«Терпение
людей на исходе»
The New York Times анализирует нынешнее состояние нагорно-карабахского конфликта
На страницах авторитетного американского издания The New York Times была опубликована статья о нагорно-карабахском конфликте под названием «Замороженный» конфликт между Азербайджаном и Арменией начинает разогреваться». Корреспондент Эллен Барри начинает свой рассказ о том, что в полупустом здании, оставшемся еще с советских времен, 29-летняя женщина с распущенными по плечи темными волосами твердо смотрит в прицел снайперской винтовки и уверенно находит виртуальную цель – солдат, мечущихся среди таких же виртуальных деревьев.
Вокруг стоят сокурсники женщины – демобилизованный солдат, подростки, 34-летняя женщина в хиджабе, работающая на одну из компаний связи.
Все они – участники снайперских курсов, которые с начала апреля проводит Добровольное военно-патриотическое спортивно-техническое общество в Баку. Курсы пользуются огромной популярностью – записаться на них пришло людей в три раза больше, чем могут осилить инструкторы.
The New York Times отмечает, что объяснение этому спросу кроется в недовольстве, которое присутствует во всех событиях повседневной жизни и проникает практически во все разговоры, касающиеся будущего Азербайджана.
«Начиная с начала 1990-х гг. Азербайджан пытается вернуть себе контроль над Нагорным Карабахом и добиться возвращения туда азербайджанцев, изгнанных войной из своих домов. Перемирие было заключено в 1994 году, и с тех пор с помощью международных посредников ведутся переговоры между Азербайджаном и Арменией по поводу урегулирования конфликта. В этом месяце, в преддверие встречи сторон в российском городе Казань, переговорный процесс вновь оказался в центре внимания. Однако для прорыва остается все меньше времени, а терпение людей на исходе», - пишет авторитетная американская газета.
И тут же в пример приводятся слова 34-летней Шафаг Исмаиловой, учащейся этих самых снайперских курсов. По словам женщины, она лучше пойдет на войну, чем ждать еще 20 лет.
Шафаг – беженка из Зангиланского района, который не входит в Нагорный Карабах, но, как и еще 6 прилегающих районов, сейчас находится под оккупацией Армении.
«В войне нет ничего хорошего. Но иногда просто нет другого выхода», - вторит подруга Исмаиловой, Шафаг Амрахова, выпускница юридического факультета.
«Возникает искушение забыть о «замороженных конфликтах», но они главная головная боль, доставшаяся в наследство от Советского Союза, при распаде которого идеологический вакуум был заполнен национализмом, - продолжает Эллен Барри, - Война в Грузии в 2008 году служит нам напоминанием того, как быстро и ужасно такие конфликты могут «размораживаться».
«Нагорно-карабахский конфликт остается «замороженным». Армения контролирует территории и заинтересована в сохранении статус-кво. Азербайджан не видит особых возможностей для перемен к лучшему: он легко может вытеснить армянские силы, но Россия может прислать свою армию на помощь Армении, которая является ее союзником по региональному альянсу, так же, как она поступила в Южной Осетии.Однако с каждым разом ситуация становится все более опасной. Переговоры при посредничестве ОБСЕ в прошлом году провалились, «основные принципы урегулирования» остались неподписанными. Обе стороны наращивают военную силу. Азербайджан, которые намного богаче Армении, увеличил оборонные расходы по сравнению с 2003 годом в 20 раз. Сейчас уже трудно сказать, где заканчиваются переговоры и начинаются угрозы войны и наоборот», – пишет The New York Times.
«Нет никакой гарантии, что завтра или послезавтра не начнется война между Азербайджаном и Арменией. Хотя все что нам нужно это мирное сосуществование. Мы нуждаемся в мирном развитии. Но ничего не может заменить территориальную целостность и суверенитет Азербайджана. Если нужно мы готовы отдать наши жизни за восстановление территориальной целостности нашей страны», – цитирует издание слова заведующего общественно-политическим отделом Администрации президента Азербайджана Али Гасанова.
А.Гасанов также добавляет, что Баку глубокого разочарован деятельностью международных посредников, которые не делают того, что обещали.
«Америка думает, что сегодня важнее Афганистан и Ирак, а также Северная Африка и противоракетная оборона в Европе, но не региональные конфликты, такие как нагорно-карабахский», – говорит он.
Газета отмечает, что Баку также подталкивает к усиленным поискам решения конфликта такая проблема, как вынужденные переселенцы, которых по данным ООН, 586013 человек, или 7% населения Азербайджана, что является одним из крупнейших показателей по миру (на душу населения).
Конечно, условия жизни беженцев в зависимости от обстоятельств сильно различаются, и принимаются меры по переселению на новые места, но есть и те, кто живут в ужасных условиях. Корреспондент газеты рассказывает об одном из бакинских общежитий, где дети растут в ужасных условиях, где туалетом для 21 семьи служат три омерзительно пахнущих дыры в бетонном полу. Коридор в здании не отапливает, и зимой там ужасно холодно, а летом он заполнен тучей комаров.
Более того, постоянно происходят случаи нарушения соглашения о прекращении огня.
В марте Азербайджан объявил, что армянский снайпер застрелил 9-летнего азербайджанского мальчика Фариза Бадалова.
После этого Добровольная военно-патриотическая спортивно-техническая ассоциация пригласила желающих на 45-дневные курсы, включающие в себя снайперское дело. Около половины участников обучаются бесплатно.
Из всех желающих отобрали 32 подающих надежды метких стрелка. Один из них – 15-летний подросток, и у него свои причины для посещения занятий: «Я готовлюсь воевать в Карабахе».
«Эти молодые ребята, они ждали всю жизнь. У нас был геноцид, и нам никто не помог. Ни Америка, ни Россия», – пояснила Исмаилова, еще одна студентка курсов.
Ирина Халтурина
Каспий. – 2011. – 2 июня. – С. 1.3.