Дополняя шекспириаду
В новом сезоне ТЮЗ предоставит сцену дебютантам
Произведения Шекспира на сцене азербайджанских театров ставились всегда, и каждое новое обращение к творчеству великого классика вызывало неизменный резонанс в отечественных театральных кругах. «Отелло», «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Макбет», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», «Король Лир», «Буря», «Зимняя сказка», «Антоний и Клеопатра», «Тимон Афинский»… Таков основной костяк мировой шекспириады, который отечественному зрителю знаком хорошо. Сегодня к творчеству Шекспира решил обратиться бакинский ТЮЗ. Здесь незадолго до закрытия 83-го театрального сезона начались репетиции спектакля «Ромео и Джульетта» по одноименной пьесе великого классика в постановке главного режиссера театра, народной артистки Азербайджана Джаннет Селимовой. Об этой новой работе мы и решили побеседовать с режиссером-постановщиком.
ЛАЛА БАГИРЗАДЕ
– Известно, что творчество Шекспира всегда считалось «индикатором» состоятельности того или иного театра. Только ли этим объясняется ваше обращение к творчеству этого драматурга или вы хотите привлечь к нему внимание нового поколения зрителей, которому он едва ли знаком?
– Я решила обратиться к Шекспиру, прежде всего, потому, что произведения этого автора всегда вызывали большой резонанс в нашей столице, он всегда был востребован с точки зрения зрительского восприятия, это наблюдалось даже в те годы, когда бакинские театры переживали период страшного кризиса. На эти спектакли охотно шла и современная молодежь, которую, на мой взгляд, совершенно несправедливо обвиняют в отсутствии интереса к серьезной драматургии.
– Не так уж и несправедливо…
– Уверяю вас, что все эти разговоры сильно преувеличены, как и бесконечные жалобы на то, что современному зрителю, якобы, нужна только «развлекаловка» на сцене. Да, до недавнего времени это так и было, но с определенного момента зритель попросту устал от нее и, возможно, почувствовал внутреннюю потребность в серьезном диалоге.
– Но бытует мнение, что необходимо переждать какой-то этап, пока современный зритель, слишком дезориентированный окружающим его примитивизмом, дорос до понимания серьезной драматургии и классики в том числе?
– А может ли это произойти, если театр станет делегировать ответственность воспитания зрительского вкуса кому-то другому? Мы ставим классику уже не первый год и даже не первое десятилетие, если взять во внимание лучшие спектакли репертуара бывшего Бакинского камерного театра. Со временем эти спектакли были адаптированы к условиям ТЮЗа, в репертуаре которого также было немало произведений классиков, и сегодня наша труппа с успехом играет пьесы таких выдающихся авторов, как Шекспир, Гусейн Джавид, Чехов, Мирза Джалил, Достоевский, Мирза Фатали Ахундзаде, и все это вызывает неизменный интерес зрителей как у нас в стране, так и за рубежом.
– Но вернемся к вашей новой постановке. Почему именно «Ромео и Джульетта»? Не кажется ли вам, что история трагической любви этих героев для современной молодежи прозвучит несколько наивно?
– Конечно же, приходится учитывать известный факт переоценки ценностей в нашем обществе, но тем важнее мне, как режиссеру, показать зрителям, что любовь в самом высоком понимании этого слова остается неизменной во все времена. Думаю, что в этом контексте наш новый спектакль будет интересен молодому поколению зрителей, тем более что они увидят на сцене своих сверстников.
– Распределение ролей уже состоялось?
– Да, мы уже провели несколько репетиций в конце сезона.
– Говорят, что в спектакле «Ромео и Джульетта» задействовано много молодежи…
– Это мои студенты с режиссерского факультета Азербайджанского государственного университета культуры и искусств, которым, зная их творческий потенциал, я смело решила поручить главные роли.
– Можно ли уже сегодня сказать, что в будущем они будут приняты в труппу ТЮЗа?
– Думаю, что так и произойдет. Спектакль «Ромео и Джульетта» станет для них дебютом и серьезным творческим экзаменом на профессионализм, выдержав который, они будут приняты в труппу нашего театра.
– Насколько нам известно, сценографию своей новой постановки вы решили поручить российскому художнику, который мало знаком в наших театральных кругах.
– И не только в наших. Оформлять наш спектакль тоже будет дебютант. Это талантливый студент четвертого курса художественного факультета Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Александр Храмцов, который уже сегодня отличается ярким, индивидуальным почерком в своей профессии. Я не случайно остановила свой выбор именно на нем. Этот талантливый юноша, также как и исполнители ролей, практически является сверстником Ромео и Джульетты, и ему как никому другому удастся прочувствовать и донести до зрителя дух юных героев Шекспира. Но, кажется, я забегаю вперед. Работа над спектаклем только началась, продолжим мы ее в новом сезоне, а на суд зрителей представим уже в ноябре сего года.
Каспий.- 2010.- 20 июля.- С. 8.