Опережая реформы,или Новые планы РДТ на
новый сезон
Театральные реформы, стартовавшие в стране в контексте утвержденной 18 мая 2009 года Государственной программы развития театров в Азербайджане, с каждым днем все более освежают атмосферу столичного театрального пространства. Не заметить это трудно. И нет ничего удивительного в том, что в этом потоке обновлений вслед за серийной реконструкцией зданий государственных театров последовал новый подход к созданию в них соответствующей творческой атмосферы. Именно соответствующей, ибо характерный для советского периода процесс стагнации в отдельных театрах страны, бережно охраняемый на протяжении последних уже постсоветских десятилетий по принципу известного чеховского героя «как бы чего не вышло», трудно соотнести даже с самой примитивной театральной моделью. Впрочем, оставим в покое эту «любимую мозоль» отдельных театральных деятелей и околотеатральных критиков с замшелым стереотипом мышления и заглянем в Русский драматический театр (РДТ) имени Самеда Вургуна – одно из наиболее предпочитаемых мест отдыха бакинцев и многочисленных гостей нашей столицы, которому, кстати, и обновляться вроде бы нет особого смысла. В течение только последнего театрального сезона здесь состоялись премьеры таких спектаклей, как «Квартиранты ада», «Федра», «Братья Карамазовы», «Хочу купить мужа», каждый из которых собирал аншлаг. Более того, здесь с некоторых пор успешно применяется практика сотрудничества с зарубежными театральными деятелями, что уже является новым подходом к такому понятию как «театр XXI века». Однако на днях стало известно, что новый театральный сезон администрация РДТ намерена начать с сокращения актерского штата. Конкретизировать эту далеко не простую ситуацию корреспондент газеты «Каспiй» попросила директора театра Адалята Гаджиева.
ЛАЛА БАГИРЗАДЕ
– Не так давно труппа вашего театра значительно пополнилась за счет актеров русского сектора ТЮЗа. Не с этим ли связано решение сократить актерский штат РДТ?
– Искать причину предстоящего сокращения актерского штата в недавнем пополнении нашей труппы было бы неверно. Дело в том, что для любого государственного театра характерно «простаивание» отдельных актеров, то есть это ситуация, когда люди годами просто числятся в штате, регулярно получают заработную плату, но при этом не привлекают внимания режиссеров при распределении ролей в новых спектаклях. В одних театрах таких актеров больше, в других – меньше, но они всегда есть, и потому, если подобным людям попросту не хватает способности самооценки, руководству рано или поздно приходится рассматривать вопрос целесообразности дальнейшего сотрудничества с ними. В РДТ такие актеры, к сожалению, также есть – как среди молодежи, так и ветеранов сцены. Имеются они и среди примкнувших к нашей труппе актеров бывшего русского сектора ТЮЗа, и потому в конце минувшего сезона я предложил им искать другую работу.
– Известно, что в развитых странах театральные актеры работают по контрактной системе. Не считаете ли вы, что именно такой подход помог бы большинству бакинских театров избавиться от существующего балласта?
– Это прекрасная форма сотрудничества с любым творческим работником, и подобная практика уже не первый год применяется в нашем театре при помощи Министерства культуры и туризма Азербайджана, по линии которого здесь работали режиссеры-постановщики, художники-декораторы, художники по свету из России. Что касается работы актеров по контрактной системе, то часть актеров РДТ работает в других театрах, в частности в театре «Ибрус». Именно по этому принципу и нам бы очень хотелось в перспективе наладить подобную практику в РДТ.
– Как в таком случае должна оплачиваться работа приглашенного актера?
– Если с тем или иным актером наш театр заключит контракт, то, естественно, и работу его будет оплачивать из собственного бюджета, в отличие от зарубежных театральных деятелей, работу, проезд и проживание которых оплачивает Министерство культуры и туризма страны.
– Выше вы сказали о предстоящем сокращении актерского штата РДТ. Каким же образом вы намерены в дальнейшем пополнять труппу при отсутствии русского сектора в Азербайджанском государственном университете культуры и искусства? Только ли за счет мастерской вашего театра?
– В свое время создание этой мастерской мы согласовали с Министерством культуры и туризма, и не без гордости могу сказать, что она успешно функционирует на протяжении уже двух лет. В дальнейшем мы намерены расширять ее рамки за счет мастер-классов зарубежных специалистов, что, на мой взгляд, серьезно отразится на уровне профессионализма наших актеров и поможет воспитать для них достойную смену.
– Кто занимается выбором драматургии и распределением ролей при заключении контракта с зарубежными режиссерами?
– Драматургия выбирается с учетом общего мнения – нашего и режиссера-постановщика. Что касается распределения ролей, то этим занимается режиссер. К примеру в скором времени в нашем театре московский режиссер Искендер Сакаев будет ставить спектакль «Сон в летнюю ночь» по одноименной комедии Шекспира – это совместный проект Министерства культуры России и Министерства культуры и туризма Азербайджана. Задолго до начала работы Сакаев ознакомился с репертуаром и актерами РДТ, после чего занялся распределением ролей, и в скором времени приступит к репетициям. Премьера спектакля состоится в первой декаде октября.
– Итак, вы за обновления?
– Безусловно, ибо те современные условия, в которых РДТ стал работать после капитального ремонта, попросту не стыкуются со старыми формами постановок спектаклей. Полное технические переоснащение театра помогло практически обновить весь репертуар, освежить здесь творческую атмосферу и ставить спектакли, соответствующие требованиям современного театра, а значит и вкусам современного зрителя. В дальнейшем мы намерены работать именно по этому принципу.
Каспий.- 2010.- 20 августа.- С.8.