1918. Черный праздник 

 

Запечатлевшие с юридической педантичностью все ужасы перенесенных людьми страданий документы — свидетельства оставшихся живыми жертв

 

В канун трагической годовщины мартовских событий 1918 года, получивших политическую оценку как геноцид азербайджанского народа, на телеэкране будет показан документально- художественный фильм киностудии «Салнаме» «1918. Черный праздник». О том, почему важны для нас уроки истории, о роли и значении искусства в процессе ее постижения и о самом фильме с корреспондентом «Известия—Азербайджан» Элеонорой Абаскулиевой беседовал сценарист фильма, редактор киностудии «Салнаме» Надир Бадалов.

 

 

«известия—азербайджан»: Как родилась идея создать документальный фильм о событиях марта 1918 года?

надир бадалов: Мне попался в руки сборник документов Чрезвычайной следственной комиссии, созданной правительством Азербайджанской Демократической Республики сразу после мартовской трагедии, подготовленный профессором Солмаз Рустамовой-Тогиди. В Баку в течение нескольких страшных мартовских дней 1918 года были зверски уничтожены 12 тысяч мусульман, в основном азербайджанцы. Не могу сказать, что я не знал об этом. Я родом из Баку и хорошо помнил рассказы бабушки о погромах, которые произошли в том страшном году, во время которых погибли ее братья. Но ребенку, как известно, не хочется думать о плохом. К тому же в советские времена не принято было говорить вслух о четырехдневном аде, устроенном вооруженными с головы до ног дашнаками. Естественно, читал и книги об этом, благо за последние десятилетия у нас появилась литература, освещающая историю Азербайджана начала ХХ века. Читая работы наших историков — Айдына Балаева, Джамиля Гасанлы, Солмаз Рустамовой-Тогиди, Анара Искендерова, я как будто прозрел, мной овладело жуткое ощущение реальности этих событий.

Запечатлевшие с юридической педантичностью все ужасы перенесенных людьми страданий документы — свидетельства оставшихся живыми жертв, очевидцев, опросы представителей местных властей, духовных лиц и др., собранные Чрезвычайной следственной комиссией АДР, — потрясали душу. К тому же с годами, становясь старше, многое начинаешь постигать глубже, чем в молодости. А ведь все это происходило не где-нибудь, а здесь, на улицах, по которым мы каждый день идем на работу, в городе, где мы родились, где мы живем. Так складывался сценарий будущего фильма, рабочее название которого «1918. Черный праздник». Киностудия «Салнаме» приняла мою заявку на написание сценария, которую утвердили в Управлении кинематографии Министерства культуры и туризма. Режиссер фильма — Мехрибан Алекперзаде, историческая тема, можно сказать, — мейнстрим ее творчества.

«и.-а.»: Почему фильм анонсируется как документально-художественный?

бадалов: Есть такое понятие в современном кинематографе — жестокий реализм. В фильме не должно быть эмоций, а только факты, мнения, позиции. Тогда и реакция на него будет более искренней в плане оценки сделанного авторами. Чтобы добиться этого, мы решили делать кинодокументалистику.

«и.-а.»: Не выжимать слезу?

бадалов:  Вот именно. Пусть зрителя убеждают факты, мнения ученых — историков, архивистов, которых мы представили не только нашими соотечественниками, но и их коллегами из Турции и России. Мы дали слово молодым историкам из Москвы, из Центра кавказских исследований — М.Волхонскому и В.Муханову, из Военно-исторического архива России — Карееву и писателю Горянину, чтобы они дали сегодняшнюю оценку событиям тех лет. Говорят в нашем фильме и турецкие ученые. Хочется отметить одно важное качество работы с историческим материалом. В ходе работы над фильмом удалось обнаружить в архивах этих стран и новые документы, которые обязательно будут использованы в других фильмах. Но это к слову.

Однако поскольку в событиях, о которых идет речь, принимали участие и известные исторические личности, такие, как Нариман Нариманов, Мамед Эмин Расулзаде, Степан Шаумян, хотелось, точно опираясь на документально зафиксированные факты их бесед, выступлений, высказываний, ознакомить зрителя не только с фактами, но и показать события через восприятие конкретных, известных ему людей. В фильме есть ожившие цитаты из романа «Али и Нино», из книги Умм-эль Бану «Кавказские дни», диалог Н.Нариманова с С.Шаумяном и т.п. С другой стороны, не хотелось лишать фильм художественности, которая просто необходима для того, чтобы игрой актеров оживить для нас действующих лиц той эпохи, о которых я говорил выше. Эти элементы художественности придали трехсерийному фильму о геноциде азербайджанского народа определенную динамику, столь важную для кинематографа.

