Дири-баба

 

Его называют по-разному: мавзолей, гробница,

поминальная мечеть…

 

Азербайджан является одной из немногих стран, чьи памятники истории и архитектуры по праву претендуют на включение в списки шедевров мирового зодчества. Один из таких памятников находится в 100 км от Баку, примерно на том же расстоянии, что Гобустанский заповедник. Это мавзолей Дири-баба, о котором в древние времена знали не только в Азербайджане, но и далеко за его пределами: отсюда в разные страны направлялись посольстваосольство Пазухиных в поисках правды.

 

В XVII в. слава о мавзолее Дири-баба дошла до России, которую тогда называли Московией. Она вела очень оживленную торговлю с Ширваном, и русские купцы, возвращаясь оттуда, сообщали об этом чарующем крае много интересного. Именно тогда до высшего русского духовенства дошли слухи, что вблизи Шамахы, «в церкви христианской веры хранились мощи священномученика Симеона». Как раз в это время русский царь Алексей Михайлович снаряжал посольство во главе с Борисом Андреевичем и Семеном Ивановичем Пазухинами в восточные страны. И духовенство решило воспользоваться случаем. В результате посольство это 22 июня 1669 г. получило следующий наказ (задание): «Направиться в Бухару, Юргенч (Ургенч) и Балх для выкупа пленных русских людей, также для собрания сведений о путях в Индию и о мощах священномученника Симеона, и о привлечении бухарцев к торговле шелком с Астраханью и Московией».

Как видим, посольство должно было выкупать русских пленных на территории нынешних Узбекистана и Афганистана и наладить торговлю шелком. Одновременно Пазухиным поручили выяснить и достоверность слухов о мощах святого Симеона, которые находились в совершенно другом направлении от Московии. Поэтому для выполнения этого наказа посольству Пазухиных после посещения названных городов и по завершении там «своих дел» пришлось на родину возвращаться не по прежнему пути, а сделать целый крюк и вернуться через Азербайджан. Возможно, задание посетить мавзолей Дири-баба было лишь поводом, чтобы провести разведку политической и экономической обстановки в странах Прикаспия.

Так или иначе, завершив свои дела, Пазухины направились на юго-запад, обошли с юга Каспийское море и вышли на Лянкярань. Официальная версия гласит, что этот маршрут, продливший, как минимум, в два раза их путь на родину, был выбран потому, что он был в то время наиболее безопасным. Но посещение мавзолея предусматривалось уже в наказе («плане»), значит, этот маршрут возвращения был продуман заранее. В Лянкяране посольство Пазухиных, сев на корабль, доплыло до Баку. Отсюда они «посуху» двинулись в Шамахы, куда прибыли в июле 1672 г. и где пробыли до октября.

Во время пребывания здесь Пазухины и посетили «церковь» вблизи Шамахы с мощами святого Симеона. Как им удалось выяснить, в действительности эта была не церковь, а мавзолей, в котором покоился прах мусульманского святого по имени Пир-Магомед или Пир-Мирузя (Пир-Мараза). Пазухины также уточнили, что помещение, где находилась рака (урна) с мощами этого святого, «каменеем прорезным огорожено», т.е. каменными плитами с прорезями-шебеке. Из Шамахы Пазухины отправились далее, перезимовали и двинулись по Каспию

11 июня 1673 г. на Астрахань.

 

Описания путешественников

 

Если посещение мавзолея Дири-баба входило в круг обязательных наказов-заданий для Пазухиных, то для других посольств, также побывавших в Шамахы, считалось долгом ознакомиться с этим памятником старины. А член посольства небольшого западноевропейского Гольштейн-Готтернского герцогства (его впоследствии между собой разделили Германия и Дания), немецкий ученый и писатель XVII в. Адам Олеарий в своих путевых заметках «Путешествие в Московию и Персию» оставил краткое, но очень ценное описание мавзолея Дири-баба.

