«Талисман» Фарида Алиева,
или О международном признании
нашей вокальной школы
Не так давно в Екатеринбурге завершился III Международный конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла, посвященный памяти народного артиста СССР В.Курочкина. Нашу страну на этом престижном форуме вокалистов представлял молодой солист Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета и Азербайджанского государственного театра музыкальной комедии Фарид Алиев. Да, это тот самый Фарид Алиев, который давно успел полюбиться зрителям в таких спектаклях, как «Не та, так эта» и «Аршин мал алан» Узеира Гаджибейли, «Веселая вдова» Ф.Легара, «Марица» и «Сильва» И.Кальмана, «Неистовый гасконец» Г.Гараева, «Когда пересекаются судьбы» Р.Гаджиева и других интересных постановках классического и современного репертуара. Но поводом для нашей сегодняшней встречи послужила вовсе не популярность артиста в родном городе, а яркая победа на прошедшем за пределами страны конкурсе вокалистов.
ЛАЛА БАГИРЗАДЕ
– Фарид, это ваше первое участие в Международном конкурсе вокалистов?
– Нет, я уже имею определенный опыт в этом деле. Мой дебют в качестве конкурсанта состоялся в Баку на Международном конкурсе вокалистов имени Бюльбюля, в котором я был удостоен звания дипломанта за участие в первом туре с азербайджанской народной песней «Галалы», затем я стал участником такого же состязания вокалистов имени Образцовой в Москве – это было мое первое выступление за пределами Азербайджана. Помню также Международный конкурс вокалистов в Санкт-Петербурге, давший мне очень много в плане опыта участия в подобных мероприятиях. Так что конкурс имени В.А.Курочкина в моей творческой биографии стал четвертым.
– И принес вам ярую победу…
– Дело даже не в этом. Просто подобного рода мероприятия дают артисту возможность представить свою страну на международном уровне и познакомиться с воспитанниками различных школ.
– Как стало возможно ваше участие в столь престижном культурном проекте и как вас встретили его организаторы?
– Принять участие в этом конкурсе мне очень помогло руководство нашего театра, а что касается отношения ко мне организаторов, то могу сказать только то, что оно изменилось после моего выступления в первом туре. Я заметил, что все сразу стали со мной здороваться, в какой-то степени даже осторожничали со мной, а в конце оргкомитет вообще не хотел меня отпускать. Хочу отметить, что весь этот культурный проект был организован на высочайшем уровне, начиная со встречи участников в аэропорту, их размещения в отеле и до выступления победителей в утреннем эфире областного телевидения. Более того, я заметил, что в этом городе сильно опекают актеров, делают все возможное для их популяризации, участия в различного рода международных конкурсах, фестивалях.
– Вы являетесь одновременно солистом двух музыкальных театров страны. Не трудно ли вам совмещать оперный и опереточный жанры?
– Разумеется, это непросто, но я пытаюсь найти в этом определенный позитив. Дело в том, что статус солиста оперного театра слишком статичен – все внимание актера уходит на то, как ты исполняешь свою партию и никакой динамики. В этой связи мне очень помогла сцена Азербайджанского государственного театра музыкальной комедии, солистом которого я стал еще будучи студентом второго курса. Здесь я переиграл огромное количество ролей, начинал с детских спектаклей, что очень помогло мне раскрепоститься и выявить весь свой актерский потенциал. Кстати, параллельно в этом театре я работал также художником-декоратором, поскольку моя первая специальность – художник, а партию Балаша в опере «Севиль» Фикрета Амирова я выучил за кулисами оперного театра.
– Но, насколько мне известно, вы являетесь еще и профессиональным КВН-щиком.
– Да, это было началом моей творческой карьеры, помню, тогда я стал дипломантом республиканского конкурса, позже меня пригласили в команду «Парни из Баку», вместе с которой мы гастролировали в Киеве. А в 1998 году я поступил на вокальное отделение Бакинской музыкальной академии и к счастью оказался в классе великолепного педагога, заслуженного артиста Азербайджана, профессора Гусейна Алиева, который воспитал многих наших профессиональных вокалистов и с которым я продолжаю заниматься по сей день, чтобы не утратить форму. Без преувеличения могу сказать, что без помощи этого человека и я бы, конечно, не стал бы победителем минувшего конкурса.
– Вы и в дальнейшем намерены совмещать карьеру оперного и опереточного певца?
