном секторе начались еще в конце 2005 года, причем эта тенденция продолжается и по сей день. Следует отметить, что сокращения проводились по разным причинам. В частности, сокращения, которые наблюдались с конца 2005 года по 2007 год, были напрямую связаны с иностранными нефтяными компаниями. Точнее, многие зарубежные фирмы были вынуждены приостановить свою деятельность, что было обусловлено завершением реализации многих крупных проектов. В данном случае речь идет о компаниях-субподрядчиках и подрядчиках, а также компаниях, занимающихся сервисными услугами, и так далее.

Мы еще ранее утверждали, что число сокращенных в нефтяном секторе лиц уже в 2007 году достигало 10 тыс. человек. Параллельно с иностранными компаниями к массовому увольнению своих сотрудников приступила Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР). При этом сокращения в ГНКАР проводились без какого-либо обоснования. Компания должна была официально заявить о причинах происходящего. Это могло быть обосновано снижением объема добычи или долговых обязательств компании. Однако необходимо принимать во внимание, что подобные случаи происходили и ранее. Но тогда сокращения проводились под теми или иными предлогами. Правительство страны пока что не заявило о существовании в стране финансового кризиса. Правительство часто утверждает, что отечественная экономика смогла избежать негативных влияний кризиса. Потому в Азербайджане не подготовлена и не утверждена единая антикризисная программа правительства. Однако ГНКАР в начале этого года подготовила и заявила о разработке своей антикризисной программы. Эта программа состоит из 20 страниц. Признаться, документ разбудил во мне ностальгию по "старым добрым временам" существования СССР. Я еще в советские времена была секретарем партийной организации. Тогда на основе того или иного решения, принятого партией, местные ведомства готовили план мероприятий. Создается такое впечатление, что кто-то из архивов нашел план мероприятий коммунистической партии и окрестил этот документ антикризисной программой. На самом же деле антикризисная программа должна была быть составлена на основе иных принципов. При этом немаловажным фактом является то, что даже в антикризисной программе не было ни слова о сокращениях в ГНКАР. На самом же деле в компании происходят совсем другие процессы.

Как я отметила еще до этого, сокращения в ГНКАР начались еще в 2007 году. Им сопутствовало принуждение рядовых работников, в том числе пожилых лиц. Людей заставляли подписывать заявления об уходе с работы. Наибольшие правонарушения отмечались в заключении так называемых временных контрактов.

Важно учесть, что ГНКАР является государственной компанией. Тем самым именно нефтяная компания должна была соблюдать законы Азербайджана, в том числе в сфере трудовых взаимоотношений. Всем известно, что в Трудовой кодекс Азербайджана были несколько раз внесены изменения. К сожалению, лицам, заключающим так называемые временные трудовые договора, не хватило образования, чтобы досконально познакомиться с требованиями Трудового кодекса. В частности, достаточно было изучить несколько статей Трудового кодекса, чтобы понять запрещенность заключения временных трудовых договоров с лицами, которые были взяты в ГНКАР на работу еще до 1999 года. Но тем не менее маленькие "императоры", которые еще являются руководителями управлений, забронировали для себя своего рода запасной выход. В случае необходимости они без всяких сложностей могут уволить "неподходящего" сотрудника. Правда, еще до 2005 года эти сокращения не носили столь массовый характер. Но после 2005 года против них начался своего рода "крестовый поход". Даже существовали такие предприятия, где с сотрудниками заключали трудовые договора на 3 месяца. В данном случае речь идет о заводе глубоководных оснований (Дерин озуллер заводу) и об управлениях магистральных нефтепроводов и обеспечения. Подобная практика уже по сути является грубым нарушением требований законодательства. И все это происходит на фоне существования в нефтяной компании правового департамента. Все сотрудники департамента имеют высшее юридическое образование и, наверное, не понаслышке знакомы с Трудовым кодексом Азербайджана. Так вот, после истечения срока контракта рабочие увольнялись с места работы.

Вторая волна увольнений постигла уже сотрудников пенсионного возраста. Сейчас многие высококвалифицированные специалисты в компании или уже потеряли свое место работы, или уже скоро удостоятся этой "чести". На данный момент в ГНКАР осталось всего лишь 15-20% сотрудников пенсионного возраста, и они, вероятнее всего, занимают высокие должностные посты в аппарате управления. ГНКАР, лишив работы опытных специалистов, многое потеряла. Вакантные места опытных специалистов заняли лица, которые даже запаха нефти не чуяли. Сокращение опытных специалистов в конечном итоге повлекло за собой кризисную ситуацию в ГНКАР.

