Фикрет Годжа, поэт: «Поэзия — марафон, а не стометровка. Тут надо рассчитать дыхание, а это не всем удается» 

 

Замечательному азербайджанскому поэту Фикрету Годжа, обладателю многих званий, а по жизни очень скромному человеку, в августе исполнится 75 лет. Но юбилей отметят в Азгосфилармонии уже 17 июля. В преддверии этого знаменательного события Фикрет Годжа дал совсем не пафосное интервью Trend Life.

 

вопрос: Фикрет муаллим, что для вас значит цифра семьдесят пять?

ответ: Что сказать? Родился в 1935 году. Живу, еще не умер. А мой предстоящий юбилейный вечер будет музыкальным. Я — автор более трехсот песен. Актеры будут читать мои стихи. А я не буду ничего докладывать, посижу в зале. Все будет так, чтобы скучно на моем вечере не было.

в: Говорят, отмечать день рождения заранее — плохая примета.

о: Вот я это и проверю на себе. На других такое не проверишь, нехорошо. А на себе — почему бы и нет?

в: Обычно творческие люди не любят праздновать свои дни рожденья, тем более такие крупные юбилеи.

о: Мне сказали, что так надо, вот я и решился.

в: Вам самому — надо?

о: Думаю, что каждому человеку иногда надо остановиться и посмотреть, что происходит вокруг тебя, а тем более, если мне семьдесят пять, то дорога впереди осталась недолгая. Вот я и решил оглянуться, посмотреть, сколько у меня осталось друзей…

в: А вы их часто теряли?

о: Конечно, подойдя к такому возрасту, понимаешь, что многих уже нет.

в: Но ведь кто-то ушел от вас не только по причине физической смерти…

о: Жизнь есть жизнь. Постоянно что-то теряешь: молодость, зубы, волосы. Теряешь друзей, энергию…

в: Есть ли такие друзья, о потере которых жалеете особо?

о: Конечно. И это в любом случае, даже если он отвернулся, не оказался тем, кем его считал.

в: Друзей у вас больше из творческой среды или каких-то других сфер?

о: Конечно, творческой. Все это мои товарищи — не просто друзья, а родственники. Это много значит. Да, бывают среди них и плохие люди, значит, это плохой родственник, но все равно родственник.

в: Вы свой творческий путь начинали… со строительства метро.

о: Да, я ведь окончил железнодорожный техникум и был строителем. Работал в метро в 1957 году. Строил первые станции. Я работал на бетономешалке. И писал стихи, печатался, потом уже в Москву поехал учиться. Закончил Литинститут, вернулся и продолжил писать. До сих пор пишу…

в: Считается, что азербайджанцы — народ поэтичный. В Союзе писателей чуть ли не каждую неделю проходят поэтические презентации. На ваш взгляд, количество в качество переходит?

о: Союз писателей — объединение людей пишущих. Есть ведь разные объединения. Хулиганы, наркоманы — и то кучкуются, объединяются. А здесь — писатели. Пускай он средний писатель, но зато средний писатель — это хороший читатель. Он может оценить хорошее произведение и отличить его от плохого. Если бы было много золота, оно бы не было столь ценным.

в: Композиторы утверждают, что с возрастом писать музыку сложнее. А у поэтов как?

о: Ерунда все это. Наоборот, с возрастом закалка появляется. Ты, возможно, достиг пика мастерства и понимаешь, что плохо, а что хорошо. И писать становится труднее, зато получается качественней. Это ведь работа, руку набиваешь. В обыкновенной гимнастике надо тренироваться, а жизнь — это сплошная тренировка для творчества.

в: Почему в мире современной азербайджанской поэзии все меньше появляется громких имен, какие были в начале и середине двадцатого века?

о: Громкие имена поднимаются как пыль, а потом оседают. Вы думаете, что Физули в пятнадцатом веке знали лучше, чем сейчас? Тогда его, наверное, вообще не знали. А сейчас его знает весь мир. Поэзия — марафон, а не стометровка. Тут надо рассчитать дыхание. И это не всем удается. Может, сейчас мы не знаем имени какого-то поэта, через сто лет о нем будут говорить все и считать классиком.

в: Но ведь Фикрет Годжа смог в короткий срок стать известным…

о: А вдруг меня так же быстро забудут? Главное, все делать по совести и чести. Делай, что можешь, и не показывай фокуса. Не делай вид, что великий. Поэзия не любит фальши.

в: Вдохновение в чем находите?

о: Где-то в себе, наверное (смеется), или же рядом с собой. Темы есть везде, куда ни посмотришь. Как говорят богачи, деньги валяются на улице, их надо только подобрать и стать миллионером. Темы везде есть, надо только хорошо смотреть.

в: Поэты богатыми бывают?

о: Только духовно. Из поэта миллионер не получится, ему этого сделать не дадут. 

Известия.-2010.- 16 июля.- С. 8.