Прощание с мастером

 

 Последний месяц уходящего года оказался весьма трагичным для отечественного оперного искусства. Не успела общественность страны смириться с мыслью о кончине талантливого ханенде, народного артиста Азербайджана Гадира Рустамова, как стало известно, что вчера на 83-м году жизни в Городской клинической больнице №1 ушла из жизни знаменитая оперная певица советского периода, народная артистка Азербайджана и СССР, кавалер орденов Ленина и «Шохрат» Фирангиз Ахмедовари одном упоминании этого яркого имени, которое долгие годы было украшением афиш Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета, в памяти всплывают прекрасные женские образы, в разные годы созданные Фирангиз ханым на сцене: Нигяр в опере «Кероглу» Узеира Гаджибейли, Наргиз в одноименной опере Муслима Магомаева, Гюльзар в опере «Шах Исмаил» того же автора, «Севиль» в одноименной опере Фикрета Амирова, Ярославна в «Князе Игоре» А.П.Бородина, Тамара в «Демоне» А.Рубинштейна, заглавные роли в операх «Тоска» Джуччини и «Аида» Дж.Верди…

Впрочем, это всего лишь часть того большого вклада, который Фирангиз Ахмедова внесла в развитие отечественного оперного искусства в лучшие годы своей творческой деятельности. Удивляться этому не приходится, потому что она, как и многие великие мастера отечественной сцены, была «находкой» великого Узеир бека.

Еще в раннем детстве Франгиз ханым привлекала к себе внимание хорошим голосом и постоянной готовностью выступить перед всеми, кто пожелает послушать ее пение. Так, по совету друзей семьи она однажды оказалась в классе вокала Азербайджанского государственного музыкального училища им. Асафа Зейналлы (ныне Бакинское музыкальное училище – ред.). Позже ее приняли в хоровую капеллу Гостелерадио Азербайджана и, возможно, это бы стало последней инстанцией в творчестве талантливой вокалистки, если бы однажды ей не посчастливилось встретиться с Узеиром Гаджибейли. Произошло это чисто случайно, когда девушка по просьбе своей подруги исполняла романс Агабаджи Рзаевой. Прослушав ее, маэстро сразу же заявил, что принимает ее на вокальное отделение Азербайджанской государственной консерватории (ныне Бакинская музыкальная академия – ред.), что и предопределило ее дальнейшую судьбу на оперной сцене.

Лирико-драматическое сопрано молодой солистки Бакинского оперного театра завораживало поклонников классики во многих городах бывшего Союза, ей также восторженно аплодировали зрители Праги, Братиславы, Берлина, Бухареста, Софии…

Яркое творчество Фирангиз Ахмедовой тесно переплеталось с ее активной общественной жизнью; на посту депутата Верховного Совета Азербайджана, позже – и СССР, она часто и охотно занималась решением различных проблем своих избирателей.

Одна из лучших мастеров азербайджанской оперной школы, Фирангиз ханым не осталась без внимания и после распада СССР, когда в незавидном положении оказались многие известные деятели искусств на территории всего постсоветского пространства. В 1998 году по случаю ее 70-летнего юбилея общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, известный особым пиететом к талантливым представителям национальной интеллигенции, удостоил Фирангиз Ахмедову высокой наградой независимого Азербайджана – орденом «Шохрат»удущим поколениям граждан нашей страны о жизни и творчестве Фирангиз Ахмедовой расскажут лучшие страницы истории азербайджанской культуры, продолжить которую отныне предстоит воспитанникам ее школы.

 

 

Каспий.  -2011. – 17 декабря.  – С. 12.