"Во время недавнего восхождения на горный массив Шахдаг нам первым удалось обнаружить доселе незарегистрированную самую высокую его точку"

При содействии министерств национальной безопасности, молодежи и спорта, а также Министерства экологии и природных ресурсов альпинисты и общественные деятели организовали разведывательную экспедицию на высоты азербайджанского участка Большого Кавказа

Инициативная группа из 21 человека, среди которых есть профессиональные спортсмены и любители, собрались в начале этого года под идеей отметить 40-летие прихода к политической власти Гейдара Алиева. Но отметить это не традиционными способами, а сделать это более неординарно. Об этом рассказал "Эхо" один из лидеров инициативной группы, спортсмен Зия Мамедов. "Так как всех нас по большей части связывает одно единое - горы (среди нас и альпинисты, и скалолазы, и просто люди, которые проявляют к этому интерес), мы решили выразить свое политическое волеизъявление восхождением на вершины горного массива Шахдаг. И соответственно, наше восхождение имело под собой несколько подоплек. Мы считаем, что восхождение на вершины есть духовное возвышение. В этом контексте нам представляется каким сложным было восхождение Гейдара Алиева на олимп политической и общественно-социальной жизни. Этот путь был отнюдь не гладким. Если говорить образными сравнениями, этот человек проходил один, без помощи и страховки через огромное количество барьеров, трудностей, проблем, он сталкивался с обвалами, со срывами, но все же неутомимо продолжал свой длинный, долгий и одновременно достойный путь, и проявил при этом огромный интеллект, стойкость и непоколебимость. Это те качества, которые в некотором роде необходимы и альпинистам. Именно поэтому мы решили, что эту акцию следует выразить как альпинистскую экспедицию".

 

Инициативная группа по восхождению была создана под руководством супругов Наджафовых - Александра и Евгении, а также спортсмена Зии Мамедова. Супруги Наджафовы - это профессиональные спортсмены, имеющие колоссальный опыт альпинистских восхождений. Во время экспедиции на Шахдаг они отвечали за фактическую реализацию мероприятия. Зия Мамедов в свою очередь отвечал за идейную и моральную подготовку и ряд других технических вопросов. По его словам, "в инициативную группу вошли разные люди. Среди них ребята, состоящие в различных общественных и спортивных организациях. Но собрались все мы все же самостоятельно. Нас объединяют в первую очередь общие моральные ценности, мы все движимы идеями Алиева. Это та жизненная школа, которую он нам оставил. И, конечно, нас объединяет также спорт. На этих двух моментах мы сошлись и решили организовать этот поход. Я еще хотел бы добавить, что в организации и реализации этого похода не малозначимую помощь мы получили от министерств национальной безопасности, молодежи и спорта, а также Министерства экологии и природных ресурсов. Кроме того, стоило бы отметить Государственную пограничную службу, которая оказала нам необходимую помощь".

 

Как уже отмечалось выше, руководил экспедицией опытный горный проводник Александр Наджафов. "В свое время я окончил Институт физкультуры по специальности прикладные виды спорта. Все время с тех пор я занимаюсь горным туризмом, альпинизмом, скалолазанием, ледолазанием, - рассказал он. - А в данном случае я выступил как руководитель, и свое руководство я всегда разделял и в жизни, и в этой экспедиции со своей супругой Евгенией, которая тоже занималась и занимается альпинизмом. И в общем-то, наша совместная жизнь тоже началась в горах, и продолжается до сих пор. И дети наши тоже занимались и продолжают по возможности заниматься альпинизмом. То есть это у нас получается такой семейный подряд".

 

"Сама экспедиция на Шахдаг состоялась 4-10 сентября, - рассказал А.Наджафов. - Для нас это был проект года. Идея его изначально была озвучена в 2007 году. Тогда он назывался "Вершина для двоих", под идеей, что горы объединяют и связывают людей. А в данном случае этот проект получил, кроме романтической окраски, еще и символическую, политическую окраску. Вот этот символический, патриотический момент в общем-то нам очень понравился, потому что он действительно отражает наше сегодняшнее отношение к тому, что существует. Плюс к этому мы решили включить в этот проект еще и исследовательский элемент. Естественно, что альпинизм - это не просто вид спорта, это образ жизни. То есть человек, находясь в горах, как бы живет вместе с ними, и собирает информацию о них. Получается практически такой синтез человека и гор. А если получается синтез человека, гор и еще идей, которые мы туда привносим, то это бывает вообще здорово. Поэтому, кроме всего, у нас была еще и исследовательская, научная задача. Заключалась она в следующем. Ни для кого не секрет, что сейчас меняется климат на планете. И горы, как самая огромная, колоссальная природная среда, тоже испытывают на себе воздействие идущего потепления. Там же ледники, снега и так далее. Это мир быстро изменяющийся, который остро реагирует на любые непривычные перепады температуры. Как правило, люди, которые ходят в горы, считают, что они тоже живые. В первую очередь, конечно, температура влияет на ледники, снега и на горные озера. И на массиве Шахдаг есть два совершенно уникальных озера. Они находятся на очень большой высоте, и почти никто о них не знает, даже местные жители. Но мы-то о их существовании знали, потому что и до этого совершали восхождения в этом районе. И мы решили изучить, понаблюдать за этими озерами, тем более что у нас была информация о том, что год назад там произошел крупный обвал, который случился на том месте, где несколько лет назад мы разбивали свой лагерь. Нас это озадачило, потому что мы считали это место абсолютно безопасным для стоянки. Мы запечатлели произошедший там катаклизм на фото. Это событие в общем-то явилось толчком к тому, чтобы собрать информацию, понаблюдать за тем, как вообще происходят такие процессы. Мы всегда проводим пассивный мониторинг, когда совершаем восхождения. Но в данном случае, после вести об обвале, мы задумались: а озера, которые мы мечтали посмотреть, измерить их глубину, существуют теперь, после этого события?

