Города Мамуки Цецхладзе

 

В Баку открылась персональная выставка грузинского художника

 

Заметки о персональных выставках обычно начинают с рассказа о церемонии открытия и представлении автора, когда, прежде чем разрезать ленточку и пригласить собравшихся в зал с выставленными работами, говорят о его заслугах и поздравляют со знаменательным событием в творческой жизни. Известный во всем мире грузинский художник Мамука Цецхладзе тоже испытал такой звездный час, когда в минувший уик-энд смог предложить вниманию посетителей коллекцию из 70 своих картин, объединенных темой «Города» в великолепно отреставрированных залах Музея искусств Азербайджана имени Рустама Мустафаева. Бакинские профессионалы и любители изобразительного искусства, гости и специально приехавшие из Грузии друзья разделили с ним праздник, каковым для художника всегда становится персональная выставка.

Мне же захотелось рассказ об этом событии начать с такой фразы: «С минувшей субботы в течение целого месяца в Музее искусств демонстрируются работы художника…» – недвусмысленно подчеркнув, что с церемонии открытия жизнь выставки только начинается, и что музей ждет многочисленных посетителей, чтобы познакомить их с работами еще одного живописца, а на примере его творчества приобщить к размышлениям о том, что художник не просто рисует, а исследует жизнь во всех ее проявлениях и одаривает нас своими открытиями.

Мне повезло: в залах, рядом с уже развешанными, молчаливыми только на первый взгляд полотнами, где рабочие музея еще хлопотали, готовясь к встрече с посетителями, я оказалась не одна – меня сопровождала профессор Академии художеств Грузии, президент Грузинского национального Международного совета музеев (ICOM), искусствовед Инга Карая, которая знает о творчестве Мамуки Цецхладзе и его коллег практически все. Ее-то мне и удалось расспросить обо всем, в том числе и о вопросах концептуальных. Наш гость – сформировавшийся мастер со своим видением мира, рано встретившийся с корифеями, не только научившими азам профессии, но и вселившими дух творческого полета, нацелившими на поиск собственных критериев и способов самовыражения в одной из самых тонких сфер искусства.

Ему 50 лет. В 1986 году окончил Академию художеств Грузии по классу Корнели Санадзе. На старших курсах, когда не желавшая больше терпеть идеологические шоры талантливая молодежь смело заявляла о своих свободолюбивых авангардистских замыслах, Мамука стал студентом, вокруг которого объединились друзья-единомышленники, старавшиеся создать свой, индивидуальный изобразительный язык. Тот самый, на котором можно по-своему выразить впечатления от окружающего мира, совместив накопленные богатейшие национальные традиции с современными тенденциями, выработав собственные способы осмысления действительности и самовыражения.

Так случилось, что темой дипломной работы выпускника академии стал труд грузинского писателя, ученого, политического деятеля, ярко выражавшего просветительские идеи Сулхана (в монашестве Саба) Орбелиани (1658-1725) «Мудрость вымысла», в котором он описал свое путешествие в Европу. Нет, молодой художник не ограничился созданием иллюстраций к многократно и с большим уважением издававшемуся в Грузии этому труду – это была навсегда утвердившаяся в нем потребность с интересом осмысливать впечатления от всего, с чем встречался по жизни и что хотел по-своему запечатлеть средствами живописи…

Выставленные ныне в Музее искусств Азербайджана 70 полотен – плоды 15-летних трудов и некая ретроспектива творчества, которая в данной коллекции Мамукой Цецхладзе объединена названием «Города». Но сам автор это емкое название делит еще и на темы – «Вокзалы», «Мосты», подразумевая, а точнее связывая с этими объектами такое заполняющее жизнь человека состояние, как ожидание. Вокзалы для него – встречи и прощания, мосты – переход с одной стороны на другую, из одного мира в другой, из одного состояния в другое.

– Для меня главное – живописные задачи. Основа – композиция, цвет, свет. А потом уже тематика, сюжеты, – говорит Мамука Цецхладзе.

Однако я восприняла это утверждение как излишнюю скромность. Потому что так много видится именно в том, что остается как бы за кадром, что составляет некий второй план, бесконечно много открывающий даже не самому внимательному, не самому искушенному зрителю. Освещение, наличие «персонажей» даже на безлюдных, как правило, пейзажах, линии и колористика – все здесь явно составляющие его большого таланта. Уже потому, что производят впечатление подробного рассказа мастера о жизни и о тех, кто населяет эту землю.

