Откровения после презентации

 

 Галина Микеладзе: Когда меня спросили…

 

По традиции, после презентации книг известного журналиста, состоявшейся в Музее миниатюрных книг Зарифы Салаховой и собравшей в его уютном зале самых неравнодушных представителей интеллигенции, любознательные журналисты задали отметившей таким образом 80-летие коллеге много вопросов, ответы на которые, как оказалось, составили не просто интервью, но и некое кредо ее представлений о профессии, ее отношения к жизни и к себе. Представлений, которые не просто интересны, но и весьма поучительны для современников своей исторической правдой, опытом раздумий над судьбами и явлениями, рассказом о многотрудных поисках форм общения с читателями.

Открывая церемонию презентации, Зарифа Салахова рассказала, что знает Галину Алекперовну (в девичестве – Алиеву) со школьной скамьи, но только в 90-е годы узнала, что ее одноклассница, как и она сама, – осколок того поколения, чьи отцы были репрессированы – расстреляны или сосланы в Магадан без суда и следствия. Что, как и члены семьи Салаховых, Галина Микеладзе по жизни стала поборником справедливости, полагаясь на себя во всем, что касается учебы, нравственных принципов, работы над собственной личностью и совершенствования в профессии.

И еще Зарифа Салахова, а следом за ней те, кто пришел поздравить журналиста, ставшего близким другом многим достойным людям, – депутат Милли Меджлиса, писатель Эльмира Ахундова, Артист мира UNESCO, композитор Франгиз Ализаде, заслуженные журналисты Эльмира Алиева, Фаик Закиев, Зульфугар Шахсевенли, народная артистка Людмила Духовная, заслуженные артистки Тофа Бабаева и Ульвия Гаджибекова и другие, подчеркнули, что Галина Микеладзе, чьи статьи с большим интересом читают тысячи современников, лишь впервые решилась на публичную презентацию, хотя выпустила более 10 книг разного формата и содержания.

В очерках, интервью, рецензиях и заметках, сгруппированных в объемные разделы «Личности», «Музыка», «Женское движение», «Театр», «Балет», «Опера», «Художники», «Кино», «Музеи», «Книга» и другие, ставшие объемной летописью культурной жизни Азербайджана и гимном во славу его выдающихся сыновей и дочерей, всегда проглядывает авторская позиция. Личный, как говорится, комментарий, помогающий пишущему расставить точки над «i», смотреть на свой труд справедливым объективным взглядом человека, как бы со стороны осмысливающего описываемое и с ответственностью оглядывающегося на собственный творческий путь, свое долголетие в профессии.

Отвергаю

выражение «советская журналистика»

– Я знаю, что сегодня бытует некий скептицизм в оценке работы журналистов, большую часть своей жизни находившихся в советских реалиях, – говорит Галина Микеладзе, – и с благодарностью воспринимаю возможность порассуждать, наконец, о том, каково нам приходилось служить тому времени и почему тогда мы ощущали себя профессионалами. Пусть это будет поводом повторить, что судить о том, чего не знаешь, – занятие недостойное.

Начну с того, что отвергаю выражение «советская журналистика» как таковое. В рамках практически любого строя журналисты – люди как минимум неравнодушные и любопытные, чаще – борцы за справедливость, за правду. Да, конечные ориентиры советской идеологии, точнее, методы достижения провозглашавшихся ею постулатов в глобальном смысле были весьма далеки от здравого смысла. Да, они порождали множество негативных явлений, в том числе и мировоззренческого уровня. Но конкретика, с которой один на один встречались мы, газетчики, была самой что ни на есть чистой, гуманной, а ориентиры для положительных оценок – честными. Слава Богу, всегда рядом были герои хотя бы в лице передовиков той или иной отрасли производства или культуры, отличившиеся добросовестностью и заслуживавшие поощрения со стороны общества с учетом весьма достойных критериев и творческих способностей писавших о них.

Журналистам награды не раздавали – разве что в особых случаях. Очерки им тоже не посвящали. Им была уготована иная миссия – осчастливливая работников прессы правом именоваться ее подручными, коммунистическая партия именно на них возложила сложнейшую роль «санитаров общества», которым, в основном, поручали разоблачения – недостатков в советской стране было много. Только доверие это, по сути, оборачивалось палкой о двух концах.

