«Участок» выдвинут на соискание премии «Оскар»

 

Азербайджанский фильм замахнулся на «святая святых» мирового кино

 

Остаются считанные дни до премьеры нового полнометражного художественного фильма «Участок» совместного производства азербайджанских и грузинских кинематографистов. Вскоре в кинотеатре «Азербайджан» состоится закрытый показ картины для столичных СМИ, после чего она будет представлена вниманию общественности. Фильм снят азербайджанским режиссером Ильгаром Сафатом по собственному сценарию с использованием новейших технологий в киностудии «Нариманфильм» при участии студии «Грузия-фильм», кинокомпании «Багира-фильм», а также Ассоциации независимых деятелей кино Южного Кавказа (IFA-SC) в рамках международного проекта, финансовую поддержку которому оказали Министерство культуры и туризма Азербайджана и PAŞA Bank. В картине снимались Вагиф Ибрагимоглу, Мамед Сафа, Мидхат Айдынов, Руслан Исмаилов, Теймур Одушев (Азербайджан), Заза Безашвили (Грузия), Мелисса Папель (Франция), Рамис Ибрагимов (Россия) и другие актеры.

Операторы-постановщики – Константин Эсадзе и Варлам Карчхадзе. Художники-постановщики – Рена Эфенди и Тораханым Агабекова. Композитор – Андрей Дойников. Художественный руководитель проекта – Джамиль Гулиев, продюсер – Нариман Мамедов.

Газета «Каспiй» уже писала о том, что задолго до появления на отечественных телеэкранах фильм «Участок» успел принять участие в Каннском международном кинофестивале, а позже был представлен в рамках XXXII Московского международного кинофестиваля. Впрочем, это уже вчерашний день, сегодня же в фестивальном маршруте картины четко обозначился новый адрес – крупнейший кинорынок американской Академии киноискусства, где работа наших кинематографистов будет представлена в категории «Лучший фильм на иностранном языке» на соискание премии «Оскар». Эту приятную новость нам сообщил сам режиссер-постановщик картины. Кстати, если перечислить всю географию международных кинофорумов, в рамках которых в разные годы демонстрировались работы Ильгара Сафата, – Нью-Йорк, Барселона, Лейпциг, Прага, Аугсбург и другие города Европы – мало не покажется. Но теперь, похоже, он замахнулся на большее, так сказать на «святая святых» мирового кино – премию «Оскар», за что мы, собственно, и решили «призвать его к ответу».

 

 

ЛАЛА БАГИРЗАДЕ

 

– Вам, конечно же, не привыкать к участию в международных кинофорумах. Но «Оскар» – это высший пилотаж! Кто является автором этой смелой идеи?

– Позвольте внести некоторые уточнения. Дело в том, что раньше на различные международные кинофестивали представлялись мои документальные и короткометражные киноленты. Фильм «Участок» является моим дебютом в жанре полнометражного игрового кинофильмы, а идея выдвижения его на соискание премии «Оскар» принадлежит Оскаровскому комитету Азербайджана, в частности его председателю, известному кинорежиссеру и драматургу Рустаму Ибрагимбекову.

– В таком случае давайте попытаемся, исходя из уже сложившейся фестивальной биографии вашего фильма, хотя бы в общих чертах представить, как будет воспринята ваша работа на сей раз.

– Прогнозировать подобные вещи более чем сложно. Что касается восприятия нашего фильма за пределами страны, могу сказать, что первый положительный отзыв о своей работе мне довелось услышать в Баварии, где проходил постпроизводственный процесс. Помню, глава кинокомпании «Бавария-фильм» Хаймер Хессенланд в ходе просмотра фильма «Участок» очень заинтересовался им и поздравил нас с интересной работой. При этом он не преминул отметить, что впервые видит картину, снятую на совершенно незнакомом ему языке. Приблизительно в таком духе отозвались о нашем фильме участники и гости Каннского международного кинофестиваля. Все это приятно, конечно, но в то же время обидно, потому что люди, которые отмечали достоинства нашей работы, откровенно признавались, что ранее не имели даже отдаленного представления о существовании азербайджанского кинематографа.

– Почему вы решили снять свою первую полнометражную киноленту в жанре мистического триллера? Вам ближе именно этот жанр?

– Я бы так не сказал. Мне вообще трудно однозначно определить, что мне ближе. Фильм «Участок» – это скорее психологическая драма, в создании которой я использовал некий синтез киножанров. Мне, как «неизлечимому» киноману, одинаково интересны все жанры в кинематографе, и, приступая к работе, я никогда не ограничиваю себя задачей снять фильм в узких рамках какой-то конкретики. По этому принципу я работал над созданием короткометражных и документальных кинолент, аналогичный подход был у меня и к фильму «Участок».

– Как вы считаете, будет ли картина правильно понята нашей зрительской аудиторией?

– Разумеется, заранее очень непросто делать какие-либо прогнозы на сей счет. К тому же мой фильм изначально не имеет какого-то конкретного адресата, и потому хотелось бы, чтобы он был одинаково правильно воспринят всеми. Относительно успеха картины в нашей стране меня несколько утешает тот факт, что азербайджанский зритель давно устал от зарубежной кинопродукции, и работу отечественных кинематографистов воспримет с интересом. По крайней мере потому, что она затронет волнующие его проблемы, окажется ближе по духу.

– В нашей прошлой беседе вы отметили, что очень довольны работой задействованного в вашей картине актерского ансамбля. Означает ли это, что вы и в дальнейшем намерены работать с этими людьми?

– Скорее всего, так оно и будет. Дело в том, что съемочная площадка – это такое пространство, где все должны понимать друг друга с полуслова, и потому многие режиссеры предпочитают по возможности не менять состав съемочной группы. Видимо, в этом отношении я не сильно отличаюсь от своих коллег. К примеру Вагиф Ибрагимоглу снимается уже во втором моем фильме, наше дальнейшее сотрудничество с ним также не исключено. То же самое могу сказать и о других актерах, как азербайджанских, так и зарубежных.

Намерены ли в ближайшее время приступить к разработке нового проекта?

– Проектов много, причем самых различных направлений. Что же касается художественного кино, то в настоящее время у меня уже готовы сценарии трех полнометражных игровых фильмов, но заявлять о них что-то конкретное в прессе я смогу позднее, как минимум после того, как приступлю к подготовительному процессу.

 

 

 Каспий.- 2010.- 15 сентября.- С.8.