Это посольство 1636 г., после долгого плавания по Каспию, 15 ноября высадилось в Ниязабаде и пробыло там до 22 декабря. Затем оно двинулось в Шамахы и прибыло туда 30 декабря. Но перед этим, 27 декабря 1636 г. посольство остановилось в деревне Пирмара(а)с, т.е. Пир-Мараза, название которой впоследствии утеряло свою первую часть и приобрело форму «Мараза». Его главной достопримечательностью было погребение святого Сеида Ибрагима, которое уже тогда считалось древним. По поводу него А.Олеарий со слов местных жителей сообщает, что «Тамерлан, который вообще все в этих местах опустошил, его не тронул. Оно было окружено каменными стенами и двумя дворами, и построено и украшено вроде замка». К сожалению, несмотря на свои пространные размеры, от него сегодня не осталось и следа.

Следующим памятником на пути А.Олеария стал мавзолей Дири-баба, о котором он оставил следующую запись: «В двух выстрелах из мушкета от деревни к востоку находится благоустроенная гробница святого Тирибаббы, бывшего учителем Сеид Ибрагима. Как нам рассказывали, он будто бы нетленным стоит на коленях, одетый в серый кафтан, и как бы молится. Это чудо будто испрошено его бывшим писцом С(еид) Ибрагимом от Бога, чтобы учитель его и после смерти, так же, как и при жизни, всегда представлялся набожно молящимся. Говорят, что ежегодно на этот серый кафтан надевают белый, а старый делят на части и раздают паломникам: в определенное время издалека совершаются сюда людьми паломничества, зачастую пешком. Жители баснословили об этих обоих святых много невероятных вещей… Над дверьми этого места погребения стояли арабские слова: О, боже, отвори сию дверь! Вокруг места погребения Тирибаббы в той же горе высечено множество пещер и каморок, в которых останавливаются паломники и совершают жертвы. Некоторые из них были столь высоки над землею, что без лестницы нельзя было взобраться в них».

Еще одно описание мавзолея Дири-баба мы встречаем у известного турецкого путешественника Эвлийе Челеби, который во время одного из своих многочисленных путешествий в начале 1647 г., по пути из Шамахы в Баку, посетил этот мавзолей. По сведениям, приведенным М.Нейматом, здесь он встретился с шейхом Хваджи (Хаджи) Салах ад-Дином, который «удалился от света и занимался богослужением в этом мавзолее». Тот рассказал, что погребенный человек, которого местные жители называли Дири-баба или Маразинский шейх, жил во времена ширваншаха Ибрагима I и занимал при Дворце ширваншахов должность азанчы, т.е. муэдзина, призывавшего мусульман к молитве.

После Э.Челеби, в конце XVII и начале XVIII вв., мавзолей Дири-баба посетил голландский художник Корнелиус де Бруин, который принадлежал к известной семье живописцев. Он очень любил путешествовать, побывал в нескольких странах Востока и при этом постоянно рисовал. Его описания путешествий, как правило, сопровождаются большим количеством изображений. Во время своих странствий де Бруин дважды посетил Шамахы – в августе 1703 г. и в мае 1707 г. Он зарисовал мавзолей Дири-баба и поместил этот рисунок в своей книге-альбоме. В XIX в. мавзолей специально изучали выдающиеся исследователи древностей Кавказа И.Бартоломей и Б.Дорн.

 

Кто такой Дири-Баба

 

Дири-баба – памятник, который называют и мавзолеем, и гробницей, и усыпальницей, и поминальной мечетью. Но основу его составляет грот – маленькая пещера в толще скалы. В нем некогда жил и молился Дири-баба, а затем этот грот стал местом поклонения, т.е. пиром. Сам грот был вырублен в скале на определенной высоте от земли. Как поднимались туда по вырубленным в скале ступенькам, или по навесной или приставляемой лестнице, сказать трудно. В этом гроте, вероятнее всего, и размещалась рака (урна) с мощами святого. Как следует из сведений Пазухиных, грот еще в XVII в. отделялся от комнаты на втором этаже мавзолея каменными решетками – шебеке. Ныне здесь два узких свободных проема.

