Две вершины восточной мысли

 

Вышла книга о Шамсаддине Тебризи и Джалаледдине Руми

 

Издательство «Нурлан» выпустило книгу талантливого исследователя, доктора философии по филологическим наукам Масиага Мухаммеди «Шамс и Мовлана», в которой повествуется о дружбе великого азербайджанского суфийского мыслителя Шамсаддина Тебризи и суфийского мыслителя, основоположника турецкой классической поэзии Мовланы Джалаледдина Руми. Творчество Джуми оказало огромное влияние на развитие религиозно-философского и поэтического мышления народов Ближнего и Среднего Востока. Жизнь и деятельность Руми и Шамса совпали с труднейшим периодом в истории народов Востока, нашествием монголов. Семья Руми из Балха переселилась в тогдашнюю столицу Сельджуков – Конью. Здесь Мовлана стал великим мыслителем, поэтом, муршидом-наставником мевлевийского тариката. Здесь же 23-26 октября 1244 года он познакомился с Шамсаддином (Шамсом) Тебризи, который оказал огромное влияние на формирование мировоззрения поэта. Место в Конье, где впервые встретились две величайшие личности средневековья, в народе назвали «Мардж аль-бахрейн» («Встреча двух морей»). Вот как описывает отношения между этими яркими личностями грузинский ученый Э.Джавелидзе: «Если Мовлана стал знаменитым поэтом благодаря Шамсаддину, то он тоже не остался в долгу перед своим духовным наставником. Именно близость Шамса с Руми способствовала приобретению им широкой популярности и ореола святости».

В жизни Шамса много таинственного. Источники сообщают, что он принадлежал к кругу дер-вишей Шуттара и был тесно связан с широко распространенным в то время институтом «футуввета». Из его «Магалата» явствует, что мировоззрение Шамса имело батинический характер и явно находилось в разладе с ортодоксальной исламской религией. Шамсаддин отвергал кастовые привилегии, бичевал шейхов и призывал всех к непосредственному общению с народом. Будучи эзотериком, он принадлежал к крайним суфиям и отвергал всякие культы и ритуалы. Знакомство с ним способствовало перевоплощению Руми в эзотерика. Большая и искренняя любовь к Шамсу целиком овладела поэтом. Признав его своим духовным отцом, он отрекся от всего на свете. Любовь к Шамсу вдохновила Руми стать поэтом. Духовному наставнику посвящены многие его стихи.

Джалаледдин Руми оставил после себя богатое литературное наследие: «Месневи-и маневи», содержащий 25613 бейтов (двустиший), сборник лирических стихов (50 тысяч бейтов), сборники проповедей – «Меджалиси-себаа», «Фихи Ма-фихи» и богатое эпистолярное наследие. Но о жизни и творческом наследии Шамса Табризи нам известно не так уж и много. М.Мухаммеди всесторонне изучил «Магалат» («Разговоры») мыслителя, которая состоит из мыслей, высказанных им в разных собраниях на разные темы. Дело в том, что Ш.Тебризи не писал свои произведения; его мысли, высказывания на разные темы в свое время были записаны.

В статье «Солнце, взошедшее из Тебриза» Масиага Мухаммеди на основе книги Шамса приводит некоторые сведения о его жизни. Шамсаддин Мухаммед ибн Али ибн Маликдад родился в конце ХII века в Тебризе в семье торговца. Был единственным сыном в семье, с детских лет отличался своими талантами, необычным поведением. Он мог не есть 3-4 дня, после чего не слабел, а ум и мышление его становились более ясными. Шамс учился в самых престижных медресе Тебриза, отец хотел, чтобы сын стал факихом (мусульманским правоведом). Шамс учился хорошо, глубоко изучил мусульманское право, но позже свой пытливый ум и научные знания он использует не ради карьеры, а для постижения истины. Вот что говорит Ш.Тебризи об учебе: «Учащиеся медресе хотят стать его владельцами. Зачем ради мирских благ изучать науки? Ведь это – веревка для выхода из колодца, но не для спуска в другой колодец».

Вопреки обычаям, великий суфий не собирал вокруг себя муридов-последователей, избегал известности, ему чужды были слава и почет, он не появлялся в пристанищах для суфиев – ханегяхах (мавзолеях). Шамс жил в разных городах – Дамаске, Халебе (Алеппо), Багдаде, Кайсери, Аксарае, Сивасе, Эрзуруме, Эрзинджане, где учительствовал, занимался разными ремеслами. Он тесно контактировал со знаменитыми учеными и суфиями своего времени. В Конье, как отмечалось выше, он встретился и подружился с Джалаледдином Руми. Основываясь на рукописных источниках, Масиага Мухаммеди утверждает, что внезапное исчезновение Шамса не связано с его убийством. Он умер по возвращению на родину, в Тебриз, в азербайджанском городе Хой. Минарет в Хое, который называется минаретом Шамса Тебризи, находится рядом с его могилой.

Большой интерес в монографии вызывает статья М.Мухаммеди «О чем говорит Мовлана», где высказаны интересные мысли о диалектическом образе мышления Джалаледдина Руми.

В книгу включены также отдельные высказывания Ш.Тебризи и Джуми, взятые из их произведений, которые привлекают внимание соей мудростью и лаконичностью.

Автор предисловия – доктор филологических наук Джаваншир Юсифли. Научный редактор –доктор философии по филологическим наукам Саадат Шихиева.

 

 

ПАША АЛИОГЛУ

 

Каспий. – 2011. – 7 апреля. – С. 8.