Достойный след в искусстве

 

Памяти Ибрагима Гулиева

 

«Его уход из жизни – это большая потеря для азербайджанской культуры, для всего музыкального сообщества. Он не просто был востребованным специалистом, Ибрагим торопился жить, торопился отдавать всего себя тому делу, которое знал и любил – сохранению и развитию музыкального наследия Азербайджана. И прежде всего – нашего мугама».

 

Мехрибан Алиева

 

Мероприятие памяти известного в музыкальном мире человека Ибрагима Гулиева прошла под сводами уютного зала Джаз-центра, где собрались представители музыкального бомонда, чтобы отдать дань уважения в день его рождения. К этой дате организаторы акции приурочили презентацию двух его книг «Маэстро» и «Маэстро писал так». Их публикация стала для собравшихся еще одним поводом помянуть добрыми словами автора, который за долгие годы общения с каждым, кто пришел в этот день, успел одарить их своим вниманием и дружбой.

Допускаю, что не все в нашей стране знают о том, что недавно нас навсегда покинул замечательный человек, организатор и душа многих масштабных акций в музыкальном мире Ибрагим Гулиев, об уходе которого из жизни в полном смысле этого слова скорбят те, кто дружил с ним, общался долгие годы как с хорошим человеком, профессионалом, активно вовлеченным в богатую на события культурную жизнь Азербайджана.

Скромный, не афишировавший свои весьма достойные гражданские поступки, он ушел, оставив память о себе как о широко образованном, неутомимом труженике и преданном друге, которого хватало на многие добрые, полезные и судьбоносные дела, оставив после себя доброт-

ный глубокий след, о котором хочется говорить и говорить.

Помнится, поздравляя Фархада Бадалбейли с выходом выпущенной хозяйкой Музея миниатюрной книги Зарифой Салаховой миниатюрной книжечки о его отце, режиссере Шамси Бадалбейли, я сказала ему, что книги о жизни и творчестве его дяди, знаменитом композиторе Афрасиябе Бадалбейли, к сожалению, нет.

– А вот и ошибаешься! – с юношеским задором возразил мне Фархад. – Такая книга есть, и написал ее известный тебе мой двоюродный брат Ибрагим Гулиев.

То была не просто очень приятная новость, напомнившая о давней беседе с еще одним потомком знатного рода Бадалбейли – преподавателем Бакинской музыкальной академии (БМА), кандидатом искусствоведения Ибрагимом Гулиевым, но и свидетельство необыкновенной скромности этого человека.

Сын Мастуры ханым – единственной сестры Афрасияба, Шамси и их братьев – Ибрагим тоже избрал своей профессией музыку, и, готовя очерк об Афрасиябе Бадалбейли, я попросила его поделиться только ему известными уникальными воспоминаниями, которые более многих других свидетельств помогли мне ощутить человеческие качества героя, которому посвящался мой материал.

– Дядя был только на вид суровым неразговорчивым человеком, – рассказывал мне Ибрагим. – Несколько педантичный, аккуратный, собранный, он всегда помнил о близких людях, и его доброе влияние испытали на себе все мы. Особенно я благодарен ему за то, что даже по секрету от мамы он попросил директора Музыкальной школы-десятилетки имени Бюльбюля перевести меня в азербайджанский сектор.

Думаю, что общение с ним оказало большое влияние и на сына дяди Шамси – моего двоюродного брата Фархада Бадалбейли. Среда, круг чтения, беседы о музыке и творчестве вообще – все это не могло не войти в душу талантливого юноши и так много дало ему, как и нам с детства.

Дядя Афрасияб скончался в 69 лет – скорее всего потому, что его испепеляли эмоции творца и беспокойное сердце, чью доброту не каждый мог разглядеть за внеш-

ней суровостью. А ведь за взглядом мудреца – нет, не скрывались и не таились, а просто жили сосредоточенность и надежность талантливого труженика, истинного патриота.

Не думаю, что мой скромный интерес к Афрасиябу Бадалбейли зародил у Ибрагима желание написать книгу о нем, но надеюсь, и он в какой-то мере позволил выкраивать, наконец, на это благое дело какие-то часы из тех, которые делали его жизнь перегруженной до предела.

Исполнительный директор возглавляемого первой леди Азербайджана Мехрибан ханым Алиевой Фонда друзей культуры Азербайджана, заместитель председателя Союза музыкальных деятелей Азербайджана, доцент БМА и, наконец, директор Международного центра мугама Ибрагим Гулиев проявлял не только поразительную работоспособность – окружающие ценили его за многогранный талант, высокий профессионализм и умение ответственно относиться к любому делу, за которое брался.

И все-таки он не мог не исполнить свою миссию – рассказать соотечественникам о такой выдающейся личности, как Афрасияб Бадалбейли, не просто как о члене семьи.

