Феномен Мирмовсума Ага

 

Памяти сеида посвящается

 

В 1999 году вышла из печати книга Георгия Заплетина под названием «Ya Ətağa Cəddi!», написанная в соавторстве с Гаджи Низамом Габибоглу, возглавляющим святилище Мирмовсума Ага в Шувялане. В ходе работы над книгой автор неоднократно встречался с родственниками, близкими сеида, старыми жителями Ичери шехер, знавшими Мирмовсума Ага, записывал их воспоминания о нем. С того времени его жизнь прочно связана с именем сеида. Первое издание книги вышло на трех языках – азербайджанском, русском и английском. Тираж мгновенно разошелся. Причем книга не продавалась, а раздавалась посетителям святилища. Второе издание (2003 г.) также быстро разошлось. В связи с 60-летием со дня кончины сеида автор упомянутого издания специально для газеты «Каспiй» подготовил статью на основе книги «Ya Ətağa Cəddi!» в знак глубокого уважения к памяти Мирмовсума Ага.

60 лет тому назад ушел из жизни человек, ставший легендой для людей многих поколений. Известно, что при рождении он был назван родителями Ага Сеид Али. Полное его имя звучит так – Ага Сеид Али Мир Абуталиб Мирмовсумзаде. Однако в воспоминаниях людей, в разных документах упоминаются и другие имена сеида. Дома к нему обращались по имени Беюк Ага, в знак глубокого уважения к его личности. При входе на кладбище в Шувялане, на арке высечена надпись – «Святилище Мир Мовсума Ага». Почти все бакинцы старшего поколения звали его Этага, а в обиходе даже такая была клятва – «Ətağa Cəddi!»

 

Родословная семьи

 

Подробных сведений о родителях Ага Сеида Али нет. Известно только то, что его отец – Мир Абуталиб Ага Сеид Али Мирмовсумзаде и мать – Хадиджа ханым Миргасымова похоронены в священном городе Кярбяла. При этом неизвестны даты их рождения и смерти.

У Мир Абуталиба было четверо братьев – Мирабдул Джавад, Мирабдул Самед, имена двух других неизвестны. Отсутствуют какие-либо сведения о Мирабдул Самеде. Что касается Мирабдул Джавада, то известны подробности об одном его сыне – Мирабдул Али ага. Он женился на своей двоюродной сестре Фатманисе. От этого брака у них родились десять детей – шестеро сыновей и четыре дочери. Из них Мирджавад был профессором, заведующим кафедрой в АГУ, Мирбаги, Миргейдар – врачи, Мирсамед – инженер-нефтяник, лауреат Государственной премии, Миртаги (погиб во Второй мировой войне), дочери Масума, Хейранса, Шафига (инженер-нефтепереработчик), Аделя (врач).

У родителей сеида было шестеро детей: сыновья Мирсеид Гусейн Ага, Ага Сеид Али и Миркязим Ага и дочери – Зейнаб, Сакина, Фатманиса. Сестры и братья строго исполняли все религиозные обряды, ежедневно совершали намаз.

У матери сеида – Хадиджи ханым Миргасымовой было два брата – Мирали Аскер и Мирали Алекпер. Их дети в следующем поколении стали известными людьми в нашей республике. Среди них – первый президент Академии наук Азербайджана академик Мирасадулла Миргасымов, первая женщина-азербайджанка, военный летчик Зулейха Сеидмамедова, известные деятели науки и искусства Агабек Султанов, Октай Миргасымов.

По линии отца Сеида широко известны в республике вице-президент НАНА академик Акиф Ализаде, талантливый скульптор, проректор Академии художеств Фуад Салаев, возглавлявший в свое время комсомольскую организацию Азербайджана Месуд Ализаде.

Столь подробные сведения о некоторых близких родственниках сеида приводятся для того, чтобы показать высокий нравственный потенциал членов семьи Ага Сеида Али, их стремление овладевать знаниями религиозных и светских наук, занять достойное место в обществе. Следует подчеркнуть и то, какое место в жизни нескольких поколений сеида занимал ислам, как благодаря этим и другим обстоятельствам, и в первую очередь воле Всевышнего, имя и дела его живут и будут жить вечно.

