Наргиз Пашаева: Если бы они не обладали слишком дурной славой, то я бы на это не реагировала

 

Интервью с ректором Бакинского филиала МГУ имени М.В.Ломоносова заслуженным деятелем науки Азербайджана, художественным руководителем театра ÜNS профессором Наргиз Пашаевой

 

Вюгар Вюгарлы / Day.az

 

Наргиз ханым, минул год со дня официального открытия возглавляемого вами Бакинского филиала МГУ имени М.В.Ломоносова. Сколько студентов в нем обучаются в настоящее время, как построен учебный процесс?

– На четырех факультетах, один из которых, факультет психологии, открылся в прошлом году, у нас обучаются 173 студента. Занятия проводятся профессорско-преподавательским составом МГУ имени М.В.Ломоносова. Всего за время своей деятельности в Филиал для проведения занятий прибыли 124 преподавателя МГУ, большинство из которых являются профессорами и доцентами.

25 декабря 2009 года в филиале МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась встреча с директорами сорока школ г. Баку. Целью этой встречи являлось желание отобрать мотивированных и одаренных школьников для подготовки к вступительным экзаменам. В настоящее время на подготовительных курсах в группе «Математика» обучается 50, в группе «Химия» – 25, в группе «Английский язык» – 19 абитуриентов. Занятия проводятся профессорско-преподавательским составом МГУ.

Мы делаем все, чтобы качество образования, полученного здесь, было не на словах, а на деле. Четкий график занятий, обязательный дисциплинарный устав, за нарушение которых можно получить дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления.

– А отчисления уже были?

– Нет, отчислений не было. Потому что студенты поступили сюда благодаря своим знаниям, а не попали в стены нашего вуза по каким-то другим «дорожкам». У нас нет студентов, которые бы, сидя в аудитории, думали – «Я поступил, потому что меня «поступили». У наших студентов нет никаких внутренних причин, которые бы заставляли их думать – «Вот вы сейчас говорите одно, а мы знаем, что это не так». Так что я имею полное моральное право требовать от своих студентов самоотверженного отношения к учебе, и они знают, что я права. Они также знают, что быть умным и образованным – это замечательно.

– Есть ли у вас платные отделения?

– У нас пока нет платных отделений. Может быть, после некоторого расширения, мы и подумаем о платном обучении, и это будет, скорее всего, второе образование. Но это пока не тема сегодняшнего дня.

– Я не случайно спросил про платные отделения. Пока вы только планируете их создать, в азербайджанских вузах, даже имеющих государственный статус, это стало обычным явлением. Хотелось бы знать ваше отношение к этому вопросу. Каким вы видите процентное соотношение этих двух видов образования?

– Государство обязуется один год обучать студента на одном курсе, на второй год такое обучение не должно быть предусмотрено. И еще, я считаю, что не граждане Азербайджана также должны платить за свое обучение в азербайджанских вузах. Главное, чтобы платное образование или оно бесплатно – не должно символизировать, хорошее оно или плохое. Что касается процентного соотношения, то, будь моя воля, я бы во всех вузах ввела бы ограничение на платное образование – его должно быть не более 25 – 30 процентов.

– Одно время частные вузы с их полностью платным образованием разрослись в Азербайджане, как грибы после дождя. Министерство образования как-то пыталось упорядочить этот процесс, и вузы, не имеющие лицензии, были объявлены незаконными. Однако и сейчас в стране продолжают функционировать вузы, не соответствующие стандартам, и более того – они продолжают обучать студентов на платной основе…

– Да, пока ситуация с самодельными вузами не до конца исправлена. Мы сами столкнулись в этом учебном году с очень неприятной ситуацией. Как оказалось, помимо нашего университета, в торжественной церемонии открытия которого, состоявшейся 27 февраля 2009 года, принял участие президент страны Ильхам Алиев вместе со своей супругой Мехрибан ханым, функционировал еще один Московский университет, вернее, его филиал. Весь нонсенс ситуации и заключается в том, что этот университет называется практически так же, как и наш – Московским государственным, только Открытым университетом. И хотя официально он называется МГОУ, так никто не говорит, все говорят МГУ. И их стали в последнее время путать с нами. Но если бы они не обладали такой, я бы сказала, слишком дурной славой, то я бы на это не реагировала. В конце-концов, кто спутал, потом все равно разберется и отличит нас.

– Ну да, если человек не разбирается в аббревиатуре, то хотя бы здания-то может различить…

– Вот-вот – именно здание! В одной из газет, в декабре 2009 года, изобличая данный вуз в очередных темных деяниях, на прилагающемся к статье фото разместили наше здание. Случайно ли это было или преднамеренно, я сейчас сказать не могу. Но мне важно другое. Представляете, в сознании стольких людей эта статья запечатлелась именно как имеющая отношение к нам, а не к Открытому университету!

Более того, к нам в последнее время поступают жалобы, приходят люди и рассказывают о многих негативных случаях, происходящих в филиале Открытого университета, искренне думая, что пришли именно туда. Я считаю, что это не просто плохо, а это настоящее преступление по отношению к преподавателям, студентам и к статусу нашего университета.

