Шамкир: от ахеменидов
до монголов
Раскопки этого средневекового города проливают свет на многие страницы истории
Шамкир, как и многие другие города Азербайджана, впервые упоминается в сочинениях арабских, точнее, арабоязычных историков и географов. Первым среди них был историк IX в. Ахмед Баладзори, перс по происхождению. Среди городов Азербайджана, завоеванных арабским полководцем Салманом ибн Раби’а около 32 г. хиджры (652-653 гг.), упоминает и Шамкур. Эта дата является годом его первого упоминания в письменных источниках и ее обычно принимают за год основания города. Судя по этому, с 32 г. хиджры (652-653 гг.) можно было бы и вести отсчет истории Шамкира, если бы не одно уточнение Баладзори, согласно которому город Шамкур считается намного древнее.
В 2006 году международная археологическая экспедиция во главе с членом-корреспондентом Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Ильясом Бабаевым в ходе раскопок в Шамкирском районе в 6-7 км к северу от селения Гараджамярли, вблизи правого берега реки Шамкир, обнаружила древнее поселение. Раскопки показали, что здесь в VI-IV вв. до н.э. располагался один из военно-административных центров персидского государства Ахеменидов. Об этом свидетельствует выявленный здесь дворец с колоннами, датируемый серединой I тыс. до н.э.
После ухода персов в залах дворца поселились местные жители, о чем свидетельствуют находки столовой посуды местного производства. Есть основание полагать, что здесь располагался тот самый Шамкур, о котором пишет Баладзори. После завоевания арабами, по данным того же Баладзори, Шамкур некоторое время еще процветал. Но в начале IX века севардийцы (племена венгерского происхождения, которые в середине VIII века поселились на Кавказе) захватили и разрушили Шамкир.
В 240 г. хиджры (854 г.) арабы его восстановили, но не на прежнем месте, а на другом, левом берегу реки Шамкир в 10 км к северо-востоку от современного города. И назвали они его Мутаваккипией – в честь тогдашнего халифа ал-Мутаваккила. Но народ оставил за городом прежнее название, поменяв в его названии лишь одну букву – Шамкир. С этого времени Шамкир стал довольно часто упоминаться в исторических источниках. Судя по ним, после ухода арабов из Азербайджана Шамкир сначала входил в состав азербайджанского государства Саджидов, а потом – Саларидов, а в 361 г. хиджры (971-972 гг.) им овладел правитель Гянджи Лашгари I из династии Шаддадидов. По данным грузинских источников, цари Грузии несколько раз пытались завоевать Шамкир, но внук Лашгари I Фазл I отбил все эти атаки.
Следующее упоминание Шамкира связано с междоусобицей, развернувшейся в государстве Шаддадидов после смерти правителя Лашгари II в 441 г. хиджры (1049 г.). Тогда шамкирцы, возглавляемые Хейсамом ал-Баиси и торговцем шелка Юсифом подняли восстание против его малолетнего сына и поддержали Абуласвара ибн Фазла, дядю Лашгари II. В битве под Шамкиром объединенные силы восставших и Абуласвара одержали вверх. Последний взошел на престол и, как сообщает турецкий историк Мюнеджжим-баши, «в первой очереди вошел в Шамкир и упорядочил дела того города».
Затем Шамкир переходил из рук в руки. В 457 г. хиджры (1065 г.) на него напал грузинский царь Баграт IV. В 1075 году Сельджукиды положили конец правлению Шаддадидов, а после город вошел в состав государства Атабеков (1136-1225 гг.). Интересно, что и в составе этого государства шамкирцы принимали активное участие в междоусобице. 1 июня 1194 года у ворот Шамкира, около шамкирского моста состоялся бой между силами атабека Абу Бакра (1191-1210 гг.)
и его брата Эмира Эмирана Омара, поднявшего мятеж против него. Последнему помогали бойцы ширваншаха Ахситана I и грузинские войска под командованием Давида Сослана. В результате Эмир Эмиран одержал победу, взял Шамкир и Гянджу, но вскоре умер.
В это время на историческую арену восходят монголы. Вначале, по сведениям Шихабеддина Насави, в 1225 году полководец хорезмшаха Джалаледдина Ур-хан овладел Шамкиром. А затем, во время своего второго похода на Азербайджан (1231-1239 гг.), сюда приходят и сами монголы. В это время Шамкир находился под властью кыпчакского полководца Бахрама, но он отказался помочь городу. Несмотря на это жители города оказывали сильное сопротивление, но в конце концов ров вокруг городских стен был засыпан, и монголы овладели городом, сожгли его и истре-били большую часть населения.