Особенно следует сказать о средней сестре сеида – Сакине ханым (1885-1948). Она прожила 63 года, была красивой женщиной и наверняка могла бы создать свою семью. Она обладала добрым, мягким характером, очень рано поседела, ее голова всегда была покрыта платком. Сакина ханым очень любила своего брата-сеида, наверняка жалела его, и потому, отказавшись от личного счастья, целиком посвятила себя ему. Это не было каким-то жестом, самопожертвованием, пришла она к такому заключению вполне осознанно. Кто знает, может быть, когда-то она услышала голос с небес, который предначертал ей жизненный путь в служении не просто родному брату, а любимому народом сеиду.

Ага тоже очень любил сестру, не мыслил себе и дня жизни без нее. Мало кто, кроме Сакины ханым, понимал так сеида, она прекрасно изучила его характер, мимику, движения, она – единственная, кто понимал его речь, а потому все время находилась рядом. Она ушла из жизни на два года раньше брата, с мыслями о нем.

Ага, по словам близких, очень тяжело пережил ее смерть. Возможно именно поэтому, в знак большой любви к ней и признания ее роли и места в жизни сеида, его похоронили рядом с любимой сестрой.

 

Сеид Мирмовсум Ага

 

В 1999 году я познакомился с внучатым племянником сеида – гаджи Руфатом Махмудовым, которому посчастливилось жить в одном доме с сеидом с 7 до 17 лет, ежедневно общаться с ним до дня кончины. Сегодня мы обязаны именно гаджи Руфату тем, что знаем о сеиде, так как больше и лучше его никто не знает.

Ага родился болезненным ребенком, – рассказывал гаджи Руфат. – В младенческом возрасте у него развился паралич с нарушением опорно-двигательного аппарата и речи. Со временем этот недуг усугубился, костный скелет перестал выполнять опорную функцию, и Ага почти не мог передвигаться. Послей войны он был практически прикован к стулу.

По комплекции Ага был худощавый, ел умеренно, в основном рубленое мясо, напитков никаких не употреблял. Курил много, его любимыми папиросами был «Казбек».

Сакина ханым и Ага жили в двух комнатах. Спать Ага ложился не позже 11 часов вечера, просыпался рано. Врачи приходили к нему редко, он, как правило, ни на что не жаловался. Утром Сакина его одевала, умывала, кормила. Затем усаживала на стул: летом, как правило, Ага сидел возле ворот дома, зимой же большую часть времени он проводил у окна и смотрел на улицу… и не просто смотрел.

Он был наделен даром предвидеть будущее, потому и всматривался куда-то вдаль, вероятно, о чем-то думая. Взгляд его был осмысленным, добрым и глубоким.

Сеид очень любил людей, особенно детей, одинаково приветливо улыбался всем, и улыбка его была искренней и доброй. У него были большие карманные часы на цепочке, и ему доставляло большое удовольствие, когда прохожие спрашивали: «Аğa, saat neçədi?», на что он подставлял карман, чтобы спрашивающий вытащил часы и сам взглянул на время, а потом сказал: «Sağ ol, Ağa!». В ответ он одаривал того своей лучезарной улыбкой.

Ел Ага в основном с помощью Сакины ханым, изредка сам. Для этого кто-то сделал ему специальную ложку, чтобы удобно было держать. Воду и чай пил из фарфоровой чашки.

Как-то накануне войны (мне было 6-7 лет) тетю Сакину и бабушку Сару забрали в НКВД. Держали их там почти сутки, кричали, угрожали, требовали сказать, где спрятаны деньги, драгоценности, которые люди в знак благодарности приносили сеиду в качестве пожертвований. Тетя Сакина после допроса находилась в полусознании, волосы ее были рассыпаны по плечам, а чадру она держала в руке. Так вот ровно через неделю на Баилово, в доме следователя, который допрашивал их, ночью произошел взрыв керосинки и вся семья погибла!

В последние годы жизни сеид выглядел неважно. Летом 1948 года семья находилась на даче в Мардакяне. Сакина ханым была при смерти. Когда жизнь уже покидала ее, Ага и Руфата вывели из комнаты.

Усевшись под деревом, в надежде на чудо они смотрели в сторону дома. Но вскоре оттуда послышался плач, раздались женские крики. Ага расплакался и тихо произнес: «Наша сестра ушла».