Название «Дири-баба» переводится, как «Живой дед». Но в действительности оно имеет значение «Вечный (бессмертный) дед». Согласно легенде, Дири-баба после своей смерти остался нетленным и постоянно молится здесь. По легендам, записанным А.Олеарием, такую честь ему даровал бог по просьбе его ученика Сеида Ибрагима. По другой легенде, которую приводит Э.Челеби, Дири-баба был современником ширваншаха Шейха Ибрагима I, но мавзолей, скорее всего, обязан своим возникновением надписи на нем, в которой восхваляется ширваншах.

А.Олеарий также сообщает, что к тому времени, т.е. XVII в., еще помнили нашествие войск Тамерлана, которые опустошили многие страны. Запомнился и тот факт, что этот полководец не тронул мавзолей Сеида Ибрагима в Маразе. Правда, следует отметить, что это произошло, скорее всего, благодаря мудрой политике ширваншаха Шейха Ибрагима I, который предохранил от опустошения не только данный мавзолей, но и весь Ширван. Но так или иначе, мавзолей Сеида Ибрагима существовал уже в XIV в., так как Тамерлан был в Ширване в самом начале XV в., в 1400-1403 гг.

Еще раньше должен был появиться и мавзолей Дири-баба. Не нынешний, о котором поговорим ниже, а тот, первый, который был вырублен в скале, возможно, еще при его жизни и куда он в свое время удалился от света. Сейчас определить время жизни Дири-баба практически невозможно, как, впрочем, и его настоящее имя. «Дири-баба», т.е. бессмертным, его, без всяких сомнений, назвали после смерти. Но все-таки по этому поводу кое-какие версии существуют.

Как отмечалось выше, по Пазухиным, его звали Пир-Магомед или Пир-Мараза. Второе подтверждает и Э.Челеби. По его данным, Дири-баба также называли Маразийским шейхом. Согласно одной из легенд, название Маразы связано со словом «мараз» (mərəz), которое в переводе с арабского означает «болезнь». По легенде, здесь от тяжелой болезни излечилась любимая жена одного влиятельного человека. Это подтверждается наличием в окрестностях Маразы целительного минерального источника. Его вода горько-соленая, но исцеляет некоторые желудочно-кишечные заболевания. Выздоровев, она поселилась здесь, и, таким образом, появилось селение Мараза.

Но есть и другая легенда. По ней Дири-баба звали Атам ибн Амир. Он был внуком двоюродного брата пророка (əmisi nəvəsi) Абу Ляхаба, который вместе с сыновьями Джехл и Суфьян был против пророка и даже хотел его убить. Но Атам вместе с отцом Амиром и братом Акамом были активными сторонниками пророка. Атам, в конечном итоге, оказался в Ширване. Здесь он все время проводил в пещере. В этой пещере Атам ибн Амир и скончался, и пещеру сделали мавзолеем, который получил название «Дири-баба». Отсюда следует, что Дири-баба, точнее, его прототип, жил в VII в.

Возможно, его история восходит к более раннему периоду. Как писал З.Ямпольский, один из лучших знатоков древних пиров Азербайджана, «факты истории относят происхождение мест культа мусульманских святых Азербайджана в глубокую, бесспорно домусульманскую древность».

