Фаррух бек Везиров

 

Первый горный инженер-азербайджанец

 

Сегодня, когда возрождается интерес наших граждан к своим корням, как откровения звучат рассказы о смельчаках, которым приходилось первыми брать на свои плечи освоение многого из того, что приносили шаги властно наступавшей цивилизации. В который уже раз обращаюсь к записям бесед с Нермин Таирзаде – историком, одержимо изучавшим биографии незаслуженно забытых соотечественников, которым суждено было занять выдающееся место в жизни своей родины в судьбоносный для нее период, радуюсь за исследователя, сохранившего в памяти народа много достойных благодарности имен. Ведь в 50-е годы она задалась целью проникнуть в суть надолго ставших, увы, тайной за семью печатями событий переломного времени конца XIX-начала XX века, когда государственное устройство Азербайджана обретало новые, соответствующие времени формы, чтобы шаг за шагом по сохранившимся в архивах листочкам и очень редким фотографиям воссоздать картину зарождения и функционирования новейших структур и воздать должное первооткрывателям, в свое время заложившим дальнейшее развитие государства и определившим на долгие годы уровень и качество жизни сограждан.

Социально-экономическое развитие Азербайджана в конце XIX в. вызвало острую необходимость в квалифицированных специалистах разного профиля, и делалось все для того, чтобы эта потребность удовлетворялась. Соответственно в последней трети XIX века в Азербайджане начал создаваться такой совершенно новый слой общества, как техническая интеллигенция. К концу XIX в. более десяти азербайджанцев, преимущественно выпускников Бакинского реального училища, успешно окончили высшие технические учебные заведения, в том числе и зарубежные.

 

 

Галина МИКЕЛАДЗЕ

 

– Кто вам видится наиболее яркой фигурой из специалистов того времени?

– Их много… Но давайте назовем того, кто был среди них одним из первых – это Фаррух бек Везиров

– ...Которому вы посвятили специальную статью.

– Да, это первая попытка осветить общественную и предпринимательскую деятельность одного из горных инженеров.

– Вы говорили, что личный архив Ф.Везирова, к сожалению, не уцелел.

– Да, свою статью я писала на основе фактического материала, выявленного в периодической печати и архивных источниках. Они охватывают бакинский период его жизни – с 1887 по 1906 год. Первая публикация о нем содержится в «Воспоминаниях» его племянника Мусы Азад оглу Везирова, впервые осветившего основные вехи жизни Фаррух бека, дополненные мною со слов старших представителей рода.

– Интересно!

– Я тоже очень заинтересовалась. Фаррух Везиров родился 7 января 1861 года в родовитой шушинской семье. Отец, Гамид бек, с 1868 года служил в государственных учреждениях, занимал должности мирового судьи в Дербенте, Карсе, Джебраиле и в 1902 году вышел в отставку в чине статского советника. Фаррух в 1881 году окончил Бакинское реальное училище. Из всех российских высших учебных заведений он предпочел Петербургский горный институт, осознавая перспективность будущей специальности в условиях развивающейся нефтяной промышленности Азербайджана.

Поступление в Петербургский горный институт с его чрезвычайно сложной программой обучения было сопряжено с весьма строгими конкурсными испытаниями. В год поступления Ф.Везирова в этот институт на 70 мест было подано 178 прошений. Выдержав вступительные испытания, он был зачислен. Учился успешно. В студенческие годы не порывал связи с Баку, о чем свидетельствует заметка, помещенная в газете «Бакинские известия» в год поступления его в институт. В ней сообщалось, что выпускники Бакинского реального училища с интересом следят за развитием родного города, за проявлениями общественной жизни и просят прислать один экземпляр газеты в читальный зал Горного института.

Как и большинство студентов, Ф.Везиров испытывал материальные трудности. Судя по документам, в 1883-1885 гг. по его просьбе институт выдавал ему пособие на приобретение студенческой формы, внесение платы за обучение, проведение практических занятий. На последнем курсе Ф.Везиров проходил производственную практику на рудниках юга России.

В 1886 году, завершив учебу, он стал первым дипломированным горным инженером-азербайджанцем. Был направлен в ведение Управления горной частью Кавказского края, с 1887 года подчиненного Горному департаменту, и был назначен на должность помощника

II Кавказского Горного округа в Баку. В его функции входил надзор за деятельностью горнопромышленных, нефте-

промышленных и соляных предприятий. В этом ведомстве он дослужился, как и его отец, до чина статского советника.

