Камень-бубен,  свирель,  уд,  керенай….

Большинство из этих музыкальных инструментов, совершенствуясь, дошло до наших дней

 

История музыкальной культуры Азербайджана уходит своими корнями в глубокую древность. На протяжении тысячелетий музыкальное культурное наследие, передающееся от поколения к поколению за счет выдающихся профессиональных музыкантов, постоянно совершенствовалось и развивалось. Музыка, играющая важную роль в жизни народа, формирующая его идейный мир, духовно его обогащающая в разные периоды истории, исполнялась постоянно усовершенствующимися музыкальными инструментами самых разных конструкций, изготовленных из всевозможных подручных материалов.Музыкальные инструменты, являющиеся национальным достоянием нашего народа, отличаются своим богатством и разнообразием. Большинство из них, созданные еще в древние времена, совершенствуясь, дошли до наших дней.

Qaval daşı (камень-бубен), что на территории Государственного историко-этнографического заповедника «Гобустан», является на сегодняшний день самым старинным музыкальным инструментом на Абшероне. Ему без малого шесть тысяч лет. Из него постукиванием можно извлечь ритмически четкие мотивы. Звук камня-бубна схож со звонким звуком гавала. В Гобустане имеется два камня-бубна: у северного подножья горы Чингирдаг и на горе Беюкдаш. Считается, что камень-бубен известен людям начиная с верхнего палеолита и что им пользовались охотники и скотоводы, жившие на этой территории.

Камень-бубен состоит из ракушечного известняка и представляет собой плоский кусок известняка. Он опирается на скалу только в двух местах и стоит словно на воздушной подушке. Издает различные звуки в разных местах в зависимости от плотности раковин в составе известняка. Причиной этого различия звуков является пустота и пористость раковин. Камень-бубен озвучивается путем постукивания по нему маленькими камнями. В результате извлекаются звуки разных тональности и резонанса.

Существует мнение, что стражи племен во время нападений диких зверей или в других опасных ситуациях пользовались этим инструментом. Также считается, что так древние люди впервые и узнали о камне-бубне и стали пользоваться им. В пользу этой версии говорит и то, что камень-бубен находится вдали от жилья и его звук разносится на 2-3 километра. Считается, что этими звуками сопровождались ритуальные пляски и обряды. Также считается, что камень-бубен служил неким символом единства, поскольку древние люди проводили возле него религиозные и праздничные обряды, устраивали собрания, совершали, взявшись за руки, ритуальные танцы. В пользу последнего говорят сюжеты, отчетливо наблюдающиеся в наскальных изображениях.

Наличие изображений различных музыкальных инструментов на предметах, посуде и другой бытовой утвари, обнаруженных во время археологических раскопок на территории разных регионов страны, говорит о том, что инструменты эти имеют древнюю историю.

Материально-культурные образцы, произведения классиков нашей поэзии, труды музыковедов средних веков, миниатюры наших художников, настенная роспись, дневниковые записи путешественников, посещавших наши края, музейные коллекции дают основание полагать, что в Азербайджане использовалось около 90 музыкальных инструментов. По современной звуковой классификации они подразделяются на четыре группы: струнные, духовые, ударные и самозвучащие инструменты. По этой классификации 32 из распространенных в Азербайджане музыкальных инструментов можно определить как струнные (из которых в 26 используется медиатор, в 4 – смычок, в 2 – палочки), 23 – духовые, 16 – ударные, 17– самозвучащие.

На протяжении тысячелетий пытливая мысль человека создавала все более сложные, замысловатые, интересные по форме музыкальные инструменты. В этом плане привлекает внимание образец свистульки (тютек), обнаруженной в ходе археологических раскопок в Ичери шехер в культурном слое, относящемся к IX-XIII векам. Изготовлена она из глины в виде фигуры птицы, скорее всего напоминающей удода. Внутренность свирели пустая, ножки выполнены в виде конусообразных выступов. Под грудкой и над хвостом имеются отверстия. Дуя в овальное отверстие и закрывая поочередно круглые отверстия, на ней можно исполнять самые, что называется, сложные мелодии.

