Стремление мыслить крупным планом

 

 Особенности музыкального мышления Тофика Бакиханова

 

Среди талантливых композиторов-шестидесятников большое внимание привлекает творчество Тофика Бакиханова. В его произведениях, считавшихся в ту пору популярными не только в узком кругу специалистов профессионалов, но и меломанов, нашли выражение существенные процессы, происходящие в азербайджанском музыкальном искусстве. Достаточно ярко это сказалось в симфонической музыке композитора. Очевидно, сам жанр оказался настолько близким индивидуальности композитора, что вызывал яркий творческий отклика протяжении всей творческой жизни Тофик Бакиханов проявляет значительный интерес к симфонической музыке. Этим жанром он вплотную увлекся в далекие 60 – 70-е годы прошлого века, в тот именно период, когда в азербайджанской симфонической музыке усваивались многие достижения современной музыки, но при этом сохранялось главное – почвенность, самобытность. В разные периоды развития азербайджанской симфонической музыки отечественные композиторы глубоко осваивали и преломляли в своем творчестве различные традиции и влияния, как русские, так и западноевропейские. В таких условиях, конечно, заявить о себе как о композиторе, пишущем серьезную музыку, было не так уж и легко, ибо претендентов на всеобщее признание было предостаточно. Однако Тофик Бакиханов заявил о себе уже в молодые годы, буквально заставив профессионалов и меломанов считаться с его музыкойще в студенческие годы он пишет симфоническую поэму «На дальних берегах» для Большого симфонического оркестра (1956 г.), а позже – симфоническую поэму «Утро» по мотивам С.Вургуна. Музыкально-поэтическая мысль этих первых инструментальных сочинений композитора, в которых ощущались черты хорошего гармонического вкуса, логичность форм, сразу же завоевали сердца многотысячной аудитории. В них были запечатлены смелые юношеские мечтания, раздумья о жизни, радость бытия. Освоение особенностей фольклорного стиля существенно обогащало музыкальный язык композитора, явственно определяя его связи с национальным искусством.

Инструментальная музыка в целом занимает достаточно важное место в творчестве композитора. Сказанное подтверждают созданные им восемь симфоний, пять симфонических поэм, пять симфонических мугамов, сюиты, пьесы для различных инструментов с оркестром. В этих сочинениях ощущается тяготение к масштабности построения, стремление мыслить крупным планом.

В своих симфониях Т.Бакиханов в основном придерживается классического строения симфонического цикла. Многое, озвучиваемое в других его сочинениях, особенно в области камерно-инструментальной музыки, обретает здесь зрелость, особую четкость и завершенность. Это ярко выражается в лирическом характере мироощущения, глубоко эмоциональной наполненности музыки, а главное – в приемах полифонического письма. Если в ранних симфонических произведениях композитора непосредственные связи с народно-песенными истоками растворялись с индивидуальными признаками полифонического почерка, то в произведениях более позднего периода сочетание национального и общечеловеческого, фольклорного и профессионального проявлялось более органично.

Прослеживая последовательное развитие симфонических произведений Т.Бакиханова, убеждаешься в постепенной трансформации музыкального языка, создании собственной интонации и соответственно в росте его профессионализма. Композитора влечет сфера «поэмности», свободного симфонического повествования, изобилующего разнообразными переплетениями, широкоохватностью явлений. Склонность к драматически насыщенному развертыванию присуще была еще симфонической поэме «На дальних берегах» – студенческому опусу композитора, посвященного памяти Героя Советского Союза Мехти Гусейнзаде. Впервые поэма была вынесена на суд слушателей в 1959 году, на ХI пленуме СК Азербайджана, посвященному творчеству молодежи.

В списке ранних симфонических поэм Т.Бакиханова выделяется также «Утро», написанная по мотивам «Комсомольской поэмы» С.Вургуна. Ей предпослана литературная программа, очень обстоятельно повествующая о различных этапах разворачивающегося в музыке действия. По структуре поэма представляет собой свободно трактованную форму сонатного аллегро с зеркальной репризой, в ней обобщенно раскрываются основные этапы развития драмы С.Вургуна. В целом она отличается доступностью формы, ясностью и выпуклостью музыкально тематического базиса, стремлением автора к обновлению интонационно-ритмического материала.