Сам Ага умер 17 ноября 1950 года на 67-м году жизни. Ушел из жизни так же тихо, спокойно, как и прожил ее. Этот день выпал на пятницу. Омовение совершали во дворе дома, где жил Ага (ул. Фирдоуси, 3).

Хоронили Мирмовсума Ага в тот же день, но власти распорядились вынести его раньше, опасаясь огромного скопления людей. Тем не менее народ с утра оцепил все подступы к дому сеида, скорбная весть быстро облетела весь город. Люди шли нескончаемым потоком.

Решение похоронить Ага рядом с Сакиной ханым принял младший брат – Миркязим Ага. На кладбище народа было не так уж и много, в то время добраться до Шувялан было не так уж и легко.

Сорок дней возле дома давали эхсан, со всех сторон привозили рис, мясо, масло. Народ скорбил по любимому сеиду. Это был поистине всенародный траур.

По сегодняшний день многие ученые задаются вопросами: как, когда и в чем впервые проявились у Ага Сеида Али способности творить чудо. И никто на эти вопросы не ответил, да, пожалуй, и не ответит, так как он был одним из сотен тысяч людей, отмеченных особым знаком Всевышнего. Поэтому правильнее всего сказать, что он просто родился таким, Его избранником. Всевышний одарил Ага Сеида качествами, которые конкретно назвать трудно, а точнее – невозможно.

Конечно, оперируя категориями сегодняшнего дня, можно предположить, что в нем генетически были заложены особенности рода, берущего свое начало от потомков великого пророка Мухаммеда. Можно говорить о сильнейшей энергетике Ага, какой-то особой связи с космосом, и это еще раз ярко подчеркивает его связь со Всевышним, недоступную нашему разуму. Сегодня никто, и прежде всего здравствующие родные сеида, не скажут, что вот такого-то числа, в такой-то день у Ага появился божий дар. Скорее всего, случилось так, что однажды кто-то впервые пришел к сеиду со своей болезнью, проблемой, а через некоторое время они разрешились. Затем был второй, третий, десятый, сотый паломник, из уст в уста они передавали молву об особом даре сеида родственникам, друзьям, и так слух о нем распространился в народе. У людей появилась вера в его способности, надежда на то, что прикосновение сеида принесет им счастье, удачу, избавление от недуга. По сути, он ничего и не делал, но общение с ним имело чудодейственные последствия. Эти особенные, необъяснимые способности сеида были известны еще задолго до войны 1941-1945 гг. Единственное, что он делал – возлагал руку на головы тех, кто приходил к нему с надеждой и верой в его божественный дар.

Хочу привести в качестве примера интересный факт, рассказанный народным художником Азербайджана Фуадом Салаевым, внучатым племянником Сеида Ага:

«Моя мама Аделя ханым была дочерью младшей сестры сеида Фатманисы ханым. Мне посчастливилось несколько раз видеть Ага в его доме, но чаще всего у бабушки Фатманисы ханым. Она жила рядом в Ичери шехер. Очень запомнился случай, произошедший на даче в Бузовна. Бабушка лежала на тахте в своей комнате и читала «джузы» – отдельно изданные в твердом переплете суры из Корана. В какой-то момент раздались голоса: «Ağa gəldi, ağa gəldi!» Я выбежал за ворота, и в это время остановилась автомашина «ЗИМ». Из нее вышел водитель, открыл заднюю дверцу и на руках вынес Ага. Бабушка, услышав, что приехал брат, поспешила навстречу, поцеловала его и велела, чтобы Ага расположился в ее комнате, там было прохладнее. Его усадили на тахту, обложили подушками, бабушка о чем-то спрашивала, а он улыбался и кивал головой.

Мы, дети, облепили окна комнаты и смотрели, что там происходило. Было это летом 1949 или 1950 года. Мать и другие члены семьи находились на соседней даче.

Поговорив с братом, бабушка вышла из комнаты и распорядилась, чтобы через 15-20 минут все собрались здесь и обязательно с детьми. Спустя некоторое время, все были на месте.