На протяжении всей своей истории Шамкир был городом средней категории. Арабские географы и путешественники ал-Истахри и Ибн Хаукаль относили Шамкир к «городам незначительным и сходным по величине», и называли его «красивым и цветущим городом, богатым плодородными и обширными угодьями». Наряду с сельскохозяйственной продукцией он славился такими ремеслами, как металлообработка, особенно производством ножей, и гончарным производством. Анонимная персоязычная география «Аджаиб ад-дунья» (1221-1231 гг.) сообщает, что в Шамкире «есть инжир, гранаты, дыни, салат, изящные керамические кувшины, хорошие ножи».
Своему развитию этот город был обязан местоположению на важном торговом пути. Данные арабских путешественников и географов показывают, что в IX-XII века Шамкир находился на караванной дороге из Барды в Тифлис, а в начале XIII века – из Гянджи в Тифлис. Арабский географ и путешественник Йакут ал-Хамави (1179-1229 гг.) пишет: «Шамкир – крепость в пределах Аррана, отстоящая от Ганджи на расстоянии одного дня пути и одиннадцати фарсахов. Шамкир считается древним городом».
В арабских географических трудах сообщается, что Шамкир «имел оборонительные стены, его окружали плантации, и там находился один высокий минарет». По сообщениям арабских путещественников, минарет строился в XII веке и имел высоту 28 сажен (около 60 м). Он продержался до первой половины XIX века. Говоря о средневековом городе Шамкире, азербайджанский историк А.Бакиханов (1794-1846 гг.) писал: «Развалины его – остатки крепости, мост и минарет с двумя входами существуют и поныне».
В средневековых арабских энциклопедиях упоминаются имена уроженцев Шамкира. Это азербайджанские ученые Абу Амр Осман ибн Мухаммед ибн ал-Аббас ибн Джибрил ибн Микаил ал-Варраг, который умер в 326 г. хиджры (937-938 гг.) и Абул-Гасим ал-Муджма ибн Яхйа аш-Шамкури. От средневекового Шамкира остались развалины. Здесь долгое время сохранялся Шамкирский минарет (Шамкирский столп), зарисованный в 1851 году русским военным художником Г.Гагариным, сделавшим большое число рисунков на Кавказе, в том числе и в Азербайджане. Развалины города стали изучаться еще в 1971 году. Исследования показали, что городские стены довольно хорошо сохранились, и поэтому контуры всех стен хорошо просматриваются. Их кладка состояла из рядов кирпича, затем ряда речных камней и ряда белого камня. Ученые также установили, что некогда через Шамкирчай были проложены два моста, которые протягивались вблизи друг от друга. Внутри крепости располагалась цитадель. Азербайджанскому архитектору, академику Международной академии Востока Эльтурану Авалову удалось реконструировать цитадель и крепости Шамкира.
С 2006 года на развалинах Шамкира археологи ведутся регулярные археологические раскопки, которые возглавляет заведующий отделом Института археологии и этнографии НАНА, доктор исторических наук, профессор Тарих Достиев. Раскопки подтвердили, что в VIII-XIII вв., т.е. до разрушения города монголами, он действительно процветал. Археологические находки были довольно разнообразны. Это – неполивная и глазурованная керамика, медные монеты, орудия труда, железное оружие, металлические и стеклянные изделия, предметы быта и украшения, остатки кирпичных и булыжных строений, тендиров, водопроводных линий из гончарных труб, канализационных коммуникаций и кяхризов и т.д. Археологами были обнаружены также остатки 15-колонного шамкирского моста того периода, который обеспечил интенсивное передвижение на торговом пути между Бардой и Тифлисом.
Таким образом можно считать, что IX-XII века были периодом наивысшего расцвета Шамкира. Раскопки показали, что для обеспечения здорового образа жизни населения в ту пору в городе проводились большие работы. Они осуществлялись, в основном, в трех направлениях. Во-первых, проводилось мощение дворов, улиц и площадей, и их озеленение. Во-вторых, для обеспечения нужд населения в питьевой воде возводились кяхризы и прокладывались водопроводы. В-третьих, для поддерживания санитарно-гигиенического состояния города в жилых, общественных и культовых зданиях строились специальные инженерные сооружения.
