Президент Азербайджана Ильхам Алиев: Я хорошо понимаю душу русского человека

Азербайджан - один из ключевых партнеров Москвы на постсоветском пространстве. О том, какой путь проделала эта страна в последние годы и каким видит свое будущее, президент Ильхам Алиев рассказал в интервью первому заместителю генерального директора ИТАР-ТАСС Михаилу Гусману - специально для "Известий", ИТАР-ТАСС и телеканала "Россия". Полностью интервью смотрите на телеканале "Россия" 14 февраля.

 

вопрос: Несколько месяцев назад вы одержали более чем убедительную победу на вторых президентских выборах. Поставлю вопрос так: что, на ваш взгляд, вам не удалось за эти пять лет?

 

ответ: Намного легче сказать, что было сделано за эти годы. Единственное, чего не удалось добиться, - это урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Это наиболее важный вопрос развития нашей страны. Во всех остальных сферах мы добились того, что намечали.

 

в: С чем вы связываете инвестиционную привлекательность Азербайджана?

 

о: На этапе становления государственности нашим главным козырем был нефтегазовый сектор. Те инвестиционные проекты, которые были осуществлены, создали в мире представление об Азербайджане как об очень надежном партнере. Не было ни одного случая, чтобы мы не выполнили своих обязательств.

 

в: Каким вы видите дальнейшее укрепление оборонного потенциала государства?

 

о: Мы уделяем этому вопросу очень большое внимание. Хотя, естественно, это требует огромных финансовых ресурсов. Сегодня в бюджете расходы на оборону занимают первое место. Но очевидно, что без должного внимания к армии могут возникнуть очень большие проблемы. И пока не будет урегулирован армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт, эта политика будет продолжена. За короткое время нам удалось не только создать мощную материально-техническую базу вооруженных сил, но также повысить боеспособность армии, профессионализм. Мы создали военно-промышленный комплекс, чего не было в Азербайджане никогда. Несколько лет назад было создано министерство оборонной промышленности. И сегодня мы располагаем несколькими заводами, которые производят оборонную военную продукцию, соответствующую мировым стандартам.

 

Естественно, это ведет к укреплению нашего военного потенциала. А также, я уверен, к стабильности в регионе. Сегодня азербайджанская армия - это мощнейшая структура, которая способна решать любые задачи и в первую очередь - по освобождению оккупированных территорий. И если бы Азербайджан располагал таким военным потенциалом в те времена, когда распался Советский Союз, то наши земли никогда бы не оказались под оккупацией. Сегодня трудно представить, что кто-то может навязать Азербайджану свою волю на поле битвы. Мы и дальше будем этим вопросам уделять большое внимание - до тех пор, пока наши земли не будут освобождены.

 

в: Каковы, на ваш взгляд, ключевые принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта? С одной стороны, это один из самых затянувшихся конфликтов на постсоветском пространстве, с другой - некие подвижки происходят. Состоялась ваша встреча с армянским коллегой в Санкт-Петербурге, была подписана московская декларация...

 

о: Я согласен, что определенные подвижки есть. И я бы даже сказал: существуют определенные надежды, что конфликт может быть урегулирован мирным путем. С момента заключения перемирия в 1994 году прошло уже почти пятнадцать лет. Наша приверженность мирному процессу - главный аргумент, свидетельствующий о нашей конструктивной позиции. Потому что иначе мы бы решили вопрос по-другому. Момент, когда нам будет ясно: переговоры бессмысленны, - наверное, станет определяющим в поиске других путей урегулирования конфликта. Но мы считаем, что ресурсы переговорного процесса еще не исчерпаны.

 

Мы всегда говорили, что конфликт может быть урегулирован только поэтапно. На первом этапе должны быть освобождены азербайджанские территории, находящиеся под оккупацией. Это семь районов вокруг Нагорного Карабаха. Туда должны быть возвращены наши беженцы и внутренние переселенцы. Необходимы международные гарантии безопасности для населения, которое будет проживать в этом регионе. А на следующем этапе должен быть определен юридический статус Нагорного Карабаха. Этот статус должен быть определен в рамках территориальной целостности Азербайджана и с учетом высокой степени автономии для населения Нагорного Карабаха, которое не было никогда моноэтничным, как сейчас. И нам кажется, что сегодняшний формат переговоров отражает эти подходы. Сегодня в Армении - новый руководитель, есть надежда на более конструктивный подход Еревана к этому вопросу.

 

в: Вы учились, жили в Москве и провели там несколько молодых лет - а это, как правило, самые приятные годы жизни. Что у вас связано с Москвой?

 

о: Безусловно, эти годы навсегда остались в моей памяти. За время учебы в Москве у меня появилось много друзей, знакомых. С Москвой связано много светлых, теплых воспоминаний. Я прожил в Москве 15 лет и могу сказать: у меня нет проблем с пониманием нюансов российской политики, c пониманием состояния души русского человека.

 

Известия.- 2009.- 13 февраля.- С. 3.