В мире много полотен выдающихся художников, запечатлевших уникальные архитектурные шедевры так, что они приглашают оценить величие мысли гениев, сотворивших музыку в камне. Мамука Цецхладзе делает другое: он так изображает уголки городов, которые восхитили его навсегда, что на первый взгляд абсолютно безлюдные, они волнуют воображение зрителей ощущением присутствия активной жизни во всем ее многообразии.

Так и хочется назвать изображения на полотнах «городами Мамуки Цецхладзе». У него несколько работ, представляющих Париж, но это не символ французской столицы Эйфелева башня и другие излюбленные объекты туристических маршрутов. Это его, Мамуки Цецхладзе, Париж. Сложный и мудрый, праздничный и трудолюбивый.

И Венеция у этого художника не традиционно узнаваемая, и другие благословенные уголки Земли.

Настраивая на серьезный, даже мрачный лад, развешанные уже в первом зале выставки картины с их серым колоритом при более или менее внимательном рассмотрении оказываются такими живыми – стоит увидеть за холодной дымкой череду светящихся в домах окон, за которыми сама жизнь. И за струящимся из труб дымом – свидетельство того, что вот сейчас, ночью, явно работает фабрика. А вот эти мерцающие на ярко прочерченных полосах мостовых – конечно же, снующие с огромной скоростью автомобили с таксистами или вечно спешащими пассажирами. Стоит остановить взгляд и призадуматься.

Только романтик разглядит и примет близко к сердцу такое многообразие проявлений жизни, и только неравнодушный живописец так необычно расскажет окружающим о том, что, невидимое другим, в жизни достойно внимания, сочувствия, что и есть подарок судьбы, которым надо достойно распоряжаться, выбирая образ жизни, образ мысли и отношения к себе подобным.

Мамука Цецхладзе – желанный художник во многих странах, его работы выставлялись на престижных вернисажах, они сейчас бережно хранятся и выставляются во многих музеях, других общественных, а также частных коллекциях. А еще их охотно раскупают за рубежом – манера письма, смысл запечатленных идей, некая связь с историческими корнями, приверженность к национальным духовным ценностям. Мало ли какие из находок автора, выплеснувшись на холст из духовной сокровищницы находящегося в раздумьях мастера, вызвавшие душевный отзвук, захочется сохранять возле себя по жизни как подарок судьбы? К примеру, работы, выполненные по мотивам всемирно известной поэмы мыслителя XII века Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», почти полностью раскупленные в Европе.

Очень хочется подчеркнуть связи Мамуки Цецхладзе с азербайджанскими коллегами. Было время, когда многие наши талантливые юноши и девушки по окончании Художественного училища имени Азима Азимзаде учились в Грузинской академии художеств и сейчас составляют гордость живописной когорты Азербайджана. Их дипломные работы по традиции и сегодня хранятся в Тбилиси, в музее этого престижного учебного заведения, а самих выпускников связывает тесная дружба.

Участвовал Мамука Цецхладзе и в проводившихся уже 14 раз в Азербайджане Шекинских художественных симпозиумах, сплотивших единомышленников, которые очень ценят творческое общение, возможность обмениваться мнениями, вести дискуссии, оставаться верными личной дружбе.

Гордится художник и тем, что его работа «Вечер» – одно из многих полотен, запечатлевших любимый им город Баку, – хранится в Азербайджанском музее современного искусства.

В короткой беседе Мамука Цецхладзе выказал восхищение тем, какую поддержку получают его азербайджанские коллеги от государства. Он также тепло говорил о том внимании, с которым осуществляли идею провести его персональную выставку сотрудники Министерства культуры и туризма, Союза художников Азербайджана и Музея искусств. И, конечно, поблагодарил посетителей, проявивших интерес к его творчеству.

А еще он рассказал, что в Грузии сейчас большое распространение получили частные галереи, которые организуют выставки, в том числе и международные, стимулируя творческие поиски художников, поддерживая их морально и материально.

Сам он вместе с супругой – художницей Лией Швелидзе – создал школу-студию, в которой берут уроки не только талантливые дети, но и взрослые люди, для которых занятия живописью стали отдохновением. Но более всего Мамука Цецхладзе живет своей профессией, которая составляет смысл и счастье его жизни.

Мне же остается повторить, что выставка произведений грузинского художника будет открыта еще месяц, и ее обязательно стоит посмотреть.

 

 

Галина МИКЕЛАДЗЕ

 

Каспий. – 2011. – 2 февраля. – С. 8.