Альберто Боралеви: Искусство ковра – важная часть древней
азербайджанской культуры
Впервые Альберто Боралеви, председатель Академического комитета Международной конференции по восточным коврам, приезжал в Баку более четверти века назад. Тогда он, принимая участие в I Международном симпозиуме, посвященном древнему искусству ковра, и влюбился в нашу столицу и в действующий здесь Музей ковра. И вот недавно, спустя годы, Альберто Боралеви, знаток и ценитель ковроткачества, снова посетил Азербайджан, с готовностью откликнувшись на приглашение доктора искусствоведения, профессора Рои Тагиевой, возглавляющей Азербайджанский государственный музей ковра и народно-прикладного искусства.
Наша встреча с гостем из Италии состоялась в дни его пребывании в Баку в Музейном центре, где он, признанный в мире специалист по восточным коврам, обсуждал с азербайджанскими художниками, представителями общественного объединения «Азербайджан халчасы», перспективы сохранения и развития этого древнейшего и, по его мнению, неповторимого вида народного творчества.Что ж, с такими словами трудно не согласиться, особенно если походишь по залам Музея ковра и ознакомишься с его заметно обновленной экспозицией.
Альберто Боралеви любезно согласился поделиться своими впечатлениями о пребывании в нашей столице и ответил на наши вопросы.
– Прежде всего хотелось бы услышать, каким вы увидели Баку, приехав сюда через много лет после первого посещения?
– Конечно же, значительно похорошевшим. Хотя, должен сказать, что и во время первого моего пребывания здесь я оценил его изумительную красоту, которую, по общему признанию побывавших в вашем городе, придает ему оригинальное сочетание старины и современности. Под стариной я имею в виду не только ваш Старый город – Крепость, как его здесь называют. Кстати, в нынешний приезд я довольно неплохо ознакомился с ним, с его достопримечательностями, зашел даже в действительно уникальный Музей миниатюрной книги, выразил свой восторг им в Книге отзывов. Однако, о старине…
Я отношу к ней и ту часть вашей столицы, что появилась и разрослась за крепостными стенами прекрасными зданиями лучших архитектурных стилей XIX-начала XX веков, периода нефтяного бума. Впрочем, сейчас Баку основательно расширил свои границы. Я увидел огромные кварталы высотных новостроек, со всех сторон обступивших издавна сложившийся центр. Да и в черте самого центра вместо снесенных полуразвалившихся строений возводятся новые дома, вполне вписывающиеся в архитектуру города. Приятно, что и старые, потемневшие от времени здания, подвергаясь реставрации, обретают вторую молодость.
– Но вы ведь приехали в Баку с определенной целью?
– Да, так оно и есть. Поскольку я, специализируясь на восточных коврах, приехал в ваш город на Каспии по приглашению руководства Бакинского музея ковра, сначала в этот музей и направился. И очень обрадовался произошедшим здесь разительным переменам. Ярче, а главное – разнообразнее стала его экспозиция, она словно ожила. Я еще раз убедился в том, что ковроткачество – это очень интересная и самобытная часть богатейшей культуры азербайджанского народа, с которой мне посчастливилось соприкоснуться через искусство ковра. И так как на моих бакинских встречах со специалистами речь шла также об очередном Международном симпозиуме по искусству ковра, я, уверенный в том, что Азербайджану есть что показать в этом виде древнего творчества, предложил, чтобы Международный симпозиум состоялся именно в Баку.
К тому же, видимо, очень скоро войдет в строй строящийся на вашем замечательном Приморском парке новый Музей ковра и народно-прикладного искусства. Я посмотрел его проект, побывал на месте строительства. Не сомневаюсь, что это очень нестандартное сооружение в виде свернутого ковра внушительных размеров, возводящееся по, несомненно, интересному проекту австрийского архитектора Янса Хофмана, украсит ваш город, сделает его еще более привлекательным. Не говорю уже о том, что здесь, в новом музее, можно будет разместить коллекцию, дополненную новыми экспонатами.
Вот с учетом всего того, о чем я сказал, и считаю Баку самым подходящим местом для проведения следующего симпозиума по коврам.
Но и сейчас бакинский музей, с моей точки зрения, представляет огромную ценность. Ведь здесь, можно сказать, демонстрируется вся история коврового производства XIX века и позже. Конечно, хотелось бы видеть в здешней коллекции также ковровые изделия более раннего периода. Для того чтобы приобрести такие экспонаты, я предложил провести Международную ковровую ярмарку – она может привлечь внимание коллекционеров, инвесторов, заказчиков и т.д. Готов даже оказать содействие в ее организации.
– Удалось ли вам побывать в тех регионах нашей страны, которые особенно славятся ковроткачеством, где им занимаются издревле и где оно продолжает процветать и в наши дни?
– Считаю свое пребывание в Азербайджане плодотворным как раз еще и потому, что своими глазами увидел рождение азербайджанского ковра. Я посетил ковровую мастерскую в городе Губа и там с восхищением наблюдал за работой ковроткачих, в чьих ловких, будто волшебных руках рождаются изумительные узоры будущих ковров. Пожалуй, так вдохновенно могут создавать эту красоту лишь понимающие и ценящие ее, увлеченные искусством ковроделия люди.
Побывал я и в Нахчыване. В этом регионе Азербайджана с восторгом знакомился с историческими памятниками эпохи сельджуков, свидетельствующими о тесной связи прошлого и будущего.
После посещения регионов я понял, что Музей ковра в Баку, вернее, его коллекция как бы соединила в себе особенности всех видов ковровых изделий, характерных для отдельных регионов страны. И в этом, наверное, и состоит его главная ценность. В целом же я убедился в том, что искусство ковра – важная часть древней азербайджанской культуры
Как человеку, неравнодушному к восточным коврам, мне нравится, что существующее в столице вашей страны общественное объединение «Азербайджан халчасы» всячески заботится о сохранении разнообразия азербайджанского ковра, о развитии этого древнего вида народного творчества, занимаясь которым азербайджанцы давно завоевали мировое признание, что во имя этого и Объединение, и, конечно же, ваш замечательный Музей ковра, в котором работают влюбленные в ковровое искусство люди, готовы к активному международному сотрудничеству. Ведь это может помочь им более четко определить цели, принципы, стратегию и основные направления своей деятельности, что, думаю, на пользу азербайджанскому ковру.
Эльмира АЛИЕВА,
Каспий.- 2010.- 30
октября.- С.12.