Кочари ГАСАНОВ: "Природные богатства - гарантия экономической безопасности наших потомков"

 

Интервью "Эхо" с директором общественного информационного центра "Бизим вэтэн"

 

- В последнее время в мире звучит достаточно много прогнозов о том, что после кризиса расклад сил на международной экономической арене изменится, а многие государства пересмотрят свои макроэкономические взгляды. Что вы думаете по этому поводу?

- Это неизбежно. Кризис показал, насколько хрупки мировые макроэкономические достижения. Изначально неверно построенная мировая финансовая система фактически дала сбой. Причин этого сбоя достаточно много, главная - неэффективность и нефункциональность банковской системы. Вместе того чтобы быть финансовым инструментом на пути развития реального сектора экономики, банки свои капиталы направили на спекуляцию ценными бумагами, а также увлеклись другими азартными играми. Вот и получились две реальности: одна - более низкий мировой экономический уровень, достигнутый в результате слабого развития реального сектора, другая - более высокий уровень, достигнутый в результате спекулятивного раздувания "мыльного пузыря". В первом случае экономические результаты более реальны и мало подвержены рискам, их, что называется, можно потрогать руками, во втором результаты виртуальны, они состоят из одних рисков. Но парадокс заключается в том, что люди потянулись за вторым, захотели уровень своего благополучия измерять результатами раздувания. И поэтому все жили за счет кредитных денег, а не за счет своих заработков. Но у всякой игры есть начало и есть конец. Когда этот конец наступил, люди не сразу разобрались в происходящем и запаниковали. Давайте напомним всем о том, что деньги - это средство, инструмент на пути реализации высоких экономических планов, на пути формирования материальных ценностей в жизни человека, а не конечный продукт потребления. Существующая финансовая система позволила национальным валютам развитых стран превратиться в товар. И этот товар на протяжении многих лет пользовался высоким спросом на международном экономическом пространстве, принося немыслимые доходы своим производителям. Пока это так - развитие цивилизации будет виртуальным, а экономические кризисы будут носить системный характер.

- Какой должна быть экономическая модель в посткризисном мире?

- Расклад сил в экономическом плане уже начал меняться и люди - участники макроэкономических процессов тоже изменились. Все понимают, что экономический мир не может быть прежним, в основе всех начинаний должны быть прежде всего, справедливые законы, законы равноправия. Если говорить о новой экономической модели, то все мы должны понимать, что в любом новом начинании должен быть так называемый исходный материал, в нашем же случае начальная экономическая база. Давайте рассмотрим, из чего она состоит. Если оценивать перспективы экономического развития отдельного государство, то современное состояние экономического потенциала (исходный материал) данного государства необходимо разложить на три основные составляющие: первая - национальная валюта и ее рейтинг на внутреннем и внешнем рынке; вторая - собственное сырье, в том числе природное, и товары, производимые на их базе местными производителями, пользующиеся на мировом рынке определенным спросом; и последняя - мировая валюта и другие высоколиквидные товары, которые можно заработать посредством первых двух компонентов. Вообще-то у любого государства в экономическом плане две главные задачи - наращивать свои внутренние, а значит и внешние экономические потенциалы, используя свои сырьевые, природные и другие возможности, чтобы по меньшей мере накормить собственный народ независимо от импорта, а также иметь возможности экспортировать отечественные товары, с тем что бы накапливать золотовалютные запасы; посредством выше изложенного завоевать высокий рейтинг на мировой экономической и политической арене.

Давайте посмотрим, как можно посредством первых двух компонентов (национальной валюты, природного и местного сырья) заработать третий? Если посмотреть существующую экономическую модель отдельных государств мира, то в голову невольно приходит мысль, что все они пошли по одному экономическому пути. Вот только китайцы, в конце 1978 года приняв решения о реформе, в конце концов на ХIV съезде КПК в 1992 году окончательно решили; мы построим социалистическую рыночную экономическую систему с китайской спецификой. Это сработало, результатом стал стремительный рост рейтинга Китая на мировой экономической и, конечно же, политической арене.