И вот тогда состоялось незабываемое событие, которое я в деталях помню до сегодняшнего дня и буду помнить до конца жизни. Друг за другом, не торопясь, степенно все заходили в комнату, где расположился Ага. Бабушка называла каждого по имени, представляя нас сеиду. Потом, я это особенно четко помню, зашли мы с мамой, и бабушка сказала: «Bu isə, Ədlənin uşaqlarıdır». Я подошел к Ага, бабушка взяла его руку и провела по моей голове. Я и сейчас чувствую это прикосновение, после его рука резко упала вниз. Искренне верю тому, что всем, чего только я добился в жизни, обязан благословению Ага, а в том, что бабушка провела нас всех перед сеидом, вижу знак ее глубокой веры в святость брата. В тот день она хотела, чтобы он благословил всех, кто был рядом. Кто знает, может быть она предчувствовала скорую кончину Ага, да и сама умерла вскоре (в 1951 году), но перед этим организовала очень важный и необходимый для всех нас ритуал».

Внучатым племянником сеида Ага является Акиф Агамехти оглу Ализаде, директор Института геологии, вице-президент НАНА. Его дед, ахунд Ага Ализаде, вскоре после провозглашения Азербайджанской Демократической Республики в мае 1918 года был избран председателем Духовного управления мусульман Закавказья, одновременно получив почетное звание шейх уль-ислам. С установлением советской власти ахунд Ага Ализаде, как и многие религиозные деятели, подвергался нападкам и притеснениям и вскоре был отстранен от должности. Однако в годы Второй мировой войны страна стала остро ощущать потребность в духовном воспитании людей. В 1944 году ахунд Ага Ализаде вновь был назначен шейх уль-исламом и возглавил Духовное управление мусульман Закавказья.

Известно, что в 1897 или 1898 годах он породнился с семьей Мирмовсумзаде, которая была известна в городе как очень уважаемая, в которой жил сеид Мирмовсум Ага. Они дали согласие выдать свою дочь (т.е. родную сестру сеида) Зейнаб, которая стала бабушкой Акифа Ализаде. От этого брака родился его отец Ага Мехти Ализаде. Вот что рассказывает о своей семье и сеиде Акиф Ализаде:

«Отец был желанным ребенком в доме сеида. Я, мой покойный брат Месуд и отец часто бывали у него, особенно в годы войны. Существовал особый ритуал. Сначала входили во двор, поднимались по двум ступенькам на веранду, где возле стены сидел в своем кресле Ага. В комнату к нему мы никогда не заходили. Отец здоровался с Ага, целовал ему руки, потом подходили мы, и он гладил нас по голове. На лице у него в такие моменты всегда была улыбка, он вообще улыбался при виде детей. Ага плохо говорил, но мы кое-как понимали его. Затем поднимались на второй этаж, где жил младший брат сеида, наш дядя Миркязим Ага.

Двери дома сеида были всегда открыты, люди приходили днем и ночью, приносили пожертвования, которые с большой щедростью раздавала бедным, соседям, родственникам, всем, кто нуждался, родная сестра сеида Сакина ханым. Мне вспоминается, как во время войны женщины беспрерывно шли к Ага с просьбой молить Всевышнего за своих сыновей, отцов, мужей, сражавшихся на фронтах. Нередко приходили со слезами, говоря о том, что давно не получают писем с передовой. Ага их выслушивал очень внимательно, успокаивал, как мог, и через некоторое время они получали долгожданные весточки. Да и в наши дни сила духа Ага остается такой же, вера в него жива и будет жить».

В период коммунистического режима двоюродный брат сеида, первый президент Академии наук Азербайджанской ССР, академик Мирасадулла Миргасымов на вопрос: верит ли он в Аллаха, ответил: «Я не знаю, как называется та сила, которая так рационально создала человека, так умно управляет природой и, несомненно, объективно судит обо всем. Наверное, это и есть Аллах».