Талантливый, ответственный профессионал, Ибрагим знал цену заслугам одного из первых в стране мастеров, овладевших секретами классического музыкального письма. Конечно, не сбросишь со счетов море теплых чувств к этому близкому человеку, не имевшему своих детей и заботившемуся о племянниках. Но понимание его заслуг перед национальным искусством, богатейшие материалы, которые именно племянник с удовольствием и ответственностью собирал всю сознательную жизнь, – такое не может оставаться без соответствующего внимания. Понимание, а более всего ощущение явно и подвигло Ибрагима на то, чтобы по-граждански, а не просто по-родственному создать и выпустить книгу о достойном мастере. О том, кто стал одним из первых авторов музыкальных опусов, вошедших в коллектив создававшегося в 1930-е годы Союза композиторов Азербайджана. Кто долгие годы из вечера в вечер восходил на пульт Азербайджанского государственного театра оперы и балета, чтобы по мановению его руки зал заполняла гениальная музыка и наши соотечественники внимали звукам, возвышавшим нас надо всем низменным, примитивным, недостойным и учившим стремлению к высокой духовности.

«Он встал за пульт, чтобы руководить оркестром ставшего главным в его творческой жизни храма искусств – Азербайджанского государственного театра оперы и балета, в 21 год, – не скрывая восхищения, пишет Ибрагим Гулиев. – Ему было 23 года, когда человека, не овладевшего профессиональными навыками руководителя оркестра, зачислили в этот театр на должность дирижера, поручив вести постановки азербайджанских опер. Это была примета времени, только приступившего к созданию кадрового потенциала музыкального театра, но это было и огромное доверие к талантливому от природы музыканту.

Когда он стал автором первого национального балета «Гыз галасы», следуя примеру Узеира Гаджибейли, включил в состав оркестра такие азербайджанские народные музыкальные инструменты, как тар, зурна, дэф, звучание которых в оркестре усиливает национальный колорит музыки балета.

Афрасияб Бадалбейли неутомимо занимался исследовательской работой и знакомил с ее результатами широкую аудиторию. Он выступал в печати, вел на высоком профессиональном уровне замечательные просветительские передачи на телевидении». Материалы которых, добавим уже мы, вошли в презентуемый ныне второй том книги Ибрагима Гулиева, который он назвал «Маэстро писал так».

Конечно, получившие перед началом презентации в подарок два вложенных в со вкусом сделанную коробочку-футляр томика труда Ибрагима Гулиева с большим интересом прочтут его тепло и профессионально написанные материалы об Афрасиябе Бадалбейли, не раз благодарно оценив гражданский подвиг автора во имя искусства. Однако порадовало и то, что презентация вылилась в теплый разговор о самом авторе, о том, кого действительно любили все, кто его знал, готовность много, убежденно и с болью в сердце говорить о нем с признательностью и благодарностью уже за то, что он был в нашей жизни.

Встречу открыл народный артист, пианист, ректор БМА Фархад Бадалбейли, и это так естественно. С Ибрагимом они шли по жизни рука об руку, занимаясь практически одним делом, чувствовали биение сердца друг друга в минуты радости и скорби, ибо воспитаны в семье с богатыми традициями, где талант подвигал на самоотверженный труд во имя святых ценностей, где знают цену родственным чувствам.

Иллюстрациями к рассказу Фархада послужили спроецированные на экран фотографии и кадры хроники, в том числе и записанное выступление Ибрагима Гулиева на посту директора Центра мугама, где он успел стать активным участником масштабных международных мероприятий.

Выразила большое удовлетворение тем, что написана и опубликована книга об Афрасиябе Бадалбейли – одном из первых и достойных членов такого творческого объединения, как Союз композиторов Азербайджана, председатель союза, артист мира UNESCO Франгиз Ализаде. Подчеркнув, что именно он стоял у истоков союза и своими разносторонними трудами заложил основы профессиональной музыкальной культуры в Азербайджане, что наверняка принесут пользу собранные в единый том журнальные, газетные и другие публикации маэстро, Франгиз ханым тепло рассказала о том, как интересно ей было работать вместе с Ибрагимом Гулиевым. Ведь они вместе занимались организацией масштабного Международного фестиваля мугама, состоявшегося в Азербайджане.

Их было много, желающих высказаться, чтобы по достоинству оценить высокие заслуги героя презентуемых книг – музыковеды, коллеги-композиторы, преподаватели музыкальной академии, друзья с большой теплотой рассказывали об Афрасиябе Бадалбейли. Но не меньше порадовало и то, что собравшиеся с особой теплотой и нескрываемым чувством горя делились своими чувствами, излагали запомнившиеся эпизоды общения с Ибрагимом Гулиевым. Называя его по-настоящему духовно богатой личностью, ответственным гражданином и бесконечно скромным, действительно незаменимым человеком.

Отрадно, что мероприятие не стало формальным собранием, которые подчас проводятся по традиции. От души, с горячей готовностью все выступавшие говорили о человеческих качествах Ибрагима, о том, как велики его заслуги в проведении многих масштабных и значимых для страны мероприятий, восхищались его познаниями в национальном искусстве и особенно в тонкостях такого феномена, как мугамное творчество, благодарили за участие в их судьбе.

 

 

Галина МИКЕЛАДЗЕ

Каспий.- 2010.- 26 мая.- С. 8.