– Судя по послужному списку, Ф.Везирова охотно продвигали по службе.

– Да, Ф.Везиров входил в состав железнодорожного комитета, регулировавшего транспортировку нефти. Несколько позднее ему был поручен надзор за соляными ломками в Кульпе Нахчыванского уезда.

– Но более всего его служебная и предпринимательская деятельность была органично связана с крупными нефтепромышленными фирмами?

– Конечно, профессиональные знания Ф.Везирова, сотрудничавшего с Советом съезда бакинских нефтепромышленников (ССБН) и Бакинским биржевым комитетом, находили применение в таких крупных нефтепромышленных фирмах, как «Нефтяное и торговое общество

бр. Мирзоевых», «Каспийское торговое товарищество», где он трудился в качестве управляющего. Ф.Везиров был избран в состав комиссии по подготовке доклада к ХVI съезду бакинских нефтепромышленников по вопросу о нефтехранилищах, технических и экономических способах транспортировки нефти с промыслов.

– Это свидетельствует о его активности и востребованности.

– Безусловно! Год спустя, в 1902 году, при обсуждении на заседании ХVI съезда бакинских нефтепромышленников вопроса о замене попудной платы долевой для некоторых арендаторов, Ф.Везиров представлял «Нафталанское нефтяное товарищество». Ему приходилось участвовать в заседаниях Бакинского биржевого комитета. При обсуждении очередных торгов 2 июня 1903 года на Бибиэйбате он внес предложение отдать без торгов нефтяные участки арендаторам, не имевшим возможности внести залог под них, которое в 1904 году Комитет министров принял.

– Гуманный шаг. Он явно понимал людей.

– И мыслил здраво! В 90-х годах Ф.Везиров стал заниматься разведкой и добычей нефти: в 1897 году он арендовал нефтяной участок в с. Балаханы, в 1899-м

– в с. Сабунчу, в 1903-м – на Бибиэйбате. Наряду с деятельностью в сфере нефтяной промышленности, Ф.Везиров уделял достаточно большое внимание родовому имению в с. Гиндарх Шушинского уезда. Он построил благоустроенный дом в европейском стиле и взялся за создание образцового хозяйства, основу которого составляла плантация хлопчатника. Ф.Везиров был первым, кто стал в Карабахе культивировать хлопок.

– Хлопок в селе Гиндарх?

– Да, он привлек опытных рабочих. Высаживая специально приобретенные американские семена, эффективно осуществляя прививки к рядовой культуре, здесь получали высококачественное волокно, обеспечивая таким образом рациональное ведение хозяйства.

– А сельскохозяйственная техника?

– Позаботился Ф.Везиров и о ней. Ему принадлежал первый в Карабахе трактор (один из шести, имевшихся в Азербайджане в 1913 г.), представлявший собой паровой двигатель с несколькими плугами, действовавшими одновременно. Для обработки хлопка-сырца впервые в Азербайджане именно в имении Ф.Везирова был сооружен хлопкоочистительный завод, оборудованный новейшими механизмами.

В организации модернизированного сельскохозяйственного производства, в соблюдении агротехнических норм, защите посевов от различных неблагоприятных факторов большую квалифицированную помощь Ф.Везирову оказывал его брат – Джавад бек Везиров, агроном, получивший высшее сельскохозяйственное образование в Германии.

– Известно, что именно Ф.Везиров построил в с. Гиндарх конный завод…

– Более того, он поставил цель сохранить знаменитую карабахскую породу лошадей и разводил их. Не ограничиваясь благоустройством собственного имения, он организовал в селе фельдшерский пункт и аптеку, выстроил здание почтовой станции и провел новую дорогу от Гиндарха в Агдам, сократив расстояние вдвое (на 24 км).

Фаррух Везиров известен как специалист, активно сочетавший служебную и предпринимательскую деятельность с общественной работой.

