Любовь к Создателю
Суфизм в творчестве Мухаммеда Физули
Философия мистицизма задолго до прихода на мусульманский Восток зародилась на Дальнем Востоке, в Индии и Китае. После возникновения исламской религии мусульманский пантеизм-суфизм приобрел широкий масштаб, сыграв огромную роль в формировании исламской философской мысли. Гуманизм и любовь к Создателю, соединившись с древними верованиями – шаманизмом, даосизмом, буддизмом, тибетским мистицизмом, древнегреческой философией Платона и александрийской школы, положили начало новому течению, призывающему к моральной свободе, отторжению человека от материальных оков. Восточный пантезим-суфизм появляется уже в IX веке. Халладж Мансур, Баязид Бастами, Фаридаддин Аттар, Ахмед Ясеви, Юнис Эмре, Шамс Тебризи, Мовлана Джалаледдин Руми, Фазлуллах Наими, Имадеддин Насими являются наиболее яркими представителями суфийской философии.Великий азербайджанский поэт Мухаммед Физули не был представителем ни одного из течений (тарикатов) суфизма. Однако доктор философии по филологическим наукам Назакет Мамедли в своей новой книге «Суфизм и система художественного выражения в произведении Физули «Лейли и Меджнун», вышедшей в издательстве «Elm və təhsil», утверждает, что в творчестве поэта очень сильно выражена суфийская любовь – любовь к Создателю.
Поэма «Лейли и Меджнун» занимает в творчестве Физули важное место, отражает отношение поэта к жизни, человеку, его религиозные, этические взгляды. В поэме выражены идеи пантеистической любви. Н.Мамедли пишет, что многие советские исследователи творчества Физули были вынуждены отрицать или же замалчивать воспевание в его произведениях божественной любви. Но дело в том, что все выраженные мысли, прогрессивные идеи, поэтическое совершенство «Лейли и Меджнун» Физули можно понять только с помощью изучения влияния суфизма.
Тема «Лейли и Меджнун» пришла в литературу через арабский фольклор. С XI века в литературе народов мусульманского Востока эта тема начинает использоваться с целью выражения пантеистических идей. Автор монографии впервые всесторонне раскрывает суфийскую символику поэмы Физули, комментирует суфийские термины. В частности, она объясняет, что тема «Лейли и Меджнун» очень подходит для разработки суфийских идей. «Меджнун» на арабском языке означает «одержимый». С суфийской точки зрения, одержимость Гейса любовью к Лейли символизирует любовь к Всевышнему. Философия вехдети-виджуд (единство сущего) утверждает, что все сущее в мире, в том числе люди, являются доказательством существования и величия Создателя. Меджнун не смог соединиться с Лейли именно потому, что человеку невозможно постичь Создателя.
Автору монографии удалось раскрыть многие суфийские символы. Она доказывает, что поэма «Лейли и Меджнун» от начала до конца выражает пантеистическую философию, идею постижения божественного начала посредством любви, страдания и переживания человека.
Н.Мамедли всесторонне изучает поэтическое совершенство поэмы Физули, его средства выражения. В монографии говорится о мастерски использованных в произведении «Лейли и Меджнун» поэтических образах. Творчество Физули и в частности его поэму «Лейли и Меджнун» ученые исследовали с разных точек зрения. Н.Мамедли, изучая это произведение с суфийско-пантеистической точки зрения, восполнила пустоту, которая существовала в нашей литературоведческой науке в советские годы. С помощью разработанных ею методов можно успешно изучать и другие произведения классической азербайджанской литературы.
ПАША АЛИОГУ
Каспий. – 2011. – 10 августа.
– С. 8.