Итак, имеем два компонента; национальную валюту и национальную сырьевую базу (в т.ч. природное сырье, в любом государстве оно имеется, в меньшей или большей степени). Первый компонент - национальная валюта. Для чего она нужна? Если сбросить классическую теорию денег и перейти на более понятный язык - национальная валюта нужна, чтобы применяя ее как единицу измерения цены урегулировать отношения между производителями и потребителями товаров и услуг, внутри страны. Все остальное: рабочая сила, техническая база, законодательная власть, исполнительная власть, банки и другие финансово-кредитные учреждения - инструменты для реализации этой задачи. Стабильная национальная валюта в развитии экономики любого государства очень важная составляющая, поскольку национальная валюта является валютой собственного производства, которую можно производить столько, сколько будет необходимо для устойчивого внутреннего экономического роста. Только одно условие: критерий оценки достоинства национальной валюты должен определяться, исходя из местных экономических составляющих, и поэтому будет, и по сути должен, оцениваться несколько дешевле, чем мировая валюта, достоинство которой кроме всего прочего, определяется исходя из искусственно созданного умелыми руками ажиотажного спроса на нее. Уровень развития реального сектора экономики является барометром, определяющим курс национальной валюты. Деньги - эта мера измерения стоимости, и это мера формируется за счет внутренних экономических показателей. Чем выше уровень развития страны, тем тверже его национальная валюта, посредством которой измеряются эти показатели. Принудительная привязка высокого курса национальной валюты по отношению к мировым валютам делает отечественные товары по цене неконкурентоспособными по сравнению с другими товарами на международной торговой арене. Если товары, производимые отечественными производителями, не способны конкурировать с такими же товарами, которые производятся в развитых странах, то и национальная валюта не может быть дороже валют этих самых развитых стран. Соответственно, дешевая национальная валюта позволит продавать товары, производимые местными производителями, на мировом рынке дешевле, чем стоят такие же товары, производимые на территории стран - хозяев мировой валюты (этим обстоятельством очень умело пользуется Китай, и в основном за счет этого в Китае обеспечивается такой стремительный экономический рост).

- Это называется валютным демпингом?

- В некотором роде да, но валютный демпинг - это спекулятивное понижение курса национальной валюты с целью увеличения доходов от экспортных операций. Чрезмерное понижение курса национальной валюты наряду с высокими экспортными доходами имеет и отрицательное влияние на экономику страны, например, страдает потребительский рынок, поскольку при этом не совсем поддаются корректировке размеры социальных платежей малоимущим слоям населения, а также доходы тех предприятий, чьи товары по тем или иным причинам не экспортируются, и это приводит к тому, что размеры зарплаты всегда остаются низкими. Вместе с тем это приводит к понижению жизненного уровня населения в результате роста внутренних цен. Затрудняется развитие отраслей экономики, усиливается безработица. Еще есть товарный демпинг, когда государство, поддерживая высокий курс национальной валюты, дотирует экспортеров, позволяя им продавать производимую продукцию на мировом рынке ниже его себестоимости.

Здесь все зависит от размера дотаций и от возможностей государства проводить такую экономическую политику. В 1967 г. на конференции бывшего Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) был принят Антидемпинговый кодекс, который предусматривал специальные санкции при применении любого вида демпинга. Если резко понизить курс национальной валюты, это приведет к резкому повышению цены на импортные товары. Для государства, у которого местного производственного потенциала недостаточно, для того чтобы обеспечить собственное население необходимым количеством товаров, бесконтрольная девальвация национальной валюты чревата плохими экономическими последствиями, поэтому Азербайджан в условиях мирового экономического кризиса принял правильное решение не допускать девальвацию маната. Вообще девальвации правильнее всего проводить в долгосрочной программе, что называется коридорным принципом, исходя от уровня развитии экономики страны, позволяя всем участникам экономического рынка корректировать свои экономические возможности в условиях постепенного изменения курса национальной валюты. Такая экономическая политика позволит в течение 5 - 10 лет привести курс национальной валюты в соответствие с уровнем своего экономического развития, а также переориентировать потребителей на товары отечественного производства.