Если проследить динамику роста добычи ГНКАР, то за последние годы объем добычи нефтяной компании понижается. В конечном итоге, как показывает статистика, число сотрудников в 15-20 раз больше, чем этого позволяет объем добычи компании. В целом, следует отметить, что сокращения в ГНКАР все еще продолжаются. После присоединения к ГНКАР производственного объединения "Азеригаз" так называемая "чистка" началась и в ПО. Но, к сожалению, все те же маленькие "императоры" забывают, что сами когда-то станут людьми пенсионного возраста. Людей пенсионного возраста лишают места работы самыми недопустимыми методами. Такого рода явления невозможно оправдать при любых обстоятельствах. Я часто встречаюсь с должностными лицами Норвегии и часто бываю в Норвегии. Следует отметить, что высокопоставленные лица всегда в своих выступлениях подчеркивают, что самым главным нашим богатством являются наши граждане. И только потом норвежцы называют своим богатством нефть. К сожалению, после "крестового похода" в ГНКАР у Азербайджана осталось только одно богатство - это нефть.

- Часто неправительственные эксперты отмечают слабую деятельность профсоюзов в Азербайджане. Вы согласны с этим мнением?

- Следует отметить, что профсоюзы, которые существовали еще в советские времена, называли "красными". На данный момент существует новый термин - "желтые". Эти профсоюзы находятся под контролем работодателей. После приобретения независимости прошел своего рода процесс образования независимых профсоюзов. Я с гордостью заявляю, что я - один из учредителей независимых профсоюзов в нефтяном секторе. Но с сожалением следует констатировать, что этот профсоюз не стал долгожителем. Все началось с приходом в страну транснациональных корпораций. В какую бы страну ни приходили транснациональные корпорации, они везде прилагают усилия для внесения изменений в местное трудовое законодательство. При этом эти старания сопровождаются попытками снизить роль профсоюзов внутри страны. Я до этого упоминала, что в 1999 году в Трудовой кодекс были внесены некоторые изменения. Благодаря этим изменениям роль профсоюзов в значительной степени снизилась. Говоря простым языком, профсоюзы потеряли свое место в Трудовом кодексе.

Так называемые "желтые" профсоюзы являются своего рода неофициальной структурой при ГНКАР. Все мы являлись свидетелями событий в плане защиты трудовых граждан, забастовок, но при этом разве кто-нибудь слышал какое-либо официальное заявление от профсоюзов? Мы со своей стороны пытались помогать людям. Но когда в 2005 году в "Макдермоте" рабочие пытались создать профсоюз, с целью получения членских взносов так называемые "желтые" профсоюзы появились и тут. В то время как с тех пор палец о палец они не ударили ради рядовых работников. Тем самым они вновь подтвердили, что заняты только сбором членских взносов.

Должна напомнить, что наш комитет создан 3 сентября 1996 года. Причиной создания послужила печальная гибель прежних профсоюзов, На их базе и под контролем тогдашнего руководства ГНКАР начали создаваться новые структуры. На данный момент, во время периодических конференций и мероприятий профсоюзов выясняется, что более чем 30% руководителей этих профсоюзов в то же время являются руководителями предприятий. Исходя из этого, во время съездов и конференций голос простого рабочего не был слышен.

В то же время руководители предприятий без особых сложностей лишают места работы рядовых рабочих. В связи с нашими неоднократными обращениями в парламент в Трудовой кодекс был добавлен новый раздел. Согласно ему, сейчас без соответствующего разрешения профсоюза рабочий не может быть освобожден от постоянного места работы. Но это опять не изменило общего расклада. Теперь уже руководитель профсоюза без каких-либо вопросов подписывает документ, в котором он не выступает против освобождения того или иного лица с его постоянного места работы.

В "Балаханынефть" был такой курьезный случай. В данном случае речь идет о судебном процессе в связи с освобождением с работы одной женщины. Вы представьте, что в форме руководства "Балаханынефти" явился председатель профсоюза этого предприятия. Такого рода случай вряд ли можно встретить еще где-нибудь. За рубежом руководителей профсоюзов даже на территории предприятий невозможно увидеть. За границей профсоюзы являются полностью независимой организацией. Но в Азербайджане ситуация обстоит несколько по-иному.

