Обоюдовыгодное партнерство 

 

Рационально использовать трубопровод Баку—Новороссийск

поможет нефть из Казахстана и Туркменистана

 

Трубопровод Баку—Новороссийск, доставляющий каспийскую нефть в черноморский порт Новороссийск, стал первым экспортным маршрутом для азербайджанской нефти на мировые рынки. И хотя в период войны в Чечне он простаивал, тем самым практически полностью перекрыв экспорт сырья Госнефтекомпании Азербайджана, отказываться от него никто не намерен. Более того, ГНКАР ищет дополнительные возможности сделать работу нефтепровода выгодной для себя и для российского партнера — «Транснефти».

Вопрос о возможности увеличения объема транзита нефти по трубопроводу Баку—Новороссийск был включен в повестку дня заседания межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Азербайджаном и Россией, которое прошло недавно в Москве. В качестве меры, могущей довести ежегодный объем прокачки по этой линии до 5 млн тонн, в чем заинтересованы обе стороны, предлагается внести изменения в межправительственный договор, который был подписан еще в 1996 году.

По словам вице-президента ГНКАР Эльшада Насирова, идея адаптации этого договора к современным условиям принадлежит обеим сторонам. Это подразумевает, как пояснил Э.Насиров, возможность привлечения к транзиту по данному трубопроводу нефти третьих сторон — из Казахстана и Туркменистана, что не предусматривается условиями действующего соглашения. «Мы же хотим увеличить объем транзита, удовлетворить требование российской стороны об увеличении транзита нефти до 5 миллионов тонн в год с учетом разницы в качестве нефти, которую мы поставляем. Мы не заинтересованы в росте объемов транзита именно нашей нефти. Вместо нее мы могли бы закачивать в этот трубопровод нефть Туркменистана и Казахстана, которую приобретаем и транспортируем по железной дороге и трубопроводу Баку—Тбилиси—Джейхан», — уточнил вице-президент Госнефтекомпании (АзерТадж).

До конца текущего полугодия ГНКАР и российская компания «Транснефть» намерены обсудить текст поправок в межправительственное соглашение. «Это будет не новое соглашение, а дополнение к договору, подписанному в 1996 году», — пояснил Э.Насиров. Поправки и дополнения в договор создадут юридическую основу для загрузки северного нефтепровода на полную мощность. Это не только укрепит энергетическое сотрудничество между двумя странами, но и позволит увеличить двусторонний товарооборот, к чему стремятся и Азербайджан, и Россия.

«Транснефть» в свою очередь также рассматривала возможность загрузки трубопровода Баку—Новороссийск казахстанской нефтью, а также нефтью, которую добывает российская компания «ЛУКойл» на Северном Каспии. По словам главы «Транснефти» Николая Токарева, недозагрузка этой линии, ежегодный транзит по которой азербайджанской нефти составляет в последние два года порядка 2,5 млн тонн, приносит убытки российской стороне. По словам Н.Токарева, прямые убытки «Транснефти» составляют до $40 млн в год только на содержание этого участка от границы с Азербайджаном.

Но есть и существенный отличительный нюанс в позиции сторон. «Транснефть», вероятно, подразумевает подключить нефть третьих сторон на российском участке нефтепровода. В то время как ГНКАР предлагает загружать дополнительно к собственным объемам казахстанскую и туркменскую нефть, предварительно доставленную танкерами в Баку. При этом ГНКАР будет выступать собственно владельцем нефти, так как она будет закупаться у ее производителей на восточном берегу Каспия. И отдельно договариваться по условиям транзита для нефти третьих стран уже не придется, она будет такой же, как и для азербайджанской нефти. При этом «Транснефть» обеспечит свои экономические интересы — устранение убытков и получение прибыли от полной загрузки нефтепровода. Смогут ли стороны прийти к общему решению — покажет время. 

 

 

Кямаля МУСТАФАЕВА

 

Азербайджанские известия.  -2011.  -31 марта. – С. 2.