Мурад ИБРАГИМБЕКОВ: "Снимая кино, я не думаю о пьедестале"

 

В настоящее время в Баку на стадии завершения идет съемочный процесс нового российского фильма "И не было лучше брата". В этой связи эксклюзивное интервью Ульви Мехти ("Новости-Азербайджан") с режиссером данного фильма, лауреатом Гран-при "Серебряный лев" МКФ в Венеции в конкурсе к/м фильмов ("Нефть", - 2003 год) Мурадом Ибрагимбековым.

- Ваш новый короткометражный фильм "Цивилизация" - это вторая часть будущей трилогии. В эти пять с лишним минут уложились конец ХХ века и начало нового столетия, знаменитое 11 сентября 2001 года, когда мир в одночасье стал другим. Все либеральные ценности превратились в облако пыли и пепла над вечным городом Нью-Йорком. Каково наше сегодняшнее настоящее, и каково наше будущее - это то, что остаётся после фильма как некая смута...

- Ну, если брать либеральные ценности, то это является ступенью человеческой эволюции, но никак не концом. Сегодня настал момент откровения, когда мы должны удержаться на этих ценностях ценностей, скажу больше, мы должны идти и развивать эти ценности. Другого пути я не вижу, для того чтобы удержаться на принципах человек - человеку...

- В первом фильме трилогии "Нефть" был посыл как национально-образующий энергоресурс, во втором фильме эти энергоресурсы несут некий элемент глобализма, который ведет к разрушению, а не к созиданию, в отличие от первой короткометражки.

- Фильм "Нефть" - это некий минерал, сырьё об энергетической пассионарии младонации, где путем документальной хроники присутствует стремление все это представить как рассказ, точнее способом киноочерка. Фильм не о нефтяниках и геологах, а о становлении народа в самом национальном самосознании. Тут, конечно, подход исключительно индивидуальный, о моём авторском восприятии родного края. "Цивилизация" - это некая идея космополита, который в один миг вдруг понял, что человечество приходит к саморазрушению, а потом идет попытка возрождения.

- Мир возрождается после знаменитых 9. 11.?

- Все же разрушения не было. Это всего лишь маленький повод в истории человечества. Все зависит от того, как автор преподносит ту или иную историю. Мир мы воспринимаем как событие только в том случае, если нам кто-то рассказывает о значимости события. Это, на мой взгляд, глубокое заблуждение историков в попытке преподнести данное событие как изменение мировой цивилизации. Это всего лишь эпизод в историческом масштабе глобальной цивилизации.

- Как тогда быть с виртуальными персонажами новейшей истории: Бен Ладен, Хаттаб, все они плод бесчисленных телекоммуникаций, именуемых врагами человечества.

- Все же мне думается, что они живые люди (с улыбкой), они делают то, что им велено по инструкции, и это является тупиковой ветвью человечества. Мы забываем о побудительных мотивах, даже больше - о них не всегда принято говорить.

- Тогда тут уместна фраза доктора PR-пропаганды Йозефа Геббельса: "Когда мы хотим что-то сказать, мы добиваемся не правды, а эффекта..."

- Мне не приходилось заниматься пропагандой.

- Что есть "Объект N" - короткометражка, которая была по осени в конкурсе венецианского кинофестиваля 2009 года?

- Ну - это история о Москве. О том, как мы относимся к символам истории. Что есть русский символизм. О символах разрушения и созидания, неких рукотворных атрибутах. Метраж тот же самый, что и всегда - 5 минут.

 

- Вас в мировом кино воспринимают сквозь призму короткого метра, и почему не удаётся на этом пьедестале подтвердить свой результат через полный метр?

- Снимая кино, я не думаю о пьедестале. Я совершенно не беспокоюсь о том, как меня воспринимают в мировом кино. Главное быть его частью и постоянно интегрироваться в процессы, происходящие сегодня в мировом кино, быть его частью и всегда держать руку на пульсе.

- Вы сейчас заняты международным проектом экранизации повести Максуда Ибрагимбекова "И не было лучше брата". Зачем было надо снимать в оригинале ретрограда, не легче и актуальнее было адаптировать под ХХI век? Герои Баку 60-х соответствуют моральным требованиям сегодняшнего Баку?

- Приличных, хороших людей в ту эпоху, когда писалась книга, и в наше время, приблизительно в одинаковом количестве дефицита. Выродков, дегенератов, подонков всегда было в одинаковом количестве большинства. В этом случае мир не меняется, и может, лучше все как есть оставлять в оригинале. В этом есть определённый вкус времени, определённая режиссёрская задача, как преподнести в ретростилистике. Не скрою, я думал об адаптации сквозь призму сегодняшнего дня, но тогда был огромный риск потерять аромат, первоисточник литературного произведения.

- Тяжело было добывать экстерьер (натуру) для съемок первоисточника Баку 60-х, когда сегодня идет нескончаемый капремонт на улицах Баку? Удовлетворены процессом работ?

- Да вообще кино само нелегко дается, и я знал, на что шел. Бремя съемок - это естественная часть профессии, часть жизни. Удовлетворен? Не могу сказать да и нет, все покажет экран.

 

 

 

Эхо. – 2009. – 24 октября. – С. – 12.