Уроки достойного театра

 

Ругия Гулиева попрощалась со зрителями в летнюю ночь

 

То был обычный пятничный спектакль в Русском драматическом театре имени Самеда Вургуна (РДТ), если вообще можно называть обычными театральные действа, на встречу с которыми как-то по-особенному торжественно готовятся собравшиеся зрители. Действа, которыми актеры, подчас годами играющие одни и те же спектакли для не всегда переполненного зала, неизменно одаривают каждого сидящего в нем ощущением того единственного звездного часа, который может, должен с искренним волнением снова и снова пережить лицедей, увлекая тем, что происходит на сцене… сегодня, сейчас, всегда.

«Сон в летнюю ночь» по Шекспиру в РДТ уже год считают премьерным – такой вот этот своего рода спектакль-эксперимент, осуществить который специально пригласили из Санкт-Петербурга режиссера Искандера Сакаева.

Начиная с разминок-тренировок по системе, разработанной с активным использованием элементов биомеханических этюдов Мейерхольда, рассчитанных на то, чтобы развить в актере умение извлекать энергию, навыки получения эмоциональной отдачи и свободу ощущения себя в роли, Сакаев по-своему воплощал претерпевшую много версий пьесу великого драматурга. А еще он с большим удовлетворением отзывался тогда о работе занятых в постановке актеров труппы РДТ. Говорил, что, нагружая их собственными заданиями, с удовлетворением замечает, как они с каким-то азартом умеют воспользоваться предоставляемой режиссером свободой и нередко обнаруживают достойные уважения профессионала личные творческие находки, так радующие зрителей.

Помнится также, режиссер с восхищением говорил о том, как ему интересно работать с Лалой Сулеймановой (Рустамовой), Аскером Рагимовым, Миланой Мардахановой, о Салмане Байрамове, который «просто творит чудеса, умея с помощью внешней формы передать сложнейший рисунок внутреннего состояния своего героя». Но что касается Ругии Гулиевой… тут он разводил руками, показывая, что нет у него слов передать, какой яркий, органичный образ Пигвы вырисовывается у этой красивой, энергичной, на редкость увлеченной, «деятельной» актрисы. В облике «режиссера» группы ремесленников, взявшихся поставить «самодеятельный» спектакль, «Ругия – само актерское совершенство», – сказал тогда И.Сакаев.

Сегодня без слов понятно, что не случайно Ругия Гулиева выбрала эту роль… для прощания со сценой, с бакинскими зрителями, давно уже испытывающими к ней особые симпатии.

Прощания? Да, да! Слово-то какое грустное, но оно прозвучало. Вслух – несколько позже. А пока…

О Ругие давно говорят, что любящая всех своих Героинь и Театр вообще, она, в принципе, настроена на самоотдачу, но в тот вечер нельзя было не заметить, как какой-то особый нерв, эдакая пружинка, словно вселившийся бесенок, «сопровождали» каждый шаг и каждый жест актрисы, не в пример публике, не знавшей, что за последним поклоном со сцены прозвучит сообщение о том, что в этом театре Ругия Гулиева показала свое искусство… в последний раз. Ибо уезжает она по семейным обстоятельствам в Америку… навсегда. Были то упоение полюбившейся ролью в те два часа зрительским внимания, которым владела актриса, выражая торжество достигнутой творческой высоты, или накал надрыва от щемящей горечи расставания – неважно. Но и сознательный выбор, и радужный повод наводили грусть и уводили мысли куда-то далеко назад, чтобы подсознательно, шаг за шагом, прожить ту часть собственной судьбы, которая у Ругии долгие годы складывалась вполне счастливо и на данном этапе… просто делает сложный вираж.

Нет, предстоящая перемена вовсе не пугает шагом в неизвестное, а наоборот, наполняет чувством огромной благодарности за пережитое счастье, вооружившее на всю жизнь обретением нравственного стержня, профессией и многим из того, чем может одарить истинного бакинца аура его неповторимого родного города.

На днях в РДТ очередная премьера – «Волки и овцы» по великому А.Островскому, закрывающая 90-й, юбилейный сезон. Потом весь коллектив уйдет в отпуск. Ругия Гулиева – тоже. Как и все, она по привычке наводит порядок в своей гримерке, которая с некоторых пор служит ей кабинетом еще и как заведующей труппой.