Археологические исследования показывают, что в Шамкире большое значение уделялось благоустройству дворов, производственных и бытовых комплексов. Один из дворов, вскрытый в строительном горизонте IX-X вв. во время археологических раскопок на раскопе IV,
был вымощен плоскими речными камнями и обожженными кирпичами квадратной формы. В южной части двора был вырыт специальный колодец для дождевых и сточных вод, его устье было замуровано и покрыто плоскими камнями и большими обожженными кирпичами размером в 45х45х7 см. В обожженном кирпиче размером 45х45х7 см, размещенном в центре, была высверлена ямка диаметром 14 см, для сплавления воды. А в центре этой ямы было открыто отверстие диаметром 9 см. Двор был вымощен таким образом, что вода со всех направлений текла в колодец. Диаметр колодца в устье – 0,9 м., на днище – 1 м, глубина 1, 92 м.
На расстоянии 20 м. от остатков западной стены шахристана, параллельно ей, в участке рабада были обнаружены остатки кяхриза. Туннель кяхриза был выложен из обожженного кирпича в сводчатой форме шириной 82 и высотой 51 см. Контрольный колодец кяхриза был конусовидной формы, расширяющийся книзу, глубина – 1,45 м., диаметр в устье – 43, а на дне – 82 см. Колодец был аккуратно выложен из обожженного кирпича.Большой интерес вызывают подземное гидросооружение, а также обнаруженные остатки кяхриза, которые свидетельствуют о существовании совершенной системы водоснабжения в средневековом городе Шамкир. В частности, подземное гидросооружение обладает конструкцией, напоминающей овдан (родник), и состоит из наземной и подземной частей. Очевидно, это сооружение – овдан-родник. Он был зафиксирован во внутренней части башни городской стены, присоединяющейся с северо-восточной башне цитадели. Это сооружение возведено из кирпичей размером 21х21х5 см, 22х22х5 на известковом растворе. Оно имеет лестницу в 13 ступенек и арочный потолок. Входной проем постройки имеет форму, близкую к прямоугольнику в плане, размером 1,4 м в северо-южном направлении и 87-94 см – в восточно-западном направлении. Высота ступенек лестницы колеблется между 26-73 см. Лестница была сложена из обожженного кирпича, верхняя часть была аккуратно покрыта белым местным монолитным камнем толщиной 15 см. В ранний период высота первой ступени составляла 36 см. В результате последующих ремонтных работ она была выложена до 73 см., а на первую ступень, один на другой, были выложены два обожженных кирпича.Перед входом была расположена арочная ниша высотой 1,95 м., глубиной – 80 см., а высота арки – 42 см. Для проветривания воздуха подземного гидросооружения, в восточной стене имелось вентиляционное устройство из керамических труб. Вода в водоем-источник поступала с юга по керамическим трубам-тюнгам.
Днище сооружения было ниже обнаруженного уровня на 4,9 м. Оно четырехугольной формы, размером 85х85 см. В центре был размешен большой кувшин, верх которого имел восьмиугольную форму. Его глубина составляла 65 см.Внутренняя часть подземного сооружения до 10-й ступени была наполнена сухой темно-серой пыльной землей. Здесь были зафиксированы фрагменты глазурованной и неглазурованной посуды, обломок металлической чашки, стеклянное изделие, украшения. С 10-й ступени начиналась желтая, илистая, глинистая сырая земля, и в этом слое не было зафиксировано находок.Археологические исследования показывают, что в городе Шамкир большое значение уделялось чистоте улиц и площадей, общественно-культовых зданий, и с этой целью возводились специальные инженерные сооружения. К таковым относились мусорные и нечистотные колодцы, дренаж и канализационные линии, обнаруженные на развалинах древнего Шамкира. Здесь, в частности, выявлены вырытые бытовые колодцы для локальной канализации и колодец для нечистот, датированный IX веком. В городе существовала совершенная разветвленная канализационная система.
После монголов Шамкир как поселение долгое время не существовал. Его название стало наименованием области и со временем приняло форму Шамхор. В XVIII веке оно закрепилось за названием селения, а ныне – города. Современный город находится далеко и от древнего Шамкура, и от средневекового Шамкира, и от одноименной реки.
Сейран ВЕЛИЕВ
Каспий.- 2011.- 24
декабря.- С.11.