 

На следующий день поднялись к одному из озер и замерили его глубину. Сделать это на озере, расположенном в зоне вечных ледников и снегов, весьма не просто. Для этого мы придумали использовать специальный, непотопляемый гидрокостюм и специальную рулетку, из которой изготовили лот. Мы определили точки замеров глубины, я выплывал и измерял глубину озера. Она оказалась не очень большой, но и не совсем маленькой - 1 метр 80 сантиметров. Кроме того, мы измерили и периметр озера, и теперь есть возможность примерно измерить и его объем. Мы также определили места стоков вод с ледников и снежников, которые находятся в закрытом цирке, экспозиции Шахдага. Но самое удивительное, мы нашли там также место, такую воронку, куда вода втекает, но куда она идет дальше - совершенно неизвестно. А через 2 дня мы поднялись еще выше, ко второму озеру, более глубокому, его мы тоже обмерили, проанализировали ситуацию. Мы сделали несколько разведок и определили место начала произошедшего обвала. На наших фото видно, что там сошел совершенно колоссальный грязекаменный поток из-под склонов горы Шахдаг, и пронесся более 1 километра по ущелью, таща за собой огромное количество обломочного материала и гигантские валуны. Он вскрыл почву. Наверное, все это будет очень интересно специалистам, геологам, геоморфологам. Но мы в данном случае выступали просто как разведчики этого дела. Конечно, в перспективе мы думаем донести всю эту информацию экспедиции до академических ученых. Наверное, многим из них было бы интересно сделать отбор грунтов, ила, которые там находятся, измерить точно температуру этих озер, их динамику. Ведь интересно, какой бывает глубина озер не в самые сухие периоды года. Эти вопросы требуют, конечно, глубоких профессиональных знаний. Быть может, впоследствии ученые захотят провести в те места свою экспедицию, и может, они смогут спрогнозировать следующие обвалы, вообще определить динамику подобных процессов, происходящих в горах. Эта информация станет ценной и для народного хозяйства. Ведь там чабаны пасут свои стада, и эти озера - большие запасники чистой пресной воды, что весьма актуально сейчас".

 

Символическое волеизъявление тоже было немаловажной составляющей состоявшегося восхождения, отметил А.Наджафов. "Тут я хотел бы отметить, что мой дедушка тоже работал в органах безопасности в 50-60-е годы. Это был тот самый период, когда там работал и возглавлял ведомство Гейдар Алиев. Я припоминаю, как дедушка рассказывал о феноменальных способностях своего шефа, как оперативника, и вообще как руководителя в целом. Он рассказывал, как скрупулезно Г.Алиев относился к подбору кадров, к планированию и проведению различных мероприятий. И вот сейчас, - продолжил А.Наджафов, - я наблюдаю со стороны, через материалы СМИ за главой МНБ Эльдаром Махмудовым. Видно, что это человек нового мышления, думающий прогрессивно. По моим наблюдениям, Э.Махмудов обладает достойными уважения чертами характера, о нем складывается впечатление как о человеке- профессионале, с высокими организационными способностями, человеке, умеющем адекватно и оперативно реагировать на все происходящее, принимать точные, правильные решения при любых ситуациях. Становится понятно, что наследие, которое оставил Гейдар Алиев органам безопасности, находится в надежных руках. Особенно теперь, после нашего похода, я более чем уверен, что он делает ставку на будущее, то есть на молодежь. Убеждаешься, что министр МНБ обращает внимание на их хорошую боевую подготовку, их физическое воспитание. Потому что в здоровом теле здоровый дух. Сегодня в МНБ кадры, которым поручено защищать национальную безопасность, воспитываются в лучших традициях прошлого, и с учетом современных реалий". Например, что касается тех молодых офицеров МНБ, которые участвовали в восхождении, то и другие участники экспедиции рассказали, что они тоже полностью подтверждают на деле все вышесказанное.