– Он многократно избирался в Бакинскую городскую думу. Его выступления на заседаниях по важнейшим вопросам городской жизни отличались компетентностью, аргументированностью, дальновидностью, заботой о городе и его жителях. В 1896 году Ф.Везиров обратился в Бакинскую городскую думу с ходатайством о предоставлении ему концессии на 49 лет на установку в городе сети труб с целью проведения нефтяного газа для отопления и освещения жилищ. Не дождавшись ответа, он вновь обратился в Думу с более умеренным предложением об устройстве на центральных улицах города газового освещения. На этот раз Городская дума заинтересовалась его инициативой и постановила обратиться в Московскую городскую управу на предмет выяснения основ существования газового освещения в Москве. Однако реализация проекта продвигалась медленно.

В 1901 году Ф.Везиров, выступая на заседании Городской думы, коснулся вопросов водоснабжения, санитарного состояния города, вновь обратил внимание на проблему освещения городских улиц. Ф.Везиров поддерживал в Городской думе проекты и предложения, в рациональности которых был убежден. Его выступления не раз способствовали принятию оптимальных решений, имевших значение не только для Баку, но и для Азербайджана в целом. Одно из таких выступлений состоялось в 1889 году, когда Ф.Везиров выступил с инициативой открыть в Баку политехникум. Городская управа обратилась к предпринимателям для выяснения их возможного участия в этом начинании. На разосланные письма вскоре откликнулись 30 адресатов с указанием суммы подписки. Среди них был и Ф.Везиров, подписавшийся на 2000 рублей. Выступления Ф.Везирова в Думе свидетельствовали о его твердом убеждении в значении Баку как крупного промышленного центра, а потому и в необходимости благоустройства всех сфер жизни города на европейском уровне.

В 1898 году, во время очередного обсуждения проекта школы золотых и серебряных дел мастеров, представленного начальником Бакинской губернской пробирной палаты В.Згленицким, когда большинство гласных отклонило его ходатайство об ассигновании средств на открытие такой школы, Ф.Везиров вслед за Г.Меликовым (Зардаби) выступил в поддержку проекта.

«Ведь речь идет, – убежденно говорил он, – о теоретической и практической подготовке талантливых золотых и серебряных дел мастеров на современном уровне, о сохранения традиций и совершенствовании самобытного ювелирного искусства нашего края!» Ф.Везиров и в дальнейшем поддерживал В.Згленицкого в его стремлении привлечь внимание общественности к проекту школы, к судьбе замечательного народного искусства.

Результат превзошел все ожидания: азербайджанские мастера во всем блеске выглядели на широко известной Всемирной Парижской выставке, проводившейся в 1900 году. Кстати, накануне для демонстрации на стендах организованной В.Згленицким при пробирной палате выставке ювелирных изделий Ф.Везиров передал хранившуюся в его личной коллекции шашку шейха Шамиля – шедевр кавказского ювелирного искусства.

В общественной деятельности Ф.Везирова значительное место занимали вопросы народного просвещения. Он всегда поддерживал открытие новых учебных заведений, заботился об их благоустройстве, помогал нуждающимся учащимся. Был одним из инициаторов сбора средств на постройку здания Шушинского реального училища. При его содействии открывались новые очаги просвещения, в частности, в Елизаветполе (Багманлярское русско-татарское училище). Он оказал материальную поддержку первой русско-мусульманской (азербайджанской) читальне, открытой в Баку в 1894 году, первым вечерним курсам для взрослых мусульман (азербайджанцев), созданным в 1897 году, народным библиотекам в промыслово-заводском районе Баку.

В 1899 году за устройство благотворительного спектакля в пользу учащихся Бакинского реального училища в числе других общественных деятелей ему была выражена благодарность от Дирекции народных училищ Бакинской губернии и Дагестанской области. В 1901 году на открытие Бакинского коммерческого училища он пожертвовал 2000 рублей. Ф.Везиров входил в состав попечительных советов ряда бакинских учебных заведений, в частности, Бакинского коммерческого училища, первого в России училища с пансионом для девочек-мусульманок, открытого на средства Г.З.Тагиева. В этом же качестве он участвовал в проведении годичных актов и в торжествах в Бакинской Мариинской женской гимназии.

В 1906 году через редакцию газеты «Каспiй» в адрес Ф.Везирова поступило благодарственное письмо от А.Асланова за помощь в получении среднего и высшего образования. Он был в числе поддержавших идею открытия мусульманского духовного училища (медресе) в Тифлисе, подписавшись на 500 рублей.