Я бы очень хотела донести до людей, что Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова – это одно, а Московский государственный открытый университет – это другое. Хотя бы потому, что ректором первого является Виктор Антонович Садовничий, а ректором второго – с 2005 года Эдуард Ованесович Цатурьян. Хотя бы потому, что Бакинский филиал нашего университета обладает государственным статусом, а Бакинский филиал МГОУ был закрыт в 2006 году официальным иском Министерства образования Азербайджана в суд.

Но самое интересное, что этот филиал в 2007 году по неизвестным причинам не только получил от Министерства образования разрешение на продолжение своей деятельности, но и был помещен в список государственных высших учебных заведений Азербайджана.

Остается неясным, кто, как и на каком основании осуществляет прием в Бакинский филиал МГОУ, который проходит несогласованно с требованиями ГКПС, что противоречит законодательству Азербайджанской Республики. Не секрет и то, что данный вуз не только раздает дипломы, но и широко практикует перевод своих «студентов» на самые элитные факультеты других государственных вузов Азербайджана. Иными словами, Бакинский филиал МГОУ служит приданию видимости законности зачисления в государственные вузы страны тех, кто не смог поступить туда благодаря своим знаниям. Не исключено, что кому-то даже и «полезно», чтобы нас путали.

– А ведь у нас столько университетов, которых не путают, но обучение в которых оставляет желать лучшего…

– Да, к сожалению, не редко качество образования уходит на второй план, а на первый выходит формальное получение диплома. А насколько этот диплом соответствует реально полученному образованию? Насколько его владелец будет соответствовать тем требованиям, которые ему предъявят в будущем из-за наличия у него этого диплома? К тому же, качественное образование – это монолитный, системный процесс, он начинается чуть ли не с детского сада.

– Может, проблемы системного образования начинаются с продажи учебников школьникам, которые предназначены для бесплатной раздачи? Или с того нюанса, когда учителя заставляют студентов покупать свои авторские «произведения»?

– Вы знаете, если покопаться, почему образование выглядит не в лучшем свете, то среди причин будут, в том числе и эти. И сказанное вами, скажем так, это не новость для меня, но в нашем вузе такое не практикуется. Мы создали свою маленькую типографию, где перепечатываем учебники для своих студентов и раздаем им. В нашей библиотеке более 6 тысяч книг, в числе которых научная, учебная и художественная литература. Здесь действует и электронная библиотека, в которой имеется свыше 20 тысяч книг в электронной версии, а также доступ в центральную библиотеку имени М.Ф.Ахундова.

Я не хочу упорно сравнивать наш вуз с другими, хотя бы потому, что, в целом образование – это наше общее дело. Если у нас хорошо, а где-то пока нет должного порядка, то и мы лишаемся возможности чувствовать себя профессионально уверенно и комфортно для создания совместных благоприятных условий – эмоциональных, интеллектуальных, научных и т.д. И у меня, как у человека, который работал всю жизнь в своей профессии, очень сильно развито чувство команды, идейного объединения. Без этого не бывает стабильного успеха и развития в образовательном процессе.

– Что, в первую очередь, мешает развитию системы образования в Азербайджане как в средних, так и высших учебных заведениях?

– Знаете, на мой взгляд, главная проблема – отсутствие внутреннего механизма, который можно назвать внутренней совестью. К этому может привести потеря внутренних духовных ценностей. Человек должен поступать по велению совести даже тогда, когда это нельзя ни перед кем показать, когда этого не увидит твое начальство, когда тебя никто не проверяет. У любого человека должна быть своя гражданская позиция, вне зависимости от того, оценят эту позицию или нет, похвалят ее или не похвалят. Надо любить и уважать свою Родину не на словах, не на рекламном, плакатном уровне, а на деле, по-настоящему.

Я понимаю, что не всякая дорога ведет к Храму, но такая дорога есть, и не надо спешить с нее сворачивать. Надо создавать условия для человека с интеллектуальным потенциалом, это все равно как хорошая почва для семян. Раскрыть, востребовать и использовать умственный, культурный, нравственный потенциал людей – и есть залог успехов во многих гуманитарных областях, в том числе и в образовании. Тем более что наша страна исторически богата и сильна своими просветительскими традициями.

– В обществе идут постоянные дискуссии на тему, что старая советская система образования была сильнее нынешней, по которой обучаются наши школьники и студенты. Что вы думаете по этому поводу?

– Начнем с того, что старая советская система образования была старой немецкой и была заимствована из Европы. Чем она была хороша? Там было больше дисциплины, меньше вариантности, был не так развит «институт репетиторства». Но в целом я не считаю, что она была лучше нынешней системы. Дело в том, что какие бы проблемы ни существовали в новом образовании, гуманитарий в прошлом был очень сильно загнан в угол. И никакие преимущества старой системы образования не оправдывают этой загнанности и затравленности. Сегодняшнее образование более правдивое, искреннее и содержательное. Думаю, что совсем не стоит ностальгировать по прошлому.

 

Каспий.- 2010.- 30 марта.- С. 5.