Кяхризы
В средние века одними из сложных инженерных сооружений, предназначенных для сбора грунтовых вод и их доставки под землей в нужную местность для использования в целях мелиорации или водоснабжения жителей городов, служили кяхризы. Они и сейчас вызывают восхищение своим хитроумным устройством, позволяющим без каких-либо насосов, используя лишь особенности рельефа и пород местности, доставлять воду туда, где она необходима, с минимальными потерями. Так что кяхризы являлись одним из крупнейших инженерно-технических достижений средневековья.
Конкретных сведений о строительстве ширваншахами водопроводов в Баку нет. Но имеются более поздние сообщения о наличии трех водопроводов, обеспечивающих Баку пресной водой. Прежде всего это четыре плана города, составленные в 1796-1809 годах, на которых показаны «восточные трубы, проложенные из горных родников в крепость», «доставляющие в город пресную воду водопроводы» и «прорезы к трем водопроводам, снабжающим Бакинскую крепость пресною водою».
А.Саламзаде, обративший внимание на указанные в планах линии прокладки водопроводов, по этому поводу пишет: «Из архивных документов следует, что к исходу XVIII в. Баку снабжался пресной водой тремя водопроводами, доставлявшими в город воду из источников, расположенных далеко за городскими стенами. Водопроводные линии назывались: Шахская, Мамедгулуханская и Гусейнгулуханская. Шахский водопровод брал начало в северной части города, в нагорном плато. Из плана 1809 года видно, что этот водопровод питался тремя родниками, расположенными в начале трассы. Шахский водопровод входил в крепость примерно в районе, где ныне расположено здание Баксовета. Этот водопровод в основном обеспечивал нужды дворцового комплекса. Мамедгулуханский водопровод вел свое начало из северо-западной части форштадта из двух родников примерно в районе нынешнего Центрального парка культуры и отдыха имени С.М.Кирова. Входя в крепость приблизительно в том месте, где сейчас расположено здание Азербайджанской филармонии, этот водопровод обслуживал в основном западную и южную части города. Гусейнгулуханский же водопровод брал начало из двух родников в районе нынешней улицы Гуси Гаджиева. Третий родник питал этот водопровод в середине трассы. Входил он в крепость в районе Шамахинских ворот и обеспечивал нужды восточной части города и, прежде всего, расположенной здесь резиденции хана».
Главным среди них был Шахский водопровод. Он действовал еще в начале ХХ в. Г.Сарабский, говоря об овдане у Дворца ширваншахов, сообщает: «Вода к нему приходила по кяхризу из колодцев, вырытых за пределами города. Где начинается источник колодца, мне не известно. Я только знаю, что в местности Гараколлуг, выше улицы Верхнекладбищенская (сейчас Г.Сеидбейли, – С.В.) имеется подземная водосточная труба, ее называют Нагы-кухулу. Колодезная вода, посредством этой трубы поступая в овдан Ичери шехер, текла в «Ширин-хамамы».
Фрагмент этой «трубы» был обнаружен на пересечении улиц Лермонтова и Красная (сейчас Б.Сардарова) рядом со сквером и памятником М.Ф.Ахундзаде во время строительных работ в
1953 году. Как сообщает историк А.Ализаде, этот фрагмент протягивался с северо-запада и на юго-восток, то есть по направлению улицы Б.Сардарова, в сторону Ичери шехер. Еще один фрагмент Шахского водопровода был вскрыт при археологических раскопках в Ичери шехер на глубине 10 м. Он протягивался от крепостной стены (за средним сектором здания Исполнительной власти Баку) к овдану рядом с Дворцом ширваншахов. По анонимным данным, опубликованным в 1836 году, в Шахский колодец (овдан) вода подавалась «из родника, отстоящего на 4 версты от города».
