Ренессанс древнего искусства

 

В Хачмазе открыт Музей ковра

 

Как известно, азербайджанский ковер внесен в репрезентативный список UNESCO по нематериальному культурному наследию человечества. Эти уникальные образцы декоративно-прикладного искусства нашего народа на протяжении многих веков украшают экспозиции лучших музеев планеты, открывая посетителям богатство внутреннего мира, эстетику, мышление и жизненную философию азербайджанского народа.

Школа национального ковроткачества в Азербайджане продолжает успешно развиваться и в наши дни. Для бережного хранения и передачи этого бесценного наследия будущим поколениям служат функционирующие в стране музеи ковра, один из которых не так давно был открыт в Хачмазе. Об этом корреспондент газеты «Каспiй» побеседовала с научным секретарем Государственного музея ковра и народно-прикладного искусства имени Лятифа Керимова, кандидатом искусствоведения

Фаридой Гулиевой.

– Скажите, пожалуйста, как давно на нашей земле зародилось искусство ковроткачества?

– Это древнее искусство в Азербайджане зародилось более пяти тысяч лет назад, причем каждый из регионов нашей страны владел своим уникальным «почерком» в производстве ковров и ковровых изделий.

– Как, по-вашему, идея открытия Музея ковра в Хачмазе исходила именно из этого контекста?

– Да, разумеется. Дело в том, что северо-восток Азербайджана, особенно Губа, испокон веков славился своей школой ковроткачества.

– Из каких источников пополнялась коллекция Хачмазского музея ковра?

– Коллекция нового музея в настоящее время состоит из

55 ковров, которые были переданы из фондов Государственного музея ковра и народно-прикладного искусства имени Лятифа Керимова. Экспонаты снабжены полной информацией об истории и природе каждого из них.

– В чем заключается самобытность школы ковроткачества Губы и близлежащих регионов?

Губинская школа ковроткачества в основном отличается обилием геометрических орнаментов, но ремесленники этого региона в своих отдельных изделиях на протяжении уже многих веков отдают предпочтение также мотивам местной флоры и фауны. Из наиболее часто используемых губинскими мастерами композиций на сегодняшний день известны такие, как «Qədim minarə», «Qımıl», «Alpan», «Qollu-çiçi», «Pirəbədil», «Hacıqayıb», «Quba», «Qırız» и другие. В этом регионе помимо ковров большое предпочтение отдавалось также производству безворсовых ковров и ковровых изделий. Кстати, сам регион делится на горный, предгорный и низменный районы. В горный район входят села Гонагкянд, Хашы, Чими, Афурджа, Йерфи, Будуг, Гырыз, Чек, Хан, Салмасоюд, в которых искусство ковроткачества наиболее развито. Среди сел предгорных районов эта школа хорошо развита в Амирханлы, Алиханлы, Хальфалар, Гяндо, Пирамсан, Билиджи, Шахназарли, Пирабедиль, Зейва, Зохрами, Сумагоба и др.

В низменной зоне искусство ковроткачества получило развитие в селах Шабран, Чай Гарагашлы, Гаджи Гарагашлы, Сусанли, Гарагашлы, Девечи, Моллакямаллы и Хачмазе.

Эта школа также распространяется на ковры, сотканные на территории Дербента, к ним относятся ковры «Köhnə Quba», одну из ковровых композиций которой специалисты трактуют как «Дербент» или «Дагестан».

– Что вы можете сказать о популярности губинской школы ковроткачества за пределами страны?

– Об этом можно сказать немало, но, думаю, будет достаточно отметить тот факт, что ковры этой зоны изображены на полотнах всемирно-известных мастеров изобразительного искусства, в частности на картине «Святой Себастьян» (1475-1476 гг.) Антонелло да Мессины или, скажем, губинский ковер «Zeyvə», который можно увидеть на картине «Мадонна каноника ван дер Пале» (1436 г.) фламандского живописца Яна ван Эйка. Важно отметить, что в этой зоне помимо ковров создавались также великолепные образцы чеканки, медной посуды, ювелирных украшений и оружия.

– Планируется ли в перспективе создать веб-сайт Музея ковра в Хачмазе?

– В перспективе деятельность этого музея будет значительно расширена и с этой целью будет также рассмотрен вопрос создания веб-сайта, но пока всю исчерпывающую информацию об этой структуре можно собрать, посетив сайт нашего музея.

– Вам не кажется, что в настоящее время география музеев ковра в нашей стране сильно ограничена? Ведь знаменитые на весь мир азербайджанские ковры и ковровые изделия в свое время производились во многих регионах республики.

– Я с вами полностью согласна, на сегодняшний день в стране функционирует только три музея ковра – Государственный музей ковра и народно-прикладного искусства имени Лятифа Керимова, Музей ковра в Нахчыване и Музей ковра в Хачмазе. В свое время подобный музей был и в Шуше, но, к сожалению, он стал жертвой армянских агрессоров. В настоящее время в Азербайджане искусство ковроткачества переживает свой ренессанс. В этой связи можно надеяться на то, что и в других регионах нашей страны будут открыты аналогичные музеи ковра, уникальный орнамент которых расскажет посетителям много нового об истории, культуре и древних традициях азербайджанского народа.

 

 

ЛАЛА БАГИРЗАДЕ

 

Каспий. – 2011. – 19 августа. – С. 8.