Рукописи не горят

 

или Новые факты из биографии великого классика

 

Богатое и многогранное творчество Узеира Гаджибейли всегда было объектом пристального внимания отечественных ученых. Однако с недавних пор предметом горячих дискуссий стало еще одно масштабное произведение, вышедшее из-под пера великого классика. Речь идет об опере «Шейх Санан», которая, согласно различным версиям, была уничтожена самим автором. Исследованием этой проблемы в настоящее время занимается директор Дома-музея Узеира Гаджибейли, заслуженный деятель искусств Азербайджана, композитор Сардар Фараджев, с которым мы беседуем о судьбе второй оперы на Востоке, написанной в европейском стиле.

ЛАЛА БАГИРЗАДЕ

– Какой временной интервал разделяет создание опер «Лейли и Меджнун» и «Шейх Санан»?

– Оперу «Шейх Санан» Узеир Гаджибейли написал спустя полтора года после премьеры первой на Востоке оперы «Лейли и Меджнун», причем сделал это по заказу мусульманского культурно-просветительского общества «Ниджат».

– Разве это не было идеей самого композитора?

– Не думаю. Едва ли Узеир бек, верный приверженец ислама, человек набожный, стал бы создавать произведение, в основе которого лежит любовь мусульманского шейха Санана к христианке Хумар. Конечно, тема любви между представителями различных религиозных конфессий не раз затрагивалась в произведениях великих классиков Востока, но должен сказать, что ни Низами, ни Физули ни разу не касались этого вопроса.

– Почему вопрос об автор-

стве оперы «Шейх Санан» возник только в последние годы, в то время как творчество Узеира Гаджибейли изучалось на протяжении долгих десятилетий?

Хуршид Агаева, одна из первых исследователей творчества великого классика, в 1955 году писала, что у композитора нет такого произведения, как опера «Шейх Санан». Позже другой азербайджанский ученый Гулам Мамедли в своих научных трудах ссылался на опубликованные в газетах той эпохи рецензии на эту оперу Узеира Гаджибейли.

– На чем основывается ваша версия?

– Первоначально мне представили рукописи неизвестного автора об опере «Шейх Санан», написанные арабской вязью, в которых, кстати, не было ни слова о том, что это произведение принадлежит перу Узеир бека. Но я внимательно изучал архивные материалы композитора, в частности, его письма к Малейке ханым из Баку в Тифлис и обратно, в которых не раз упоминалось о создании им оперы «Шейх Санан». Из переписки я узнал еще об одном интересном факте биографии Узеира Гаджибейли: начало работы над этой оперой пришлось на момент его обручения с Малейкой ханым, а поженились они уже после того, как это произведение было готово к постановке.

– Но что могло заставить автора уничтожить собственное сочинение? Откровенно говоря, версия о его неудовлетворенности уровнем исполнения своей оперы звучит не очень убедительно...

– Весь вопрос в том, что заказ на создание оперы «Шейх Санан» поступил Узеиру Гаджибейли в июне, а в сентябре, согласно договору, он уже должен был представить обществу «Ниджат» готовое произведение. Думаю, не стоит удивляться тому, что создавал он это произведение отнюдь не по велению души, как, собственно, и должен делать любой мастер, а только ради гонорара, поскольку на тот период сильно нуждался в деньгах, которые нужны были ему для женитьбы. А что касается актерского исполнения, то действительно, Гусейнгулу Сарабский, неповторимый исполнитель мугама, никак не мог освоить европейскую оперу, а приглашенная на главную женскую роль профессиональная вокалистка Тамара Богоцко не могла петь арии на азербайджанском языке. Об этом, кстати, Узеир бек также писал в своих письмах к Малейке ханым. Не исключено, что величайший мастер попросту не смог себе простить столь поспешно созданного произведения, и именно по этой причине решил уничтожить его.

– В настоящее время вы, как известно, работаете над книгой о жизни и творчестве Узеира Гаджибейли, в которой, разумеется, будет отведено место и опере «Шейх Санан». На какой стадии находится ваш научный труд, и когда вы намерены представить его общественности страны?

– Можно сказать, что большая часть работы мною завершена. Что касается презентации книги, то думаю, что она состоится 18 сентября, в день рождения Узеира Гаджибейли, который будет широко отмечаться общественностью нашей страны как 125-летний юбилей классика, а также как День национальной музыки.

 

 

Каспий. – 2010. -18 июня. – С. 8.