Второй компонент - сырьевые ресурсы и природное богатство. Так как наша цель повысить уровень своего развития и вывести свою экономику на передовые позиции в мировой экономике. Для этого, используя свои внутренний экономический и природный потенциал, нам необходимо производить товары из собственного сырья, купленные за свою национальную валюту (не разменивая одним высоколиквидный товар, каким является мировая валюта, на другой, менее ликвидный) чтобы за счет их реализации на внешнем рынке наращивать свои золотовалютные запасы. Что касается золотовалютных запасов, то его величина должна быть такой, чтобы застраховать свою экономику от всяких макроэкономических катаклизмов. Нет необходимости накапливать иностранную валюту (особенно когда не известны его перспективы) за счет продажи природных сырьевых ресурсов, которые сегодня являются самыми надежными и ликвидными активами. А заработанные мировые валюты необходимо потратить на развитие собственной экономики, за счет реализации крупных экономических, а также инфраструктурных проектов. В этом плане примером может быть Азербайджан, даже на время глобального финансового кризиса республика не сбавила темпы строительства крупных социально-экономических и инфраструктурных проектов.

- А где взять технологию и научно - технический потенциал?

- Давайте посмотрим, как это сделал Китай. В семидесятых годах прошлого столетия в США проживали всего около 200 тыс. китайцев, а сегодня - более 13 млн., и в других странах развитого мира рост китайской эмиграции сопоставим с США. Теперь мы понимаем, что такое китайская специфика - это также интеграция своих многочисленных соотечественников во все регионы развитого в научно-техническом плане мира. Сегодня китайские граждане со всего мира "тащат" самые лучшие технологии, а также копируют хорошие и ликвидные товары последующим перепроизводством их у себя на родине, затрачивая только национальную валюту, из собственного сырья, и выводят их на мировой рынок, продавая за твердую валюту в несколько раз дешевле, чем первые производители. Таким образом, китайцы все больше завоевывают мировой рынок, укрепляя и повышая свой экономический и политический потенциал на макроэкономической арене. Но это, конечно, длительный процесс и многим государства это уже не под силу. Для этого имеются природные сырьевые ресурсы, которые являются в руках государства неким страховым инструментом. Чем больше сырьевых ресурсов государства, тем сильнее его экономический рост. Это же ликвидный товар, которой позволит себя реализовать по мере необходимости, для того чтобы обеспечить экономику страны современной технологией и научно-технической базой. К сожалению, природные сырьевые ресурсы рано или поздно заканчиваются, поэтому их потенциал необходимо использовать исключительно как трамплин (как начальный капитал) для развития реального сектора экономики, просчитанного как минимум на 50 лет вперед. Нельзя жить за счет природных ресурсов (только тогда мы можем быть уверенными в том, что наши потомки будут обеспеченными и благодарными за то, что мы в свое время рационально распорядились национальными природными богатствами). Как видите, посредством этих двух компонентов вполне можно построить свою независимую экономическую модель, которая будет построена на платформе реальных ценностей и без какой-либо спекуляции.

- Как нужно распорядиться заработанной мировой валютой (или резервной валютой)?

- Конечно же, заработанная мировая валюта служить только для того, чтобы потратить ее на макроэкономическом пространстве как расчетную единицу при международных торговых операциях, посредством этой валюты можно интегрироваться в экономику мировых развитых стран, через покупку на их территории больших активов крупных производителей современных технологий и товаров народного потребления. Ни в коем случае мировая валюта не должна ходить на внутреннем рынке без контроля со стороны государства, иначе она развалит всю внутреннюю экономическую систему (как это уже было во многих слаборазвитых африканских странах). Эта валюта предусмотрена только как расчетная единица там, где национальная валюта неликвидна. С такой экономической политикой влияние национальной валюты будет расти и через 5-10 лет выйдет за пределы границы государства, постепенно превращаясь в региональную валюту. Нельзя бесконтрольно допускать мировые валюты на внутренний рынок, невольно заставляя отечественных производителей работать "за себя и за того парня", принося своей деятельностью больше дохода хозяевам мировых валют, а не собственному государству.

