Валерий Бухтияров, замдиректора Института катализа им. Г.К.Борескова Сибирского отделения РАН: «Совместными усилиями легче выиграть любой международный тендер» 

 

Среди участников состоявшегося недавно в Баку азербайджано-российского международного симпозиума «Нефтехимия и катализ в решении проблем нефтепереработки» был и заместитель директора Института катализа им. Г.К.Борескова Сибирского отделения Российской академии наук, член-корреспондент РАН Валерий Бухтияров. О современных проблемах науки, совместных проектах и о многом другом он рассказал корреспонденту «Известия—Азербайджан» Галие Aлиeвой.

 

вопрос: Вы довольны уровнем конференции?

ответ: Конечно, думаю, что мы, ее организаторы — Институт нефтехимических процессов НАНА и Институт катализа им. Г.К.Борескова, — успешно справились с поставленной задачей и собрали в Баку не только ведущих ученых мира, но и специалистов крупных предприятий по производству катализаторов, очистке нефтехимического и нефтеперерабатывающего сырья. Были чрезвычайно интересные доклады представителей Германии, Великобритании, Саудовской Аравии. Считаю, что научная программа конференции достигла своей цели, которую я бы сформулировал следующим образом: реально ознакомиться с состоянием дел в азербайджанской и российской каталитической науке с точки зрения исследования процессов нефтепереработки и нефтехимии. Эти направления традиционно развивались в Азербайджане еще с советских времен, когда были крепки связи между многими академическими институтами союзных республик.

в: Вы впервые в Азербайджане?

о: Да, я приехал в вашу страну в первый раз, но мои коллеги, особенно люди старшего поколения, были здесь, конечно, неоднократно. Еще одной целью конференции я бы назвал подведение итогов деятельности за последние 20 лет. Мы хотели представить российскую каталитическую науку и увидеть, что сейчас представляет из себя азербайджанская.

в: Ваши выводы?

о: Несмотря на большие потери, связанные с кризисом 90-х, недофинансирование науки и т.д. и т.п., эти направления как у нас, в России, так и в вашей стране все же развивались. Более того, в науку пришла молодежь, и один из пунктов решения нашего симпозиума касается того, как развивать сотрудничество, в том числе между молодыми учеными. На первых порах, я полагаю, можно было бы заключить соглашение не со всей РАН, а с ее Сибирским отделением, поскольку оно является независимым бюджетополучателем. А это дает возможность организовывать совместные двусторонние конкурсы на получение грантов. Подобные соглашения у нас есть с Украиной, Беларусью, Китаем, Казахстаном, и я уверен, что и Азербайджан должен быть в списке этих соглашений.

в: Удалось наметить какие-то конкретные планы?

о: Попытки подписать такое соглашение предпринимались и ранее, года три назад, но как-то все осталось на бумаге. А сейчас, когда мы знаем конкретных людей, с кем будем работать, надо успеть включить в программу Сибирского отделения РАН совместные проекты. Надо отметить, что подобные соглашения с партнерами в нашем отделении заключаются раз в три года, и следующий цикл начнется в 2012 году.

в: Участники симпозиума имели возможность побывать и в здании ИНХП, посетить лаборатории. Ваши впечатления?

о: Конечно, материально-техническое обеспечение ИНХП на сегодняшний день пока уступает нашему Институту катализа. Тем не менее, видны изменения — это и ремонт здания, и высокотехнологичное оборудование, и подготовка кадров. Уверен, что Институт нефтехимических процессов ждет хорошее будущее, особенно если будет правильно поставлена работа по международному сотрудничеству, и не только с РФ. Российские ученые заинтересованы в сотрудничестве с ИНХП, где традиционно был высокий уровень исследований в разработке каталитических процессов в нефтехимии и нефтепереработке. Это очень важные сферы экономики, составляющие основу валового национального продукта и являющиеся реальным приоритетом для государства. У нас реально была разрушена система отраслевых институтов, уцелели лишь немногие — там, где оказались правильные руководители, не поддавшиеся нецелевой приватизации. Мне кажется, такая же ситуация и в Азербайджане: разработки, которые были представлены еще в Советском Союзе, до сих пор не доведены до внедрения. На самом деле это большая проблема во всем мире, во всяком случае в СНГ. Сейчас мы имеем конкурентную борьбу за нефтепереработку, одну из самых жизненно важных отраслей, прежде всего внутри самой России. Кроме того, и европейские, и американские компании не хотят упускать этот рынок.

в: Лидирует в этой сфере сейчас, конечно, Европа?

о: Да, европейские и международные консорциумы.

в: В которых, как известно, трудится немало бывших советских ученых. Как в России обстоит дело с утечкой мозгов, называемой деликатно научной миграцией?

о: Гораздо в меньшем объеме, чем в начале 90-х, но все еще, к сожалению, присутствует. Единственный выход — необходимо предпринимать известные меры, чтобы закрепить перспективных специалистов для будущего развития отечественной науки.

в: Ваша сфера научных интересов?

о: Первое направление — изучение элементарных процессов на поверхности катализаторов. Это достаточно фундаментальная область каталитической науки. Необходимо очень дорогое оборудование для того, чтобы реально проникать в интимную жизнь молекул на поверхности катализатора. И второе направление моих интересов — нанотехнологии в катализе. В мире известны нанотехнологические инициативы США и других крупных развитых стран, вслед за ними со своими инициативами выступила и Россия. Надо сказать, в этом вопросе, несмотря на то, что зачастую очень много пены вокруг этой проблемы, все же есть и рациональное зерно. В нашей лаборатории нам уже удается использовать нанотехнологические подходы к разработке катализаторов для оптимизации удешевления этих реально дорогих продуктов.

в: Планы азербайджанских и российских ученых, занимающихся каталитической наукой, простираются исключительно в область теоретическую или все же есть совместные планы по внедрению конкретных результатов в промышленное производство?

о: На конференции было представлено несколько докладов от российских разработчиков катализаторов и каталитических технологий. В принципе они готовы предлагать это и для внедрения в Азербайджане. Тем более что в последние год-два наметилось оживление сотрудничества между учеными наших стран, и как раз цель нынешней конференции — выйти на двусторонние контакты. Люди должны знать друг друга в лицо — для того, чтобы это сотрудничество стало успешным.

в: Ваши впечатления о нашем городе?

о: Ну что можно сказать о Баку? Прекрасный город, особенно его старая часть. Здесь располагалась наша гостиница, на конференцию мы ходили пешком, и сам маршрут был почти экскурсионным. Днем было жарко, а во время вечерней прогулки дул приморский бриз.

в: Баку для вас экзотика?

о: В принципе да. Я, конечно, бывал в подобных городах, очень древних — типа итальянской Генуи или испанского Толедо. В центре, по-моему, много новодела, а вот центральная часть, за крепостной стеной, которая строилась в XIX веке, в период первого нефтяного бума, просто великолепна.  

Известия.- 2010.- 8 октября.- С.7.