Обобщая приведенные сведения, мы можем довольно точно восстановить маршрут Шахского водопровода. Наиболее четко определяется его нижняя часть от местности Гараколлуг. Эта местность, как отмечалось, находилась выше улицы Г.Сеидбейли, то есть где-то у нынешнего памятника Наримана Нариманова на бывшей Южно-Советской площади. «Гараколлуг» состоит из слов «гара» («черный») и «коллуг» («место, заросшее кустарником»). Это свидетельствуют о том, что в этом месте водопровод был поврежден, и его вода способствовала произрастанию кустарников, которые образовали заросли, «черневшие» на фоне выжженных солнцем ландшафтов. А название «Нагы-кухулу», то есть «пещера Нагы», указывает скорее всего на то, что водопровод вскрылся на склоне холма, и обнажившаяся часть кяхриза предстала в виде пещеры (точнее грота), названной в честь некоторого Нагы. От Гараколлуг Шахский водопровод по нынешней улице Б.Сардарова спускался вниз и под зданием ИВ Баку входил в крепость, доставляя воду в овдан и баню, именовавшиеся «Ширин».
Видимо вода, поступавшая по Шахскому водопроводу, была очень приятной («сладкой») и для питья, и для купания. Источник же, откуда она притекала по водопроводу, находился в 4 верстах (чуть более 4 км) от города, то есть намного дальше от памятника Наримана Нариманова. А так, как повороты для кяхриза нежелательны, то скорее всего водопровод выше памятника поднимался в том же северо-западном направлении, как и до памятника. В этом случае трасса водопровода проходила бы под зданием Технического университета и издательства «Азербайджан» к возвышенности у восточного берега бывшего озера Ганлы-гель. Если водопровод указанного направления следовал неукоснительно, то тогда родники, питавшие его, должны были находиться западнее улицы А.М.Шарифзаде, в той ее части, где она пересекается с улицей И.Зюлалова. Вероятнее всего, такой строгости не было, и родники располагались несколько севернее и южнее. Но так или иначе, Шахский водопровод начинался восточнее котловины Ганлы-гель в южной части поселка Мусабекова.
Шахский водопровод был сооружен в XV в. вместе с ансамблем Дворца ширваншахов. Два других водопровода запечатлели в себе имена двух последних бакинских ханов – Мамед (правильнее, Мухаммед) Гулу-хан и Гусейн Гулу-хан, правивших в 1791-1792 и 1792-1806 годах. По мнению А.Саламзаде, они не построили, а лишь отремонтировали эти водопроводы.
Никаких других сведений о Мамедгулуханском водопроводе, который, как уже было сказано, начинался от двух родников в Нагорном парке и входил в Ичери шехер у здания современной филармонии, не найдено. Строители, возводившие здания в районе расположения данного водопровода, умудрились «не заметить» ни одного его фрагмента.
Больше повезло Гусейнгулуханскому водопроводу, два участка которого были выявлены и тщательно изучены.
В 1953 году строители, работавшие в самом центре Баку на пересечении улиц Б.Сардарова и М.Лермонтова, наткнулись на остатки Шахского водопровода. В том же году был выявлен фрагмент Гусейнгулуханского водопровода. Его обнаружили во время закладки фундамента первого жилого Дома писателей по адресу: улица Гуси Гаджиева, 19, в квартале между данной улицей (ее бывшее название «Базарная», оно официально было упразднено более 60 лет назад, но бакинцы старого поколения и сегодня помнят о нем, так как связано оно было с «Базар-пассажем», что и поныне действует на этой улице) на востоке и улицами Гасым Исмайлова (ныне Зяргяр палан) на западе, Ази Асланова на севере и Льва Толстого на юге. Строители сообщили ученым, и те (историк А.А.Ализаде, археолог Г.И.Ионе и гидротехник И.С.Агаларов) тщательно обследовали его. Итоги исследований опубликовал А.А.Ализаде.
Оказалось, что обнаруженный фрагмент водопровода – «фундаментальная и сложная кяхризная система». Сами кяхризы представляли собой галереи, устроенные в толще скал и перекрытые каменными плитами. А.А.Ализаде определил, что на юго-востоке галерея, «пересекая улицу Гуси Гаджиева, вклинивалась в то место города, которое вплоть до начала ХХ в. называлась «Фантал усту» (на нынешней площади Низами, недалеко от памятника Низами).