Кстати, в Ичери шехер при археологических раскопках была найдена и фигурка голубя такой же формы. Также как и у удода, на ней имеются отверстия, схожие по количеству, расположению и форме. На ней извлекаются такие же звуки, как на свирелиудоде.

Другой интересной археологической находкой является обнаруженная в Габале глиняная свирель, относящаяся к XII веку. Свирель изготовлена в виде птицы. На ее теле выгравировано изображение пшеничного колоса. Там же были найдены бронзовый колокольчик, глиняный шаг-шаг и печатка с изображением трех танцовщиц.

Еще более древние глиняные зооморфные сосуды, в виде голубей, найдены при раскопках в Мингячевире. Учитывая, что голубь в народе считался священной птицей, можно предположить, что фигурки эти несли определенный ритуальный смысл.

Известна также находка свирели в виде соловья в селе Сырт Чили Губинского района. Интересно, что найденные в разных местах и в разное время глиняные свирели находились в культурных слоях, относящихся к периоду от эпохи бронзы до XII-XIII веков.

Можно предположить, что указанные фигуры, считавшиеся древними музыкальными инструментами, изготовлялись в виде фигур священных птиц не случайно. Может быть, обогащение внутреннего мира человека при помощи таинственных звуков этой музыки считалось священным делом. Звуки, издающиеся этими примитивными музыкальными инструментами, уж очень напоминают собой мугамные мелодии. Находки неизвестных по настоящее времени древних музыкальных инструментов представляют большой интерес для исследователей древней азербайджанской музыки.

В эпоху ренессанса средневековой архитектуры, литературы, культуры и искусства, в том числе музыкального, в Азербайджане возникают различные религиозные организации, начинается интенсивное строительство медресе, мечетей. Шиитское духовенство часто выступало против музыки, хотя в религиозных церемониях шиитов музыка играет значительную роль. Ежегодные религиозные мистерии в память имамов Хусейна и Хасана всегда сопровождались пением. Еще большую роль играет музыка в суфийских орденах, сохранившихся после утверждения шиизма в Азербайджане. К примеру, музыка сопровождала суфийские литературные меджлисы, и многие музыканты были вынуждены вступать в суфийские ордена, чтобы иметь возможность заниматься любимой работой. Любимый и почитаемый азербайджанцами Новруз байрам, как правило, сопровождался традиционными всенародными играми, в том числе петушиными и собачьими боями, что также не обходилось без музыки. Особо стоит отметить состязания пехлеванов-силачей в Зорхане. Они обязательно проходили под звуки духовых (зурна, балабан) и ударных

(барабан, гоша-нагара) инструментов, что передавало особую боевую настроенность состязающихся сторон. На протяжении веков музыкальные инструменты претерпели немало изменений, чтобы дойти до нас в более усовершенствованном виде. Они были настолько разнообразны, что их стали делить по назначению. Так, во время уличных шествий, праздников, развлечений использовали более звучные, большие по размерам инструменты, к примеру, керенай – длинные звучные инструменты. В домашних условиях применяли более компактные музыкальные инструменты – рубаб, уд, чанг и др.

Известный немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий в своих «Описаниях путешествия» наряду с описанием устроенного ему почетного приема повествует о музыкальных инструментах, используемых во время всенародных торжеств. Некоторые из них он сравнивает с европейскими, описывая другие, заостряет внимание на одном из них, «который имел форму трубы и издавал пронзительный звук».

В 1683 году в Баку побывал немецкий путешественник и врач Энгельгард Кемфер. Он имел музыкальное образование, а потому более точно назвал инструменты, насчитав их око-

ло 23. Среди них – даире, дэф, зиль, гымро, керенай и др. Многие из них уже давно отжили свой век и ныне позабыты.