Если рабочий сделает что-либо наперекор руководству предприятия или завода, то он немедленно потеряет свое место работы. На данный момент профсоюзы живут за счет 2% от заработной платы, которые изымаются у рабочих бухгалтерией предприятий, занятых в нефтяном секторе. На сегодняшний день, вне зависимости от желания человека при его вступлении на ту или иную должность в ГНКАР с его зарплаты автоматически изымается 2%. Следует в данном случае спросить, что же он получает взамен своей оплаты? Разве защищаются его права? В самом лучшем случае взамен 2%-ного взноса человек получает 5-дневный отдых в Набрани в не столь благоприятных условиях. Или же может получить незначительную материальную помощь. Но следует отметить, что, согласно 309-й статье Трудового кодекса АР, профсоюзы наделены значительными полномочиями. Помимо этого также следует отметить, что 309-я статья состоит из многочисленных пунктов. По законодательству профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением вышеназванных пунктов на предприятиях. Но реально профсоюзы занимаются всем, чем угодно, но не контролируют соблюдение требований законодательства. Весь вопрос в том, что если профсоюзы были бы независимыми, то они, конечно же, защищали бы права рабочих.

- Вы высказались о роли профсоюзов. Но вы согласны, что знание своих трудовых прав гражданами также будет содействовать обеспечению прав рядовых работников?

- Я с большой гордостью заявляю, что сегодня каждый, кто обращается в нашу организацию, получает юридическую консультацию. Мы за счет своих финансовых средств издали книгу, которая состоит из различных комментарией и консультаций. Достаточно войти в раздел вопросы и ответы нашего сайта, чтобы удостовериться в объеме адресованных нам вопросов. Большинство судебных процессов мы выиграли.

В течение года к нам с заявлением обратились примерно 1600 человек. При этом большинство из обращенных заявляют, что они состояли в профсоюзах, и те их отправили к вам, заявив, что мы - независимая организация. При этом профсоюзы заявляют такое без всякого зазрения совести. Зимой они не выходят из своих кабинетов по той причине, что холодно. А летом они сидят в кабинетах потому, что на улице слишком жарко. Говоря простым языком, профсоюзы вечно находятся на незаслуженном отдыхе за счет денег рабочих. Важно признать, что профсоюзы не избраны рабочими и не являются независимыми организациями, не выполняют свои функции независимой структуры при работодателях.

Трудовой кодекс Азербайджана в советские времена в достаточной степени защищал интересы рабочих. Но в 1996 и 1999 годах в него были внесены ряд существенных изменений. Потом Трудовой кодекс был усовершенствован. На данный момент кодекс можно назвать в достаточной степени передовым. Правда, он в каких-то параметрах уступает своему российскому аналогу. Но по сравнению с европейским трудовым кодексом азербайджанский аналог выглядит в достаточной степени сильным.

К примеру, в документе существуют более чем 30 разделов о защите прав женщин. В частности, законодательство предусматривает создание условий для матерей до тех пор, пока ее ребенок не достигнет 14 лет. Тем самым, с точки зрения кодекса права матерей полностью защищаются. Но совсем другой вопрос, каким образом выполняются требования кодекса. В частности, по той причине, что руководители предприятий, не выполняющие требования закона, не наказываются на основе 310-й, 311-й и 312-й статей кодекса, эти императивы, по сути дела, теряют свое значение. Если сегодня беременных женщин увольняют с работы, существуют массовые сокращения или же заключаются временные договора, то это означает, что руководители предприятий не признают наличие в стране Трудового кодекса. Часто центром общественного недовольства становятся зарубежные предприятия. Но я вас уверяю, что иностранные компании опасаются потерять свой престиж. Если существуют те или иные правонарушения в зарубежных компаниях, то после нашего заявления они быстро устраняют недостатки в своей деятельности. Они с большим уважением относятся к своему имиджу. Но, к сожалению, такого рода тенденций среди отечественных компаний не наблюдается. Происходят различные несчастные случаи в строительном и нефтяном секторе. Кто же до сегодняшнего дня ответил перед законом за эти случаи и за пострадавших? Кто был привлечен к ответственности? По сути дела, никто! Если кто-то оказывает сопротивление полиции, то его легко наказать. Или же, если кто-то кому-то наносит телесные повреждения, то сразу оказывается за решеткой. Но за случаи смерти или же травм на производстве никто не наказывается. У убийцы при любых обстоятельствах существует одно определение - он преступник. Существенной разницы между тем, кто убил ножом кого-либо и тем, кто "убил" кого-то по той причине, что не создал должные трудовые условия на своем предприятии, не существует. Преступники должны понести соответствующее наказание перед требованиями закона.

