Армагеддон

 

Фильм «Последний» стал шагом навстречу интеллектуалам

 

Что есть Армагеддон – миф или ужасающий прогноз, сбыться которому якобы суждено уже в обозримом будущем? Недостатка версий авторитетных ученых мира относительно предупреждения о судном дне оракулов древних майя более чем достаточно. Но кинорежиссер, художник и кандидат философских наук Теймур Даими решил предложить вниманию общественности собственную версию этой проблемы. В кинокомпании «Бутафильм» он по собственному сценарию снял полнометражный художественный фильм «Последний», который на днях в кинозале Госфильмофонда смело вынес на суд кинематографической общественности страны.

Для справки отметим, что этот талантливый режиссер знаком зрителям по документально-лирическому этюду «Идиллия» и целой серии ярких кинолент, таких как «Внук горы», «Гео-Творчество», «Внутренний рай», «Под покровом», «Зов огня», «Пробуждение», «Сердце Храма», «Гео-Творчество 2», «Конструктивизм», «Черный Рай», «Палитра», «Приватная игра», «Паранаирс», «Любовь? Не та, та эта», которые не раз демонстрировались в рамках международных кинофестивалей в Москве, Алматы, Тбилиси, Страсбурге, Дрездене, Базеле, Берлине и других городах. Что касается сферы творческой деятельности Теймура Даими, то она обширна настолько, что вполне вмещает в себя такие профессии, как оператор, продюсер, мультимедийный художник, перфомер, звукорежиссер и многое другое, без чего невозможно производство современной кинопродукции.

И вот наконец Даими решил представить публике свою новую работу, снятую по собственному сценарию. В фильме снимались: известный азербайджанский писатель-фантаст Александр Хакимов (главная роль), Нигяр Кочарли, Рена Ахадзаде, Басат Горчу, Фариза Бабаева, Татьяна Иванаева и Джабир Зейналов. Продюсер картины – Али Иса Джаббаров, исполнительный продюсер – Видади Рустамов, операторы – Теймур Даими, Фархад Бабаев и Хиджат Джафаров.

Несмотря на то что фильм «Последний» по признанию самих создателей изначально был задуман в стиле некоммерческого интеллектуального кино и адресован довольно узкому кругу зрителей, премьера прошла при переполненном до отказа просмотровом зале Госфильмофонда.

Итак, Армагеддон. Миф это или ужасающая реальность, с которой человечество разделяют считанные месяцы? В своей картине, снятой в жанре артхаусной притчи, Даими настаивает на собственной версии предполагаемого конца Света, и основывается она на творческом замысле писателя-фантаста, роль которого в картине успешно сыграл Александр Хакимов. Впрочем, сыграл ли? Любому профессиональному актеру известно, что сыграть самого себя гораздо сложнее, чем создать в картине или спектакле образ, полностью противоречащий собственному характеру. Гораздо проще сделать это людям, не имеющим никакого отношения к искусству перевоплощения, и возможно именно поэтому Теймур Даими решил снять в своем фильме реального писателя-фантаста.

Его герой пишет новый роман, фабула которого построена на скором приближении Судного дня. Новое сочинение приносит автору всенародное признание, после чего, увы, оборачивается неизбежной фатальностью. Неожиданно для себя писатель понимает, что практически оказался заложником придуманной им же самим фантастической реальности, понимает, что, решив написать роман о конце Света, он таким образом способствовал материализации мифов о его приближении. Единственным выходом из тупика этого чудовищного безвременья может стать только его добровольный отказ от собственной идеи.

Хочется отметить, что снятый в довольно спокойном темпоритме фильм «Последний» начисто лишен какой бы то ни было яркой зрелищности, чем нередко стараются привлечь внимание зрителя создатели картин на аналогичную тематику. Картина оставляет у зрителя впечатление полной сопричастности режиссерской идее, призывая при этом к серьезным размышлениям. О чем? Возможно о том, что способно сделать человечество на нынешнем этапе своего развития для предотвращения того, что называется скорым Судным днем, а, может, еще более о том, чем оно уже добилось скорейшего приближения конца Света.

Автор идеи и вся творческая группа картины призывают зрителя остановиться, оглянуться на все то, что уже безвозвратно потеряно, равно как и на то, что может по вине человечества стать жертвой неминуемой катастрофы.

К сожалению, при всех своих достоинствах картина была несколько искажена и определенными недостатками, которые хотелось бы отметить особенно. При всем философском звучании фильма «Последний» авторам не удалось спасти его от вируса рекламной продукции. В отдельных эпизодах явно прочитывалось желание режиссера преподнести именно в «нужном» ракурсе писателя-фантаста Александра Хакимова, творчество которого, кстати, в особой рекламе не нуждается. Но в целом новую работу Теймура Даими можно смело отнести к разряду удачных кинопроектов нового поколения авторов отечественного кинематографа.

 

 

ЛАЛА БАГИРЗАДЕ

 

Каспий. – 2011. – 7 июня.  – С. 8.