Чудеса никто не
отменял!
В РДТ состоялась премьера комедии «Сон в летнюю ночь»
(фото Любавы Гриневой)
Ни для кого не секрет, что Шекспир сегодня на «кассовость» не тянет. И не только сегодня. Произведения этого автора (в основном трагедии), которые неоднократно украшали сцены бакинских театров, после нескольких премьерных показов – как правило, в полупустых залах, – если и продолжали оставаться в репертуаре, то именно в качестве «украшения», не более того. Еще сложнее дело обстояло с комедиями Шекспира: юмор классика попросту не вписывался в контекст современных реалий и потому не воспринимался публикой. Впрочем, это – небольшой экскурс в прошлое. Теперь о главном.
Задолго до открытия нового театрального сезона стало известно, что Русский драматический театр (РДТ) имени Самеда Вургуна в канун свого 90-летнего юбилея представит на суд зрителей комедию Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» в постановке молодого режиссера из Санкт-Петербурга Искандера Сакаева. Многими эта информация была воспринята неоднозначно: почему снова Шекспир и, тем более, комедия? Однако лучшим ответом на эти вопросы стала недавняя успешная премьера спектакля «Сон в летнюю ночь» на сцене РДТ, после которой стали говорить уже о дальнейшем резонансе этой яркой постановки.
Действие спектакля происходит в Афинах, где должна состояться свадьба герцога Тезея (Аскер Рагимов) и царицы амазонок Ипполиты (Лала Рустамова). Все, вроде бы, прекрасно, но на календаре ночь полнолуния – время, когда, согласно преданию, с людьми происходят умопомрачительные метаморфозы. Именно в эту таинственную ночь начинается истинное пиршество духов и любая фантазия обретает реальные формы. Дальнейшее развитие событий происходит в режиме полной вседозволенности, и режиссер смело дает волю собственной фантазии. Таким образом, известная пьеса Шекспира в трактовке И.Сакаева превращается в насыщенное предельным динамизмом яркое театральное зрелище с обилием музыки, танцев, пантомимы, тонко вплетенных в сюжет сценических трюков и даже граничащих с шаржем перевоплощений, на что, собственно, и переносится «центр тяжести» слишком монотонного для слуха современного зрителя текста великого классика. И что немаловажно, при этом сама достопочтенная классика нисколько не страдает. Напротив, она как бы обретает более реальные контуры.
Кстати, эта красочная феерия невольно напомнила мне вечные сетования на отсутствие интереса современной молодежи к шедеврам мировой классики – богатейшей духовной пище, необходимой для ее правильного формирования. Поспорить с этим, конечно, трудно, но часто ли мы задумываемся о проблеме элементарного «духовного несварения» зрителей, читателей нового поколения, которым чисто психологически трудно воспринять античную, средневековую и даже более позднего периода литературу? Хотим мы того или нет, но согласиться с тем, что она больше привлекает только тех, «кому уже за…», приходится, и для того, чтобы сократить дистанцию, разделяющую сегодня классику со зрителем новой эпохи, необходима совершенно новая форма ее подачи. Именно так был представлен спектакль «Сон в летнюю ночь» в прочтении Сакаева, четко выстроившего свою постановку по законам биомеханики Мейерхольда, где главным на сцене является действие, от которого рождается единство пластического и словесного рисунка образа. Непривычно? Пожалуй, да, и не только для труппы, но и для зрителя, который, возможно, ждет на сцене очередную «тяжелую» комедию Шекспира. Здесь очень хочется, опередив оппонентов (отсутствие которых оказалось бы, по меньшей мере, странным), отметить, что спектакль «Сон в летнюю ночь» при всей своей динамичности нисколько не страдает от «циркачества», насыщенности ничем не оправданных кульбитов, которыми нередко грешат работы претендующих на новаторство молодых режиссеров, и уж тем более не вторгается в жанры мюзикла или примитивного шоу. Одна из главных удач спектакля заключается в том, что в этой новой работе режиссеру удалось создать на сцене единый ансамбль ничем друг другу не уступающих талантливых лицедеев, которые и поведали нам смешную историю давно забытой старины.
Спектакль «Сон в летнюю ночь», безусловно, молодежный – в первую очередь с точки зрения актерского ансамбля. В этом ярком представлении буквально выложился (иначе не скажешь) молодой состав труппы РДТ: Милана Мардаханова (Филострат, Пэк), Натаван Гаджиева (Гермия), Теймур Рагимов (Лизандр), Хаджар Агеева (Елена), Олег Амирбеков (Деметрий), Ругия Гулиева (Пигва), Заур Терегулов (Фисби), Салман Байрамов (Пирам), Рамиль Алиев (Рыло), Ярослав Трифонов (Лев) – одним словом, все. Молодежным этот спектакль можно назвать еще и потому, что адресован он в большей степени молодой аудитории, которой, конечно же, будет понятен и смелый выпад молодого режиссера, решившего разнообразить сюжет и отрывком из монолога Гамлета «Быть или не быть?», и популярной песней про азербайджанский чай… А почему бы и нет? Ведь чудеса в ночь полнолуния еще никто не отменял!
А теперь, думаю, самое время представить читателям газеты «Каспiй» Искандера Сакаева, режиссера Российского государственного академического (Александринского) театра драмы имени А.С.Пушкина.
– Как давно вы работаете на сцене Александринки, и первый ли это Шекспир в вашей творческой биографии?
– На сцене Александринского театра я работаю с 2005 года, не раз ставил русскую классику на сцене других театров. Что касается Шекспира, то впервые я тесно соприкоснулся с его творчеством в спектакле «Гамлет» на малой сцене нашего театра, но это было нечто вроде лабораторной работы.
– Чем, на ваш взгляд, сегодня легче привлечь внимание зрителя: классикой или современной драматургией?
– Мне кажется, что не следует делать ставок ни на то, ни на другое. Сегодня важно вывести театр из состояния герметичности, чтобы он стал для зрителей точным отражением того, что происходит в реальной жизни. Важна суть проблемы, которую поднимает театр, вне зависимости от какого-то исторического отрезка времени.
– Хотелось бы знать ваше мнение о бакинских театрах, с работой которых вы, наверное, уже успели ознакомиться.
– В Баку немало интересных театров, но дело в том, что сегодня сильно изменилась сама ваша столица. Она как бы одной ногой твердо стоит в прошлом, а другой смело устремилась в будущее, однако все это, к сожалению, не находит своего отражения на сцене. К тому же, ваша столичная интеллигенция сегодня не является определяющим фактором в привлечении интереса к театру в целом, и это очень беспокоит. Что касается актеров, в частности тех, с кем мне посчастливилось поработать в РДТ, то однозначно могу сказать, что все они очень талантливы, но при этом, увы, сильно страдают от дефицита качественной информации.
– Надеюсь, ваш опыт работы с нашими театрами будет продолжен и в будущем.
– Мне бы самому очень хотелось продолжить его. Дело в том, что бакинские театры обладают колоссальной энергетикой, которая, думаю, и станет главной причиной моего возвращения в этот прекрасный город.
ЛАЛА БАГИРЗАДЕ
Каспий.- 2010.- 13
октября.- С.8.