- Порой неправительственные эксперты отмечают, что в иностранных компаниях карьерное продвижение азербайджанцев проблематично. Какова ваша позиция по этому вопросу?

- В данном направлении уже существуют некоторые продвижения. Вы знаете, что одно из высших руководящих постов в компании bp-Azerbaijan занял азербайджанец. Но известно, что в нефтяном секторе Азербайджана занято более чем 20 зарубежных нефтяных компаний. К примеру, Statoil-Hidro все еще не выделяет рабочих мест для граждан Азербайджана. И в то же время необходимо принимать во внимание, что в зарубежных компаниях не существует профсоюзов, то есть все еще нарушаются требования Трудового кодекса. Особенно в данном случае необходимо отметить нарушение трудовых прав женщин. В частности, в иностранных компаниях занятые в нефтяном секторе в Азербайджане женщины не могут получать материнский отпуск более чем на 6 месяцев. И когда компаниям задают вопросы об этом, они отвечают, что женщины под этим предлогом "отмахиваются" от работы. Конечно, женщина также подтверждает эти утверждения по той причине, что она не хочет терять рабочего места, которое она обрела тяжкими усилиями. Иными словами, несмотря на некоторый прогресс, все же негативные явления в деятельности зарубежных компаний присутствуют. Если наши местные компании и предприятия не считаются с требованиями законодательства, то что мы можем ожидать от иностранных компаний? Зарубежные фирмы до прихода в Азербайджан работали в других странах, где они с уважением относились к требованиям местного законодательства и местным гражданам. Здесь они видят, что существуют идеальные законы. Но руководствуются принципом, что если местные предприятия их не соблюдают, то зачем я должен их соблюдать? К примеру, во всех компаниях для местных рабочих существует инструкция. Она закрыта для общественности. На самом деле этот документ весьма интересен. Мы не раз пытались ознакомиться с этими инструкциями, но под разными предлогами их скрывали от нас. Но мы и дальше будем пытаться получить информацию об этих инструкциях. Если и на этот раз не сможем получить эти инструкции, то уже обратимся в суд.

На данный момент в Азербайджан прибыли ряд компаний, которые зарегистрированы в офшорных зонах. В этих компаниях также фиксируются нарушения законодательства. Следует отметить российскую компанию Global Energy, где нарушений больше всего. В частности, они заключают с работниками 3-месячные договоренности. Но, я думаю, что в данном случае мы сможем помочь трудящимся. В частности, в 45-й статье кодекса был добавлен новый раздел, по которому если гражданин работал на том или ином предприятии более чем 5 лет, то с ним заключение временного контракта запрещается. Зачастую иностранные компании закрывают глаза на требования законодательства, и мы горим желанием напомнить им о требованиях законодательства.

Мы планируем опубликовать брошюры и статьи о пунктах законодательства, требования которых нарушаются чаше всего. Пока что мы заняты поиском средств, необходимых для публикации. Любой рабочий должен знать свои права. Если его права в зарубежной компании нарушаются, то корень этого находится в отсутствии соответствующих знаний в этом направлении. Но в иностранных компаниях существует один позитивный аспект - в случае, если они проиграли судебный иск рабочему, то они не оказывают давление на восстановленного на работе трудящегося. Но горе тому, кто выиграл судебный иск против ГНКАР. Он должен сам добровольно подписать заявление о своем уходе. Так как для него создаются невыносимые условия труда.

Я бы, конечно, хотела, чтобы профсоюзы в стране занимались своими обязанностями по совести. Не существует какого-либо объяснения для тех, кто берет с людей деньги и не защищает их права. Я бы хотела, чтобы многие чиновники поняли, что они являются государственными служащими и требования закона в первую очередь должны соблюдать они. Необходимо создать своего рода связь между законодательным и исполнительным органом с целью соблюдения требований законодательства. Также важно, чтобы законы выполнялись хотя бы на 20%. Я вас уверяю, что в таком случае количество нарушений прав человека резко уменьшится.

 

 

 А.ХАЛИЛОВ

 

Эхо. – 2009. – 7 ноября. – С. – 17.