Расставит ли саммит все точки над «i»?

 

Прикаспийские страны обсуждают проект соглашения

о сотрудничестве в сфере безопасности на море

 

 

 

В среду в столице Азербайджана стартовало 4-е заседание по обсуждению Соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности в Каспийском море на уровне заместителей министров иностранных дел пяти прибрежных государств – России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Ирана. В мероприятии также принимают участие эксперты соответствующих ведомств. Особенностью нынешней встречи является то, что по ее итогам ожидается принятие проекта, который будет вынесен на обсуждение глав Прикаспийских государств на очередном саммите, который состоится 18 ноября в Баку.

– Сегодняшнее заседание имеет целью внести вклад в успешное проведение предстоящего в Баку форума с участием глав пяти прибрежных государств по согласованию окончательного статуса Каспия. Азербайджан предпринимает все шаги, чтобы подготовка к этому важному мероприятию была успешной и содержательной, – заявил, открывая заседание, заместитель министра иностранных дел страны Халаф Халафов. /«Тренд»/

Напомнив о том, что на предыдущем заседании рабочей группы были достигнуты серьезные подвижки и согласованы многие положения проекта, «который может создать хорошую базу для развития сотрудничества в сфере безопасности между странами Каспийского региона», дипломат выразил уверенность, что участники нынешнего заседания сделают все необходимое, чтобы Бакинский саммит прошел на высоком уровне.

– Для этого есть все предпосылки, – подчеркнул Х.Халафов.

Отметим, что проект соглашения предусматривает совместную борьбу с терроризмом, организованной преступностью, реализацией наркотических веществ, незаконной миграцией, торговлей людьми, контрабандой, торговлей оружием и доставкой оборудования и технологий для изготовления оружия и другие вопросы.

Также напомним, что в преддверии саммита 10 ноября в Тегеране состоится встреча рабочей группы в связи с правовым статусом Каспия ноябре 2003 года пять прибрежных государств подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря. В июле 1998 года между Казахстаном и Россией было заключено соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование, а в мае 2002 года – протокол к данному соглашению.

29 ноября 2001 года и 27 февраля 2003 года заключены соглашение между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря и протокол к нему соответственно. Также между Казахстаном, Азербайджаном и Россией 14 мая 2003 года заключено соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.

Рассуждая относительно перспектив Бакинского саммита глав Прикаспийских государств, эксперты высказали единодушное мнение, что подписание Соглашения по безопасности Каспийского моря будет серьезным шагом в направлении создания мира и стабильности в Каспийском регионе. /«Новости-Азербайджан»/

Рустам Мамедов считает, что если до начала саммита стороны договорятся о деталях проекта данного соглашения, то для подписания документа не будет каких-либо преград.

– Если определено время встречи глав государств, значит стороны готовы подписать и документ, – отметил эксперт, добавив, что в этом случае на очередной, четвертой по счету встрече глав государств он не исключает подписания Конвенции о правовом статусе Каспия.

В свою очередь политолог Мубариз Ахмедоглу убежден, что в вопросах безопасности на Каспии активную роль должны играть политики России и Ирана, которые, к сожалению, в этом не заинтересованы.

– Несмотря на то, что Москва и Тегеран регулярно выступают с заявлением об обеспечении безопасности на Каспии, на деле этими странами не предпринимаются конкретные шаги в данном направлении, – отметил эксперт, подчеркнув, что учитывая все эти обстоятельства, он не ожидает серьезных результатов от саммита глав Прикаспийских государств.

Продолжая тему, напомним, что перед началом Бакинского заседания заместитель главы МИД ИРИ Хасан Гашгави выступил с официальным заявлением, в котором подчеркнул необходимость раздела Каспия между пятью прибрежными государствами, чтобы каждое из них получило по 20% объема моря, что в корне противоречит азербайджанской позиции по разделу и использованию недр Каспийского моря.

Вчера в подтверждение слов Гашгави специальный представитель президента Ирана по вопросам Каспия Мохаммед Мехди Ахундзаде заявил о недопустимости принятия любых решений по определению статуса Каспия без согласия Ирана.

Действительно, основная проблема, которую уже на протяжении многих лет пытается решить «каспийская пятерка», – это принцип деления Каспия. И главная трудность решения проблемы состоит в том, что Иран до сих пор претендует на пресловутые 20 процентов.

Таким образом противоречия, возникшие между прибрежными государствами по поводу статуса Каспия после распада СССР, не решены до сих пор. Для Ирана, обладающего освоенными продуктивными месторождениями нефти и газа в южных и западных районах своей территории и отстроенной инфраструктурой по их переработке и отгрузке на экспорт, проблема Каспия на данный момент имеет больше геостратегический, нежели экономический приоритет.

Россия же настойчиво проводит в жизнь идею закрепления в юридическом статусе Каспия его закрытие для третьих стран, опасаясь появления на берегах военной базы НАТО.

Рафик Мустафаев

Каспий.- 2010.- 4 ноября.- С.1-2.