 

"Мы поднялись на высшую точку массива Шахдаг, - продолжил свой рассказ А.Наджафов. - Кстати, он недаром именуется массивом. Если взглянуть на него с высоты, из вертолета, например, то Шахдаг выглядит как огромное городище. Горы как зубцы стоят кругом, составляя словно огромную корону, а внутри нее находится вершинное плато. И когда мы поднялись на высшую точку, то решили использовать GPS - это прибор для определения точных географических координат и высоты. Оказалось, что высота, на которую мы поднялись, на 8 метров выше, чем другая, официально зарегистрированная и отмеченная на картах как самая высокая гора массива. Та высотой 4243,3 метра. А высота "нашей" вершины, согласно прибору, составляет 4251 метр. Чтобы исключить возможность погрешностей, мы специально спустились на официально признанную вершину и там увидели, что наш GPS работает правильно - он показал 4243 метра. Значит, мы нашли более высокую точку, на которой и провели свою символическую патриотическую акцию, сделали фотографии".

 

"Кроме того, наш проект нес еще и нагрузку чисто романтическую, - рассказал альпинист. - Как бы вершина для пары, для семей, для людей, которые планируют связать свою жизнь через горы. То есть горы становятся как бы символом, связывающим людей по жизни. Кроме нашей пары, в экспедиции была еще одна прекрасная связка - семья Асадовых. Они тоже познакомились в горах. Они оба мастера спорта по скалолазанию, и, кроме того, конечно, занимались и альпинизмом, и горным туризмом. Условия похода были непростыми для людей, которые впервые попали в горы. Это мы люди опытные, привычные. Но базовый лагерь наш был разбит на высоте 3200 метров. Такой подъем за один день организму непривычному пережить достаточно сложно. Появляются недомогания. Тем не менее все ребята (а среди них были и сотрудники нефтяных компаний, и инженеры, и косметолог, и танцор, и студенты, люди разных профессий, из которых не мало тех, кто в основном сидит за компьютером, ведет сидячий образ жизни) проявили понимание и волю, энтузиазм при проведении всех наших исследований. Ведь приходилось и грузы таскать, и вообще все это связано с очень длинными расстояниями. Но тем не менее коллектив у нас как-то очень быстро сложился в позитивном рабочем направлении. Для нас до сих пор это остается удивительным фактом, потому что все равно в таких экспедициях возникают какие-то нюансы, которые так или иначе портят атмосферу, приводят к проблемам. Но с данным проектом все прошло настолько гладко, что где-то внутри себя мы до сих пор задаемся вопросом - под какой счастливой звездой родился кто-то из участников экспедиции? Или, у кого такая легкая нога, что все прошло так хорошо?"

 

"Мы совершили еще чисто разведочные восхождения на две другие горы, во время которых исследовали возможность прокладки новых маршрутов, - говорит проводник. - Это безымянные вершины, на которые до сих пор не были проложены альпинистские маршруты. Можно сказать, что мы их наметили, нашли места удобных спусков. То есть в перспективе эти маршруты тоже можно будет занести в каталоги. Первая безымянная вершина оказалась высотой 2672 метра, а вторая около 4000 метров, она находится внутри этой короны Шахдага, она прямо над одним из озер. По сделанному за этот короткий период мы находим, что наша экспедиция прошла очень успешно. Еще я хотел сказать, что во всех наших мероприятиях, экспедициях и соревнованиях на важном месте для нас уровень безопасности. Никакая идея, никакое восхождение не может оправдать малейших травм или проблем со здоровьем участников. И в этот раз тоже, на всех камнеопасных крутых склонах у всех были защитные каски, при восхождениях мы использовали специальное альпинистское страховочное снаряжение. Так что, кроме ног, натертых в ботинках, больше никаких травм в нашей экспедиции не было. Реализовав свою программу, мы благополучно спустились вниз. В общем-то, мы планируем продолжить этот проект. Потому что, во-первых, есть еще ряд высокогорных озер, которые ждут своего исследования. Их 5-6 - это очень немало, поскольку каждое такое озеро - это свой отдельный мир. Это образчики совершенно уникальной природы, которую надо защищать, которая очень хрупкая, ранимая в плане малейших загрязнений. Надо сказать, что во время всех своих экспедиций мы всегда проповедуем простой принцип соблюдения абсолютной чистоты в местах, где бываем, то есть не оставляем после себя абсолютно никаких следов. Весь мусор мы забираем с собой, а иногда, по возможности, забираем вниз и чужой мусор, несмотря на то, что рюкзаки бывают тяжелыми. Горы должны оставаться такими же чистыми, какими были изначально. Это один из наших основных принципов, который мы проповедуем, можно сказать. И было приятно, что все участники нашей последней экспедиции абсолютно восприняли этот принцип".

Р.ОРУДЖЕВ

 

Эхо.- 2009.- 5 сентября.- С.  1, 7.