Боль расставания с этим уголком могла быть более щемящей, да некогда. И не потому, что надо сдать нехитрое хозяйство преемнице – теперь совмещать участие в спектаклях с непростыми обязанностями завтруппой доверено Натаван Гаджиевой. Ругия, как ответственный человек, давно уже аккуратно, с помощью наглядных таблиц с графиками репетиций и спектаклей, по которым она заботливо оповещает всех о режиме работы труппы, обеспечивает театру в целом возможность без особых усилий соблюдать четкий порядок, и тут у нее завидный ажур. Так что «прием-передача» пройдут, конечно же, без сучка и задоринки. Иное дело передать роли новым исполнительницам! Это дело чести не подвести театр, не бросить на произвол судьбы такой наработанный «организм», как спектакль, которому суждено долгие годы служить зрителям верой и правдой. Только вот тут о четкости и помыслить нельзя – столько нюансов наслоилось на изначальные режиссерские задумки, столько своего с годами пришло на ум да и в пластику, подсказано эмоциями зрительного зала, что их совсем не просто примерить на индивидуальность вводимой в спектакль актрисы со своими данными.

Та же Пигва с ее спонтанной экспрессией, или хозяйка-распорядительница в «Брачное агентство «1+…». А Регана – одна из дочерей короля Лира!

– Знаете, когда вечером в театре идет спектакль «Король Лир», я с утра просыпаюсь принцессой. Да, да! И повадки уже не мои, и дыхание, и даже мысли, –

признается Ругия.

– Такое совсем не просто передавать другим исполнительницам.

– С ними, конечно, кроме меня, будут работать режиссеры, ассистенты. Но поиски и находки, состояние, которое за годы вошло в кровь и плоть… это уже личное.

– С этим особенно трудно рас-

ставаться.

– А я и не собираюсь расставаться. Уроки достойного театра – бесценный творческий багаж, из которого, надеюсь, буду черпать всю жизнь.

– И обрели вы его в ставшем родным театре, в который, как говорили, пришли случайно.

– Я действительно в определенной мере чувствую себя во всеоружии, и только благодаря тому, что на долгие 17 лет мне открыл свои объятия РДТ с его наставниками, традициями, культурой, буднями и праздниками, хотя попала сюда неожиданно.

– Интересно…

– Образование я получила в Бакинском хореографическом училище (БХУ) и готовилась стать исполнительницей народных танцев – не более. До сих пор не знаю, почему окончившая балетные классы БХУ, а затем и мастерскую Баталова в московском ВГИКе Аян Миргасымова достаточно уверенно предложила мою кандидатуру руководству РДТ, в котором сама осваивалась как интересная актриса. Может, потому, что в театр, вообще на драматическую сцену тогда активно вводились танцевальные

номера.

– Время было переходное. Публика тяготела к сериалам, телевизионным шоу, пародиям…

– Да уж… Танцевать приходилось много.

– И на эту роль вы подошли как никто другой.

– Начинала с массовок. Но скоро стали поручать роли с текстом.

– Это требует профессиональной подготовки.

– В том, что в формировании труппы РДТ давно уже обходится своими силами, уже может убедиться каждый зритель. Опыта на практике набирались те редкие выпускники местных вузов, которым повезло попасть сюда. Было несколько наборов студийцев – профессионалы занимались и вообще не оставляют без внимания молодежь, всерьез прикипевшую к актерскому

мастерству.

– На такую подготовку уходит очень много времени.

– Это же так хорошо, «без труда не вынешь и рыбку из пруда» – это про нас.

– С вами много «возились»?

– Еще как! Заведующая литературной частью Валентина Мусаевна Резникова, главный режиссер, народный артист Александр Яковлевич Шаровский, другие режиссеры и коллеги – я им бесконечно благодарна за все, что приходилось преодолевать.

– Главное – получалось!

– Постепенно, как говорят, вошла в роль. На сегодня объединенные в список сыгранные роли составляют большой и весомый перечень из 40 персонажей.

– Назовем?

– Много получится…

– Но почему бы и нет?

– Правда, почему бы и нет? Каждая роль – биография театра, о больших заслугах которого некоторые забывают.

– Обидно?

– Конечно! Сколько души вкладываем мы в каждый спектакль, в каждую роль.

– Сейчас, на пороге расставания, это хочется подчеркнуть.

– Нет, я всегда несу в себе жизнь в театре как предмет гордости. Одних студийцев сколько вырастил РДТ на самые разные амплуа!