- Некоторые эксперты говорят о том, что мировой экономический кризис пошел на спад, а как, по-вашему, так ли это, и каковы прогнозы?

- Хочу отметить, что кризис, начавшись в финансовом секторе, на данный момент охватил практически все секторы экономики. К сожалению, все развитые страны в борьбе с экономическим кризисом выбрали отнюдь не самый правильный путь. Вместо того чтобы реформировать мировую финансовую систему, в которой как раз и кроется причина, порождающая данный кризис, они напичкали мировую экономику дополнительной денежной массой за счет эмиссии. Конечно, ничем не обеспеченные триллионы, которые направлены в мировую экономику, хоть и временно, но некоторые положительные сдвиги должны были обеспечить. Каждый экономист знает, что это всего лишь временные улучшения, которые находятся на фазе перехода от одного кризиса к другому. По-моему созданная в 1976 году, четвертая по счету (после третьей с 1944 года, Бреттонвудской) Ямайская мировая валютная система, которая ратифицировалась в 1978 году, не справилась с высокими темпами развития экономики современного мира. Напомню, о том, что именно эта валютная система, принятая странами - членами Международного валютного фонда, позволила узаконить демонетизацию золота - утрата им денежных функций. В соответствии с измененным Уставом МВФ, с 1978 года золото не должно использоваться как мера стоимости и точка отсчета валютных курсов. Тем самым узаконена отмена золотых паритетов, официальной цены золота, конвертируемости долларовых авуаров в золото американским казначейством для иностранных центральных банков и правительственных органов. Это позволило некоторым странам нерыночным способом девальвировать свою национальную валюту, уменьшая ее стоимость по отношению к мировым валютам, тем самым стимулируя своих отечественных производителей на экспорт. В результате произошло обогащение одного государство (того, кто вовремя заметил прокол в мировой валютной системе, например, Китай) за счет экономического потенциала другого. После развала СССР и объединения 15 развитых стран Евросоюза в еврозону в развитии мировой экономики началась новая, качественно другая фаза. Поэтому мировая валютная система, где мера измерения стоимости золотом была заменена стандартом СДР (специальные права заимствований), которые формально объявлены основой валютных паритетов и курсов валют, неспособна была обеспечить равноправие стран - участников международных экономических отношений и нуждалась в серьезной реформе. Не надо было искать причины, порождающие кризис в ипотечном секторе или на рынке ценных бумаг, а надо было прежде чем ввязаться в борьбу с экономическим кризисом, реформировать мировую валютную систему. Что касается прогнозов, это не так сложно, поскольку анализ макроэкономических течений и принятых мер по борьбе с кризисом за последний год отчетливо дает представление о том, в каком направлении может развиться мировой рынок. Я думаю, предположительно, в начале 2010 года нас может ожидать второй виток экономического кризиса, если это случится, то он будет более продолжительным и наиболее разрушительным, поскольку будет сопровождаться высоким уровнем инфляции, в первую очередь на цены товаров первой необходимости. Одна из причин такого предположения: усиливающиеся темпы, потеря покупательной стоимости мировых валют. Насчет энергоносителей могу сказать, что нефть до конца 2009 года останется в диапазоне 80-90 долларов США за баррель. А с начала 2010 года цены на нефть немного упадут. Дальнейшая цена на нефть будет зависеть от уровня инфляции, но на фоне потери покупательной стоимости мировых валют нефть сильно дешеветь не может.

 

 

Р.МАНАФЛЫ

 

Эхо. – 2009. – 27 ноября. – С. – 6.