Название «У фонтана» – не случайно, и это действительно так. Слово «фантал» в орфографическом словаре азербайджанского языка отсутствует. Но А.А.Ализаде, как бакинец, знал, что так местные жители выговаривали слово «фонтан». И сейчас можно услышать «Фантал вурду» вместо «Фонтан вурду» («Ударил фонтан»). Известно, что в 1860 году около памятника Цицианову (вблизи нынешнего памятника Низами) был устроен большой бассейн, водой которого пользовались бакинцы. Его источником мог быть только Гусейнгулуханский водопровод, который поблизости, у Шамахинских ворот, входил в Ичери шехер, и чья вода у памятника Низами имела возможность создать «бассейн» с естественным фонтаном.Бассейн запомнился в народе своим «фанталом», по которому и стали именовать данную местность. И те, кто в конце ХХ в. устроили на площади Низами каскад фонтанов и переименовали ее в «Площадь Фонтанов», фактически лишь восстановили старое народное наименование, но с более правильным произношением.
В 1982 году на восточной окраине Ичери шехер, в квартале, ограниченном зданиями улицы Я.Д.Зевина (ныне Азиза Алиева) на востоке, Башенной (Гюлля) на западе и Н.А.Некрасова (Сафтар Гулиева) на юго-востоке, а также каравансараями «Бухара» и «Мултани» на юго-западе и Дворцом бакинских ханов на севере, бакинская археологическая экспедиция (ее членом в том году был и автор статьи) раскопала еще один фрагмент Гусейнгулуханского водопровода. Его тщательно обследовали и описали ведущие археологи той экспедиции – Фархад Ибрагимов и Севда Гусейнова.
Исследования выявили сложную систему кяхризов, вырубленных в толще скал или укрепленных каменной кладкой в обычном грунте. Сверху они были перекрыты каменными плитами. Основной кяхриз протягивался с северо-запада на юго-восток и, постепенно сворачивая на юго-запад, уходил под каравансарай «Мултани» к Гыз галасы. От него отходили боковые кяхризы, которые в своих галереях отводили от основного кяхриза воду к отдельным участкам, в основном в направлении запад-восток. Дальнейший путь к конкретным объектам вода, доставленная кяхризами, проделывала уже по глиняным водопроводным трубам. Был предусмотрен и вывод использованной воды. Об этом свидетельствует и обнаруженный на этом участке канализационный кяхриз, обложенный со всех сторон каменными плитами и доверху заполненный остатками различных отходов.
Особо следует остановиться на водоочистителе, по определению Фархада Ибрагимова и Севды Гусейновой, «великолепном образце средневековой инженерной техники». Он размещался в самом центре участка и протягивался с северо-запада на юго-восток. Его основу составляли два колодца. Верхний колодец представлял собой водосборную полукруглую яму-колодец, вырытую частично в скалистом, частично в мелкопесчаном (где укреплен каменной кладкой) грунтах и некогда перекрытый каменным куполом (остались его следы). Нижний колодец имел круглую форму диаметром 1 м и был целиком вырублен в толще скалы. Их соединял канал, почти полностью прорубленный в мощной скале. Только незначительную часть его южной стены выложили камнем. Средняя часть канала была перекрыта оригинальным полукруглым арочным сводом, а остальная – крупными каменными плитами прямоугольной формы. Полагают, что вода из основного кяхриза поступала в верхний колодец, где отстаивалась (очищалась от наносов), а затем по каналу направлялась в нижний колодец, который служил коллектором-распределителем. На дне этого колодца имелись небольшие отверстия, к которым присоединялись трубы или канавки-арыки, доставлявшие воду к конкретным местам назначения.
Сказанное говорит о том, что Гусейнгулуханский водопровод начинался у двух родников, находившихся выше площади Физули в районе «старой» Шамахинки (в последние годы появилась «новая» Шамахинка на границе 4 и 5 микрорайонов у Тбилисского проспекта). От родников водопровод спускался почти по прямой линии с северо-запада на юго-восток к Шамахинским воротам и входил в Ичери шехер. В средней части трассы водопровод получал «дополнительное» питание от родника, который находился недалеко от Дома писателей. Отсюда вода поступала по длинному боковому кяхризу, начинавшемуся с улицы Г.Исмайлова. Заканчивался Гусейнгулуханский водопровод в восточных кварталах Ичери шехер.
А.А.Ализаде удалось установить, что Гусейнгулуханский водопровод построил ширваншах Халиллулах I. Последняя датировка была подтверждена археологическим материалом, выявленным у водопровода Ф.А.Ибрагимовым и С.Б.Гусейновой.
Сейран Велиев,
Каспий.- 2010.- 18
декабря.- С.10-11.