Динамитный король 

 

Автор многих изобретений, Альфред Нобель увековечил

свое имя главной премией планеты

 

Современники называли Альфреда Нобеля «динамитным королем». О его богатствах ходили легенды. Ему завидовали, и каждый хотел оказаться на его месте, но за видимым благополучием никто не видел удивительно несчастного человека.

 

Он ненавидел войны и — изобрел динамит. Мечтал с детства о литературной карьере, писал стихи, пьесы, новеллы, а стал ученым. Обладал слабым здоровьем, но нагружал себя так, как никто из здоровых людей. Был замкнут и необщителен, но всегда находился на людях. Хотел любить и быть любимым, но своего единственного человека так и не встретил. Всю жизнь думал об уютном собственном доме, но странствовал по миру. Казалось, он всегда шел наперекор самому себе.

Автор многих изобретений, среди которых — динамит, искусственный шелк и газовые моторы, Альфред Нобель увековечил свое имя главной премией планеты, учрежденной им за 5 лет до начала XX века и присуждаемой тем, кто «принес наибольшую пользу человечеству». Сегодня, вспоминая этого человека, мало кто задумывается над тем, что «миллионер-бродяга», как назвал его за жизнь в постоянных разъездах Виктор Гюго, страдал от одиночества, мечтал о жизни на Земле без войн и кровопролитий.

 

Родители

 

Альфред был четвертым сыном в семье Эммануэля Нобеля, одаренного строителя, преподавателя Стокгольмского технологического института, известного тем, что изобрел подводную мину.

Мать — Андриетта, добродушная женщина, в трудные для семьи времена открыла небольшую продуктовую лавку и помогала семье сводить концы с концами. В 1833 году (год рождения Альфреда) пожар дотла спалил их стокгольмскую квартиру. И спасением для семьи стало приглашение русского правительства продемонстрировать в России одно из изобретений Э.Нобеля — подводную мину и возглавить механический завод.

Альфреду было девять лет, когда он вместе с родителями переехал в Россию, где его отцу сопутствовал успех: он открыл предприятия, производившие по его чертежам не только мины, но и паровые машины. Различные изобретения снискали ему славу одного из ведущих инженеров России.

 

Детство и юность

 

Альфред рос болезненным ребенком, страдал от болей в позвоночнике и от других недугов. Рано проявил способности к языкам. Образование получил, как говорится у Пушкина, — учась «понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»: год в школе в Стокгольме, частные преподаватели в России, два года учебы и путешествий по Франции и Италии в возрасте 17-19 лет, а также по Германии и США. Несмотря на слабое здоровье, он был очень трудолюбив. Становясь старше, он все более ценил труд и однажды написал: «Работа делает все прекрасным».

 

Нобель-изобретатель

 

Альфред рано увлекся естествознанием, но и гуманитарные познания его были обширны: помимо шведского, он знал русский, французский, немецкий и английский языки. Получив диплом химика, он в 50-е годы ХIХ века стал вместе с братьями работать на заводе в Санкт-Петербурге.

Экономическая депрессия, наступившая после Крымской войны, лишила фабрики Нобеля-старшего заказов. В 60-е годы он вернулся в Швецию, оставив в России старших сыновей — Роберта и Людвига. На родине Нобель-старший продолжал экспериментаторскую деятельность. Осенью 1863 года во время взрыва в лаборатории погиб его 20-летний сын Эмиль. Альфред продолжал помогать отцу, уверенный в успехе его дела, и добился того, что получил новое взрывчатое вещество — динамит. В 1867 году изобретение было запатентовано.

А.Нобель предназначал динамит для мирных целей. Всю свою жизнь он был противником войны, считал ее «ужаснейшим и величайшим преступлением»: «Мне бы хотелось изобрести вещество или машину, обладающие такой разрушительной мощностью, чтобы всякая война вообще стала невозможной». Использование динамита революционизировало горное дело, строительство дорог и прокладку тоннелей. Заводы по его производству были открыты Нобелем почти во всех странах и приносили огромные прибыли.

«Если за год у меня появляется тысяча идей и только одна из них оказывается стоящей — я доволен», — говорил Нобель. Число его патентов достигло 355. Нобель экспериментировал и с искусственными заменителями кожи и резины, а также вынашивал идею аэрофотосъемки для картографирования.

 

Привычки

 

Нобель питал слабость к скаковым лошадям, но на бегах играл очень умеренно. Не выносил табака, спиртного и карт. В своих привычках был аскетом, но любил хлебосольно принимать гостей. Один из знакомых называл его приемы «пиршеством с безупречным выбором блюд и вин». Он не выносил шума — колеса его кареты были одеты в резину, чтобы не громыхали.