 

Когда, кем и как был

построен мавзолей

 

Основой, нынешнего мавзолея Дири-баба, как уже было отмечено, был грот в скале. К нему впоследствии было пристроено двухэтажное строение. Об истории его возведения рассказывалось в поясе надписей, который, как свидетельствует Б.Дорн, существовал еще в XIX в. и был одним из украшений мавзолея. К сожалению, этот пояс не сохранился до наших дней. Но в архиве Б.Дорна была обнаружена часть этого пояса. В нем говорится: «В дни правления величайшего правителя, властелина народов, султана б. султана, славы мира и веры Шейха Ибрахим-хана – да увековечит Аллах его власть и владычество, и да распространит на оба мира свое свидетельство. В месяцы восемьсот пятого года. Написал ее (надпись) Дарвиш». Таким образом мы узнаем, что нынешнее строение мавзолея было возведено в 805 г. хиджры, т.е. в промежутке между 1 августом 1402 г. и 21 июля 1403 г., а саму надпись начертал каллиграф, которого звали Дервиш.

Зодчий оставил для потомства и свое имя. С этой целью он над дверным пролетом, ведущим в зал второго этажа мавзолея, сделал две розетки с надписями внутри. На одной из них он высек собственное имя, на втором – имя отца. Однако первая розетка не сохранилась, и теперь мы знаем лишь имя отца – уста (мастер) Хаджи. И можем называть его лишь по отчеству – Хаджи оглу. Мавзолей Дири-баба – «живой» свидетель того, что мастер был одним из выдающихся архитекторов Азербайджана.

Перед ним стояла довольно сложная задача: пристроить к гроту-пещере строение, которое на фоне серых скал выделило бы его и одновременно вписало бы его в окружающий пейзаж. И он с этим блестяще справился, пристроив к нему двухэтажное строение, так, что создается впечатление, будто оно «вмонтировано» в скалу и держится «на весу», оторванное от земли. Внешне оно производит впечатление замка.

Грот-пещера выходит на второй этаж мавзолея Дири-баба, который состоит из одного просторного центрально-купольного помещения. Его размеры и характер убранства показывают, что оно играло главенствующую роль. Его квадратный в плане зал покрыт сферическим куполом со слегка заостренной макушкой. Купол опирался на развитые тромпы, декорированные стилизованным растительным орнаментом. Один из световых проемов зала выходит на главный, южный фасад, а два – обращены на запад и восток. Первый этаж мавзолея состоит из большого помещения со стрельчатым сводом и примыкающей к нему квадратной комнатой с восьмигранным куполом. Нижние комнаты играли, очевидно, вспомогательную роль.

Чтобы читатель смог оценить архитектуру Дири-баба, приведем слова историка архитектуры А.Саламзаде, одним из первых тщательно описавшем этот памятник. Он пишет: «Хотя очарование этого уникального сооружения главным образом – в его исключительно удачном расположении, в не знающем аналогий объемном решении и соразмерности его частей, тем не менее также должны быть отмечены прекрасный рисунок и тщательность выполнения отдельных деталей сооружения. Уникальность общего решения памятника в значительной мере определяло своеобразие его архитектурного облика. Будучи частично встроенным в скалу, он оказался лишенным кругового обзора и по построении всей композиции рассчитан на восприятие с фронтальных точек зрения. Анализ архитектурного решения памятника убеждает в том, что это обстоятельство было учтено мастером и в части декоративного убранства, и нашло свое отражение в выделении одного лишь фасада, обращенного непосредственно к зрителю».

Но чем же в конце концов служило это строение? Дело в том, что это до сих пор не выяснено. Его называют по-разному: мавзолей, гробница, поминальная мечеть или «мавзолеем, который носил характер поминальной мечети». Но на традиционный мавзолей он походит мало. Как пишет А.Саламзаде, он относится к купольным мавзолеям, «в которых часто совершались религиозные отправления, связанные с культом поминовения захороненного лица. Поэтому этот тип мавзолеев может считаться поминальными мечетями». Вместе с тем, в нем отсутствует михраб – обязательный элемент мечети. О мавзолее Дири-баба можно говорить много. Но лучше всего – поехать и ощутить его очарование на себе непосредственно. Тем более, что находится он недалеко от Баку.

 

Сейран ВЕЛИЕВ,

Каспий.- 2010.- 16 октября.- С.11.