По сведениям средневековых источников, при дворцах азербайджанских правителей существовали специальные ансамбли для сопровождения проводящихся всенародных праздничных торжеств и веселья, и руководил ими старший музыкант, так называемый «чалчы баши» (маэстро, – авт.).

До нас дошли некоторые образцы старинных музыкальных инструментов, которые представлены в экспозициях отечественных музеев. Некоторые из них изготовлены из металла и кости, другие – из дерева и стекла. Это – играющие, танцующие, поющие фигурки, что можно увидеть и на миниатюрах, дошедших до наших дней. Безусловно, все они являются не только образцами художественного творчества, но в то же время играют большую роль в истории музыки и танца азербайджанского народа как важный источник.

Азербайджанский государственный музей искусств располагает коллекцией такого рода экспонатов. Среди них – бронзовая ваза архаичной формы, поставленная на округлую ножку с конусообразным туловищем. На вазе имеется куфическая надпись, не поддающаяся чтению, ее поверхность покрыта персонажами из произведения Фирдоуси «Шахнамэ», сценами битвы между Зохрабом и Рустамом, изображениями хищных животных, отчетливо просматривающимися краткими надписями Рустам зала, Кей-Кявуса, Кей-Губата. Сцены, изображенные на вазе, представляют собой героические страницы истории азербайджанского народа. В фигурной рамке изображен музыкальный меджлис во дворце у Кей-Кявуса. Мелким и крупным планом приведены фигуры людей, играющих на музыкальных инструментах чанг, грымо и др. Этнографический интерес представляют наряды присутствующих, собравшихся на музыкальный меджлис, домашняя утварь, обряды, традиции.

Одним из старинных музыкальных инструментов у тюркоязычных народов считается гопуз, с которым в те далекие времена ашыги-сказители обходили огузские племена и наставляли молодежь, вызывая у них любовь к родине, к своему народу. Свои песни на гопузе исполнял и Деде Горгуд.

В старину изготовление музыкальных инструментов требовало особого умения и знаний. При этом использовались специальные сорта дерева, к примеру, корпус инструмента изготовляли из орехового дерева, а колки – из груши.Среди экспонатов Музея искусств особую ценность представляет большой поднос, отличающийся своим изящным и филигранным исполнением, многофигурностью композиции и многообразием сюжетов. На ней помещены фрагменты из поэм Низами, отдельные персонажи – Ширин, Фитна, сцены из праздной жизни правителей, клоуны, скоморохи. Из музыкальных инструментов – сефаил, дэф, кяманча, уд, канон. Сцены праздной жизни, радужное веселье наблюдаются и в женских музыкальных меджлисах, изображенных на декоративной тарелке, где зажиточную особу ублажают звуками музыки. Музыкальные инструменты, представленные здесь, отчетливо просматриваются: они сделаны с большой любовью, покрыты росписью и резьбой по дереву.

Жизнь женщин в гареме протекала скучно и однообразно, поэтому они развлекались, играя на музыкальных инструментах, танцевали, рисовали, вязали, пировали.

Людям, служащим искусству, на Востоке оказывали особые почести, их одаривали, усаживали на почетное место, рядом или близко от правителя. Так, в миниатюре XVIII века, созданной к произведению Фирдоуси «Шахнамэ», изображена сцена, где музыкант усажен около правителя Кей-Кявуса. Перед ним расстелена скатерть со всевозможными яствами.

Одним из дворцовых музыкантов при дворе Хулагу хана был Урмави. Когда хан услышал музыку, льющуюся из-под пальцев этого музыканта, он освободил его от рабства, сказав, что такие люди должны быть свободны как птицы.

Старинным музыкальным инструментам уделяется внимание, их изучают, реставрируют. В этом плане интересен труд С.Абдуллаевой «Народный музыкальный инструментарий Азербайджана». Вторую жизнь исчезнувшим инструментам дал Меджнун Керимов, создав ансамбль «Ирс», исполняющий музыку на этих инструментах.

 Гюльнара АЛИЕВА

Каспий.- 2011.- 27 августа.- С.10.