В шутливой автобиографии он писал: «Основные добродетели: держит в чистоте ногти и никому не бывает в тягость. Основные недостатки: не имеет семьи, награжден скверным характером и дурным пищеварением. Одно-единственное желание — не быть похороненным заживо. Величайший грех: не поклоняется Мамоне. Важные события его жизни: никаких...» Кстати, боясь быть похороненным заживо, он в конце своего завещания написал: «... Последнее мое обязательное требование состоит в том, чтобы после моей кончины компетентный врач однозначно установил факт смерти, и лишь посла этого мое тело следует предать сожжению».

 

Разбитые мечты

 

Счастье любви он впервые испытал в Париже, но оно оказалось кратковременным: его возлюбленная скоропостижно скончалась. Единственным напоминанием о ней осталось небольшое стихотворение. Нобель был безутешен и решил отказаться от мирских удовольствий, посвятив себя, как он говорил, благородным делам.

Попытка обрести личное счастье, создать семью была сделана в 1876 году — в возрасте 43 лет. Он поместил в газете объявление следующего содержания: «Весьма состоятельный, образованный, пожилой джентльмен, живущий в Париже, приглашает женщину средних лет, владеющую иностранными языками, для выполнения обязанностей секретаря и экономки». На объявление отозвалась 33-летняя привлекательная австрийская аристократка Берта Гсински, которая в то время была вынуждена зарабатывать на жизнь в качестве гувернантки. Когда они встретились, Берта поняла, что он ищет нечто большее, чем секретаря.

К сожалению, Берта любила другого и вернулась в Вену. Но, успев познакомиться с Альфредом и оценить его ум, красноречие, скромность, граничащую с самоуничижением, она не смогла его забыть и до самого его смертного часа, который он встретил спустя 20 лет в одиночестве, на вилле в Италии, оставалась его другом и советчиком.

Берта, баронесса фон Зутнер, впоследствии стала известной писательницей и пацифисткой. Может быть, именно поэтому Нобель решил учредить премию мира вдобавок к наградам за достижения в науке и литературе. В 1905 году Берта, автор романа «Долой оружие!», одна из инициаторов пацифистского движения, была награждена Нобелевской премией мира.

О планах учреждения этой премии она знала еще из переписки с А.Нобелем. Он ей рассказал и о другой идее — создать организацию, похожую на ту, какой много позже стала ООН.

 

Смерть

 

В 1881 году Нобель переехал из Франции в Италию, где на своей вилле в Сан-Ремо продолжил опыты с синтетическими волокнами и взрывчатыми веществами, хотя уже страдал от сердечного заболевания. В октябре 1896 года он перенес кровоизлияние в мозг и три дня мог с трудом говорить только по-шведски — на языке, которого не понимали его слуги. 10 декабря дворецкий обнаружил Альфреда Нобеля мертвым.

За год до этого Нобель сам, без помощи адвоката, составил свое завещание. Он считал, что унаследованное богатство плодит бездельников, поэтому друзьям и родственникам завещал немного. Нобель велел душеприказчикам весь капитал перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого должны ежегодно вручаться в виде премий тем, «кто принес наибольшую пользу человечеству», за «великие открытия или изобретения в области физики, химии, физиологии, медицины, создавшим значительные литературные произведения, отражающие человеческие идеалы», а также тем, «кто внесет весомый вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, снижение численности существующих армий и содействие мирной договоренности».

В завещании Альфред Нобель подчеркнул, что его «особое желание заключается в том, чтобы на присуждение премий не влияла национальность кандидата, чтобы премию получали наиболее достойные, независимо от того, скандинавы они или нет».

Биографы Альфреда Нобеля пишут с удивлением, что у пожилого ученого поражало «детское выражение голубых искрящихся глаз». Он работал до своего последнего часа, хотя ему хотелось покоя.

 

Первые лауреаты

 

Они были названы в 1901 году. Вот их имена: немецкие ученые Вильгельм Конрад Рентген, открывший лучи, названные в его честь, и Эмиль Адольф Беринг, создавший противодифтерийную антитоксинную сыворотку; голландец Якоб Хевдрик Вант-Гофф, установивший законы химической динамики; французский поэт Сюлли-Прюдом; швейцарец Анри Жан Дюнан, инициатор создания международного общества «Красный Крест», и француз Фредерик Пасси, основавший Международную лигу мира.

 

Известия.- 2011.- 14 января.- С.8.