«и.-а.»: Этот фильм не единственный на историческую тему в вашей фильмографии, не так ли? Но есть в работе над ним какие-то отличия, скажем, от фильма «Гала», где вы также автор сценария?

бадалов:  Перед каждой новой работой испытываешь некое творческое волнение, беспокойство (что получится в итоге), подъем. Но нынешний фильм в этом отношении особый по тому чувству ответственности, которая, безусловно, вызвана самой темой. Желание донести до зрителя в точности без лакировки и прикрас безыскусную правду, которой пронизаны документы Чрезвычайной следственной комиссии, требовало нестандартных подходов и это, естественно, напрягало.

«и.-а.»: Как сценарист вы довольны результатами?

бадалов:  Не помню, кто сказал, что сценарий умирает с первого дня съемок. Это истинная правда. Получился фильм или нет — судить зрителю. Одно могу сказать: работать над таким материалом, если отказаться от штампа «было очень интересно», стоило. Если уж ты занимаешься кинодокументалистикой, то, мне кажется, обязан прикоснуться к самым трагическим страницам истории нашего народа и рассказать о них так, чтобы зрители их запомнили и рассказали о них, простите за пафос, своим детям и детям своих детей.

«и.-а.»: Фильм «Гала» — тоже на историческую тему, хотя несколько иной — с его обычными людьми, но которые, судя по их отношению к жизни, вполне могут считаться философами. Для вас важна история?

бадалов:  Вся моя работа, во всяком случае ее большая часть, связана с нашим прошлым, с личностями, оставившими след в истории. В последние годы я готовил и вел интеллектуально-просветительские телепередачи, посвященные нашей культуре и истории, снимал документальные фильмы. В «Гала» нашли отражение древняя история бакинского села, а также создание два года назад по инициативе Фонда Гeйдaра Aлиeва государственного историко-этнографического заповедника «Гала».

Вместе с Таиром Aлиeвым, режиссером документальной ленты «Полет кавказского орла», посвященной подвигу летчика Гусейнбалы Aлиeва, погибшего в небе над Ленинградом в Великую Отечественную войну, горжусь тем, что этот фильм, где я был редактором, стал победителем международного фестиваля военно-патриотических фильмов им. С.Бондарчука в Волоколамске. А если говорить об истории как возможности сохранения этнической памяти, то без нее, мне кажется, не может существовать ни отдельный человек, ни народ в целом. Всевышним нам даны и память, и способность к забвению, умение пользоваться этими дарами очень важно для всех, особенно для будущих поколений. Не случайно говорят: «Будущее бессильно перед прошлым». Это значит, что именно прошлое определяет то, каким будет будущее. Собравшиеся накануне трагических событий 1918 года перед зданием «Исмаилиййа», где размещался парламент АДР, люди чувствовали висящую над ними угрозу, она как будто носилась в воздухе, но что делать, они не знали. И лишь потом, когда случилась трагедия в Баку (чтобы не растекаться мыслью по древу, мы ограничились в фильме только событиями в столице, хотя конечно, назвали и Шамаху, и Губу), политикам Азербайджана стало ясно — необходимо объединиться. Это один из уроков той трагедии.

«и.-а.»: Боюсь, что не каждый из молодых, проходящих сегодня по улице Истиглалиййат, сможет указать на здание, где размещался азербайджанский парламент.

бадалов:  Мы удивляемся: молодежь не читает, мало интересуется историей, не знакома с классикой — Низами, Физули и тем более научными трудами. Но диалог между временами (вспомните Гамлета «Порвалась связь времен») возможен, если говоришь с будущим на одном языке. В США издаются популярные книжки «Джордж Вашингтон для начинающих», BBC создает 10-минутные фильмы о великих людях — «Великие», «Гении», «Герои», есть и другие формы привлечения молодежи к истории, культуре. К сожалению, нам пока похвастаться нечем в этом плане. Мало рассчитывать на произведения творческих людей, этого должно хотеть общество в целом. 

Известия.- 2011.- 18 марта.- С.7.