– Итак…

Итак… Леди Асила в спектакле «Новые приключения старых знакомых» В.Неверова. Лиса – «Терем-Теремок» С.Маршака. Лючия – «Филумена Мартурано» Э.Де Филиппо. Бабушка – «Новые приключения кота Леопольда» Б.Дмитриева. Мегера – «Волшебное платье для Белоснежки» В.Неверова. Атаманша – «Бременские музыканты» Ю.Энтина и В.Ливанова, Грациелла – «Утешитель вдов» Д.Маротта и Б.Рандоне. Мышильда – «Щелкунчик» В.Резниковой. Жена Тиндарея и Хиллари Клинтон – «Грешные истории» В.Неверова. Царица Тамара – «Чудеса на Змеином болоте» Ю.Кима. Секретарша Ангелина – «Безумный день, или Сцены для ненормальных со зрителем» В.Неверова и А.Шаровского. Кукла – «Стойкий оловянный солдатик» Н.Денисова. Женщина – «Тайна, унесенная Чингисханом» М.Шаханова. Зулейха Халилова – «Чудеса в почтовом отделении» Эльчина. Вика – «Брачное агентство «1+…» (Бесприданник) Л.Разумовской (любимая роль). Горничная – «Чайка» А.П.Чехова (любимая роль). Люба Негробова – «Приколы нашего города» В.Неверова. Тык-Тык ханум – «Новруз байрамы» С.Байрамова. Танцевальные сцены – «Нам – 80» В.Неверова. Танцевальные сцены – «Театр нашей жизни» В.Неверова. Танцевальные сцены – «Второй выстрел» Р.Тома. Кама-натурщица – «Нонсенс» Н.Расулзаде. Мария – «Что угодно!!!»

(или 12-я ночь) Шекспира (любимая роль). Танцевальные сцены – «Звезды -2» В.Неверова. Дансинг-вумен – «Туфельки для Золушки» В.Резниковой. Тамара Бок – «Русское шоу в Сингапуре» (Конкурс) А.Галина (любимая роль). Лили-Белл – «Странная миссис Сэвидж» Джатрика. Лала, Эся, Девушка – «Приключения кавказцев в России» В.Неверова. Буря – «Кот в сапогах» Г.Калау. Юнис – «Трамвай «Желание»» Т.Уильямса. Регана – «Король Лир» У.Шекспира (любимая роль). Снежная королева – «Снежная королева» Е.Шварца. Клоунида – Новогодняя массовка. Мим – «Убийца» Эльчина (любимая роль). Фитне – «Фархад и Ширин» С.Вургуна (любимая роль). Марион Одфей и Катрин – «Мою жену зовут Морис» Р.Шарта. Ася – «Вирус любви» В.Неверова. Зибейда и Инночка – «Мечты сбываются» В.Неверова. Ангелина – «Невероятные истории» В.Неверова. Пигва – «Сон в летнюю ночь» У.Шекспира (любимая роль).

– Да уж, перечень!

– Для кого-то перечень, для меня – жизнь. Полная тревог, волнений, ломки, бессонных ночей.

– И счастье удачи, признания, чего уж скрывать.

– Но более всего благодарности всем, кто был рядом – доверял, учил, терпеливо ждал и прощал.

– Из наставников кому более всего признательны?

– Для меня таким человеком, профессионалом, учителем стал Александр Яковлевич Шаровский.

– Это он стал поручать вам постановку танцевальных сцен?

– Меня очень окрыляли поручения выступать в роли хореографа спектакля. Это серьезное доверие и творческое испытание.

– Зато и профессиональный потенциал – в Америке вам есть что показать, когда потребуется устраиваться на работу.

– В Чикаго, куда я еду, почти 20 театров, в том числе и два русскоязычных. Везу диски с записями спектаклей, в которых участвовала, в которых ставила танцевальные сцены. А еще готовлю композицию, моно-спектакль, в котором буду показываться как актриса в надежде быть поначалу принятой, получить шанс, а потом и быть замеченной – сидеть без работы я не привыкла и не собираюсь. Верю: все, чему научили меня в РДТ работающие в нем талантливые профессионалы и энтузиасты, непременно понравится и пригодится. Если коротко, более всего театр научил меня умению чувствовать время, не успокаиваться на достигнутом и на всю жизнь сохранить благодарность тем, кто сделал меня человеком театра.

-В самом деле, вам есть что показать. Успехов и счастья! Желать никогда не забывать родной Баку и вырастивший достойную актрису театр, по-моему, нет необходимости. Вы и сами хорошо знаете это.

 

 

Галина МИКЕЛАДЗЕ

 

Каспий. – 2011. – 9 июля. –С. 8.