В семье сына известного кинорежиссера Октая Миргасымова свято чтят память сеида: «Вся человеческая жизнь, как известно, это один большой случай, и на всем ее протяжении, к примеру моей жизни, дух святого Ага всегда помогает мне и родственникам. Он связывает нас всех как бы одной нитью. То очень тонкая материя, и она, на мой взгляд, неподвластна разъяснению или какому-либо научному анализу. Я абсолютно твердо считаю, что все, связанное с именем Ага, с жизнью на Земле и потусторонним бытием, надо воспринимать как что-то данное нам от Всевышнего. Думаю, что его душа оберегает людей от несчастья и горя, и очень надеюсь, что в Его «памяти» есть место и для меня… Давайте вдумаемся, какой невидимой нитью всех нас связывает Ага Сеид Али, наш любимый и незабвенный сеид. Мир праху его!»

Неоднократно святилище Мирмовсума Ага посещал общенациональный лидер Гейдар Алиев. Он, внимательно осмотрев еще прежний комплекс, составлявший святилище Ага, выразил свое одобрение проводимыми здесь работами по благоустройству. Последний раз он побывал в Шувяляне в 2000 году, когда там только начинались подготовительные работы по грандиозной реконструкции святилища. Тогда Гейдар Алиев сказал: «Это святилище необходимо народу, нации, необходимо нам на том праведном пути, по которому мы идем, и это строительство ведет сам народ».

 

Избранник Бога

 

Феноменом мы называем что-то необычное, какой-то исключительный факт или явление. Это понятие в полной мере относится и к личности Ага Сеида Али. Вся его жизнь, земная и потусторонняя, воспринимается нами как неординарное, исключительное явление. Не следует напрямую связывать физическое состояние сеида с его необычным даром, хотя, возможно, Всевышний одарил его тем, что недоступно нам, простым смертным. Быть может, его молчание, неподвижность позволяли ему сосредоточиться на каких-то своих мыслях, каким-то, только ему доступным образом общаться со Всевышним.

Ведь таких людей, как Ага Сеид Али, в нашем народе не было в обозримом прошлом, нет и в наши дни, и это не случайно. Всевышний награждает таким даром из сотен тысяч лишь одного. И более ста лет назад он увидел того, кого и осчастливил таким образом, одарив правом общаться с ним, помогать страждущим и нуждающимся, делать людям добро, давать здоровье и счастье им и их детям.

Вероятно, в этом и заключается феномен Ага Сеида Али, скорее всего, он непознаваем, и пусть никто не пытается раскрыть его, даже известные ученые. Пусть он всегда останется для поколений непознанной великой тайной. Да и так ли важно нам знать, в чем заключается феномен Ага Сеида Али?! Главное, что вера в него никогда не иссякнет, люди всегда будут идти к нему и в радости, и в печали, ведь так продолжается уже 60 лет! И сеид всегда будет помогать людям, ибо сила его духа, неведомые нам связи со Всевышним – вечны, и он вечно будет доносить наши мольбы и просьбы до Него.

Акиф Ализаде, академик:

 

«Феномен Ага Сеида Али заключен, на мой взгляд, в его природе, был заложен в нем с рождения в генах, которые, как известно, берут свое начало от близкого к Пророку имама Гусейна. Иными словами, это явление можно назвать даром Всевышнего. Ага обладал, видимо, определенными телепатическими способностями. Я считаю, что от него исходили какие-то биотоки. Одним словом, его феномен есть нечто неподвластное для нашего сознания. И это следует воспринимать только через нашу веру в силу духа Ага. Ведь и сегодня, спустя 60 лет, многие, приходя на его могилу со своими мыслями, мольбами, получают их положительное разрешение. Думаю, что именно в этом суть необыкновенного дара Ага Сеида Али».

 

Гаджи Васим Мамедалиев, академик:

 

«Известно, что Мирмовсум Ага происходит из рода сеидов, он близок ко Всевышнему и является одним из любимых Его избранников. Я полагаю, что Ага обладал высокими нравственными качествами, заложенными в его генах. У него была чистая душа, светлая аура, и в этом смысле он был совершенным человеком, несмотря на свое физическое состояние. Именно поэтому Всевышний и избрал его. В этом заключается таинственность личности Мирмовсума Ага. Что же касается феномена сеида, то он, на мой взгляд, тоже заключается в близости к Аллаху. Между ними существует какая-то таинственная связь, о которой мы не знаем и не можем знать. И все чудодейственные способности, божественный дар сеида заключаются в этом. Так я объясняю феномен Мирмовсума Ага».

 

Каспий.- 2010.- 20 ноября.- С.10-11.