– Вы знаете, это настолько заполнило мою жизнь, что я просто не мыслю ее иначе и даже не представляю, что когда-нибудь мне удастся отдать предпочтение только одному из этих жанров. Думаю, что в этой ситуации определяющим для меня является понимание собственной востребованности в обоих театрах.
– Какова роль международных конкурсов в профессиональном формировании артиста?
– Эти конкурсы, прежде всего, дают возможность представить культуру своей страны на международной арене, о чем я уже говорил выше, хотя есть еще много других не менее важных моментов, таких как, скажем, возможность общения со своими коллегами из других стран. Понимаете, одно дело просто выехать за пределы своей страны, и совсем другое, когда после удачного выступления ты видишь совершенно иное отношение к себе со стороны членов жюри, участников конкурса, все они начинают обращать на тебя внимание, относиться к тебе с большим уважением, пытаются завязать знакомство, а все это опять же формирует имидж нашей страны на международном уровне.
– А насколько за рубежом знакомы с нашей школой вокала и что, на ваш взгляд, стало для россиян истинным открытием?
– Во-первых, отмечу, что в России, в частности в Екатеринбурге прекрасно знают не только лучших представителей нашей вокальной школы, но и нашу национальную музыку, которая их очень привлекает. Вы не поверите, но когда я на заключительном гала-концерте спел арию Аскера из оперетты «Аршин мал алан» Узеира Гаджибейли мне подпевал весь зал, успех был колоссальный. И тогда я невольно подумал, что эта ария стала моим талисманом, ведь действительно творчество Узеира бека на протяжении многих десятилетий служило для нашего искусства своеобразным талисманом. Вы только подумайте, сколько актеров, вокалистов, режиссеров, художников обращаясь к произведениям этого корифея, добивались международного признания! И это будет продолжаться вечно, поскольку музыка Узеира бека – это неисчерпаемый кладезь возможностей для артиста любого жанра достичь международного признания.
– Говорят, в Екатеринбурге много наших соотечественников…
– Да, и я в этом убедился. Хочу рассказать интересный эпизод: в труппе Екатеринбургского театра оперетты я встретил коренного бакинца, бывшего актера нашего Театра музкомедии Анатолия Бродского, он уехал из Баку 50 лет назад. Этот человек прекрасно помнит солистов нашего театра, народных артистов Азербайджана Бориса Графкина, покойную Ларису Виноградову. Он рассказал мне много интересного о том, как в молодости выступал в составе эстрадного оркестра Бакинского клуба моряков вместе с покойным Муслимом Магомаевым. После моей победы на конкурсе этот человек, поздравив меня, произнес такие слова: «Наконец, я смог доказать здешней публике, что истинный бакинец может быть только таким: «пришел, выступил и всех очаровал». Да! Чуть не забыл! За неделю до конкурса в Екатеринбурге состоялось официальное открытие консульства Азербайджана, в церемонии которого я также принял участие и был просто восхищен реакцией на это событие наших соотечественников, проживающих в этом городе, они все до единого пришли на мой концерт, причем организатором этой акции выступил опять же Анатолий Бродский. Так что, если до приезда в Екатеринбург я был настроен не ахти как, то покидал этот город я с совершенно противоположными чувствами, за что бесконечно благодарен как местным жителям, так и нашим соотечественникам.
– Ваша яркая победа на прошедшем конкурсе не могла не спровоцировать ряд заманчивых предложений о сотрудничестве.
– В общем-то, это имело место. В перерывах между выступлениями ко мне подошла директор Одесского академического театра музыкальной комедии имени М.Г.Водяного и предложила заключить контракт на будущий театральный сезон. Помимо этого, я получил приглашение от руководства Музыкального театра Карелии, на сцене которого в октябре этого года хотят поставить оперу Джузеппе Верди«Травиата», в которой мне предложили партию Альфреда. В настоящее время думаю о том, как соотнести это с работой в своих родных театрах, отказываться не хочу, так как для меня это станет еще одной возможностью представить за рубежом нашу вокальную школу.
– Думаю, ваше звание лауреата стало лучшим подарком к вековому юбилею Азербайджанского государственного театра музыкальной комедии. А как считаете вы?
– Мне трудно согласиться с этим. Возможно, это прозвучит несколько высокопарно, но можете не сомневаться в моей искренности: я просто выполнил свой долг – гражданский, профессиональный, долг перед родным театром, страной, которую мне всегда хочется представлять на самом высоком уровне. В противном случае, на мой взгляд, творчество любого артиста будет лишено смысла.
Каспий.- 2010.- 4 июня.- С. 8.