Предписывая средствам массовой информации принимать на себя огонь в виде писем и жалоб населения, в качестве награды за доверие партия, идеологическая машина возлагали на них такую ответственность, оправдать которую могли лишь особая добросовестность, умение вникать в детали проблем и воспринимать их как собственные, а главное – постоянная готовность отправляться на Голгофу. Мы всегда помнили: что написано пером, того не вырубишь топором. И вот результат: общение с корифеями журналистики, равняясь на которых мы ценили знания, строгость руководства и ответственность, в конце концов, оборачивались успехами, а главное – любовью к избранному делу, так пригодившейся в 90-е годы, в условиях независимого государства и свободы, делающей журналиста счастливым.

Социальный заказ времени формируем и мы

Видя, с каким удовольствием собравшиеся на презентацию гости получают в подарок изданные в последние годы мною книги, принимая их искренние поздравления, слова благодарности и пожелания, невольно думаю о том, что все было не зря. Что ничто не проходит бесследно, а секрет морального удовлетворения, которое испытываю ныне на такой встрече со своими читателями, как сегодняшняя, и есть награда за преданность профессии, за труд. Видимо, все дело в том, чтобы не ошибиться при выборе метода осмысления времени и способа проникнуть в сущность героев будущих очерков. Видимо, только напряженный ритм летописи, фиксирующей активную жизнь нынешних будней, основанный на ответственном отношении к предмету пусть всего лишь журналистского исследования, и ведут к желаемому результату.

Сейчас мало кто помнит, каково было журналистам контролировать, как в разных инстанциях относятся к нуждам граждан, а с помощью разоблачительных корреспонденций, обзоров, фельетонов и репортажей поставлять «наверх» материал, по которому там будут «реагировать» на огрехи в системе народного хозяйства и других сферах, применяя систему наказаний – зачем?

В наши дни, когда отменена цензура, а СМИ обрели новых хозяев и свободу, в этом-то как раз нет никакой необходимости. Но социальный заказ, который в большой степени формируем мы, остается всегда, и надо помнить, что обслуживать его надо достойно. О ком и о чем пишем, как выполняем роль своего рода пророков, которым «предписано» глаголом жечь сердца людей, – должен постоянно думать каждый, кто, получив удостоверение, удостоен чести называться журналистом.

После множества добрых слов о моем творчестве, услышанных на презентации, позволю себе, не боясь, что это прозвучит нескромно, сказать о том, что мешает мне и моим коллегам в плодотворной работе. Сегодня, отгородившись от журналистов малолюбопытными и малоосведомленными сотрудниками так называемых пресс-служб, руководители министерств и ведомств часто не пропускают нас на заседания коллегий, где обсуждаются главные проблемы отрасли. Сегодня не каждый театр приглашает нас на просмотры, премьеры и, увы, прекратившие существование творческие встречи актеров и режиссеров с представителями общественности. Но это не значит, что мы можем проходить мимо событий, составляющих интеллектуальную ауру страны, воспитывающей новые поколения граждан, готовых легко интегрироваться в мировую культуру. Помня, что по идее журналисты – посредники между нацией и культурными ценностями, мы и сами должны работать так, чтобы общество видело в нас пророков. Чтобы оно еще больше подчеркивало, что нуждается в зорком глазе, неравнодушном сердце и таланте, умеющих писать о наболевшем и о том, что вызывает гордость.

Спасибо всем, кто поздравил меня с юбилеем, кто читает мои материалы и книги, оправдывая мое существование в профессии и одобряя форму в которой выражаю собственные впечатления о людях, о культурной жизни, ключом бьющей в нашей стране, приобщающейся к мировым ценностямто доверие, которое надо оправдывать постоянно.А что касается совета молодым коллегам... Конечно же, учиться, учиться и учиться. Не коммунизму, конечно, но всему самому достойному, что выработало человечество. В нашем конкретном случае это доступно, благодаря книгам, музеям, театрам, Интернету и щедрым на отдачу мэтрам отечественной культуры. Хочу, чтобы они не поддавались на легкие жанры и всеобщий интерес к облегченным формам времяпрепровождения. Спасибо, что скромную презентацию приурочили к юбилею и отметили те черты и качества, которые делают личность достойной и мне очень дороги.

 

 

Каспий. – 2011. – 12 ноября. – С. 12.