Из прочих благотворительных акций Ф.Везирова отметим содействие учащимся и преподавателям Бакинского технического училища, участникам экскурсии во Владикавказ, в бесплатном проезде от Мцхеты и Душети до конечного пункта.

В этом же году он принял участие в сборе средств на формирование конно-иррегулярного полка, отправляемого на театр военных действий на Дальнем Востоке, и переслал через Бакинского губернатора на имя командира полка Гусейн хана Нахчыванского 500 рублей.

Благотворительность Ф.Везирова выходила за пределы родного края. В 1898 году он откликнулся на призыв об оказании помощи голодающим в России. Общественная деятельность Ф.Везирова свидетельствует о его действенном участии в национально-освободительном движении в Азербайджане, неотъемлемой частью которого была борьба за всеобщее обучение на родном языке, подготовка соответствующих кадров учителей, развитие азербайджанского языка.

Его политические позиции нашли отражение на совещании представителей мусульманской (азербайджанской) общественности, состоявшемся в марте 1905 года в доме Г.З.Тагиева. На совещании обсуждался вопрос о подаче правительству петиции о нуждах мусульманского населения, о распространении на него обещанных реформ, об уравнении политических, гражданских и религиозных прав. Для подачи петиции была избрана депутация, в состав которой вошел и Ф.Везиров. В петиции, составленной А.М.Топчибашевым, были перечислены такие важные проблемы, как образование на родном языке, создание национальных просветительных обществ, ускорение выкупа крестьянских наделов, облегчение бремени повинностей. Была изложена правда об истинных причинах межнациональных столкновений.

Сведения о дальнейшей жизни и деятельности Ф.Везирова на сегодняшний день крайне скудны. В 1906 году он выехал в Россию. По паспортной книжке, выданной ему в 1914 году в Петербурге (взамен бакинской – 1895 г.), имеются отметки о пребывании его в разных городах. Кроме Петрограда (1914, 1915, 1917 гг.), он бывал в Москве (1915 г.), Полтаве (1915 г.), Тифлисе (1914, 1915, 1916 гг). Последняя отметка относится к 1917 году.

Период после 1906 года остается совершенно неисследованным. Известно, что Ф.Везиров не прекращал предпринимательскую деятельность и в 1914 году продолжал оставаться членом правления «Нафталанского нефтяного товарищества». Со слов автора «Воспоминаний» М.А.Везирова, он и в Петербурге занимался общественной деятельностью, представлял на различных всероссийских форумах интересы мусульман Кавказа. Для уточнения последнего высказывания следует напомнить, что общественная деятельность Ф.Везирова и А.М.Топчибашева, обучавшихся в одно время (1881-1886 гг.) в Петербурге, тесно переплеталась еще в Баку, как в Городской думе, так и вне ее.

А.М.Топчибашев являлся одним из признанных лидеров освободительного движения среди мусульман России и вполне мог содействовать участию Ф.Везирова в этом движении.

Первая мировая война, а затем последующие политические события побудили его вернуться на Кавказ. В Баку он поселился в гостинице «Метрополь» (ныне в здании находится Музей азербайджанской литературы имени Низами). Ф.Везиров дожил до величайшего события в истории азербайджанского народа – обретения независимости, образования Азербайджанской Республики. Во главе руководящих органов республики стояли лучшие представители национальной интеллигенции, со многими из которых его связывала совместная деятельность.

Скончался он в январе 1920 года от сердечного приступа, о чем было помещен некролог в газете «Азербайджан».

Ф.Везиров находился в одном ряду с выдающимися представителями национальной интеллигенции, которая стремилась к избавлению народа от социальной и национальной дискриминации, проводимой царской империей. Материальное благосостояние и духовное возрождение народа он связывал непосредственно с развитием просвещения, и в этом отношении им было сделано немало. Для Ф.Везирова было характерно ощущение пульса времени. Ему было присуще тяготение ко всему новому, передовому как в предпринимательстве, так и в общественной деятельности.

Деятельность Ф.Везирова, видного представителя прогрессивной азербайджанской интеллигенции, человека высокой культуры, разносторонних технических знаний, неуемной энергии, неординарно мыслившего, независимого по характеру и высоко гуманного, – заслуживает дальнейшего исследования с привлечением документов из центральных архивов Азербайджана, Грузии и России.

Каспий.- 2010.- 25 сентября.- С.9.