В 1960 году Т.Бакиханов создает свою первую симфонию, которая была впервые исполнена Государственным симфоническим оркестром имени Узеира Гаджибейли и удостоена премии на республиканском конкурсе Министерства культуры и Союза композиторов Азербайджана. Симфония продемонстрировала владение композитором крупной формой. Склонность в этой симфонии к драматически насыщенному, стремительному развитию, к плотности оркестрового звучания отчетливо выявила черты формирующегося индивидуального творческого стиля Тофика Бакиханова.

Ряд симфонических произведений композитора получил путевку в жизнь в Москве. В их числе – «Приветственная увертюра», впервые исполненная оперно-симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения под управлением народного артиста Латвийской ССР Л.Вигнера (1961 г.). Кстати, в том же году это произведение было исполнено в Баку на смотре творчества молодых композиторов в филармонии.

Вдохновленный успехом первой симфонии, Т.Бакиханов в 1962 году создает вторую симфонию – «Память», которая в том же году была исполнена в Москве Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения под управлением заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного артиста Дагестанской АССР Джалгата. В Баку симфония предстала перед слушателями в том же году в исполнении Азербайджанского симфонического оркестра под управлением К.Аливердибекова. Партитура этой симфонии свидетельствует о том, насколько тонко ощущает композитор национальный колорит, яркость и образность тематизма, умело используя выразительные возможности оркестра.

Самобытна по решению и идейно-художественной концепции третья симфония Т.Бакиханова (1963 г.), свидетельствующая о возрастающем профессиональном мастерстве ее автора. Она была впервые исполнена в 1965 году Государственным камерным оркестром Азербайджанского радио и телевидения под управлением Н.Рзаева. Фантазия композитора здесь словно безгранична: в его партитуре появляются выразительные темы, мощные оркестровые нарастания.

Высокую оценку профессионалов и любителей музыки получила и четвертая симфония композитора (1980 г.). Образно-идейное содержание этой симфонии, как и предыдущих, отличается глубоко выразительной возвышенностью и проникновенным лиризмом.

В числе интересных симфонических опусов Т.Бакиханова выделяется пятая симфония – «Нигяр», посвященная безвременно ушедшей из жизни дочери композитора, талантливому ученому-востоковеду Нигяр Бакихановой. В этой симфонии композитор выразил как свои собственные мысли и чувства личной трагедии, так и общенародную скорбь, выраженную в горестных чувствах в связи с трагическими событиями 90-х годов. Видение «темного мира» можно обнаружить и у Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шостаковича, Малера, Гараева, Джаджиева, у каждого из них свой реквием, свои думы о смерти. В этом плане Т.Бакиханов не является исключением. Симфония «Нигяр» – симфония памяти, и в этом кроется новизна трактовки композитором данного сочинения.

Преисполненный любви к памяти общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева, Т.Бакиханов, как и многие другие отечественные композиторы, свое преклонение перед гением этой великой личности продемонстрировал в симфонической поэме «Всегда с нами», впервые исполненной в Азгосфилармонии (2006 г.). Сочинение привлекает внимание своей поэтичностью, лиризмом и драматизмом, эмоциональная заразительность оставляет запоминающее впечатление.

Заслуженное признание слушателей получила и шестая – «Турецкая» симфония Т.Бакиханова, посвященная Ихсану Дограмаджи и впервые исполненная в Турции. В этой симфонии очевиден пример оригинальной трактовки симфоническиго цикла, что обусловило активное проникновение в образный строй симфонии лирического начала, свойственного национальному искусству. Столкновение противоречий и контрастность образов сказывается в самом замысле, идее симфонии.

Творческая деятельность Т.Бакиханова более чем плодотворна. Каждое большое и знаменательное событие в жизни страны находит художественное отображение в творчестве композитора, реализуется в его вокальной, камерно-инструментальной и симфонической музыке. К числу произведений последнего периода относятся прежде всего сочинения композитора, посвященные кровавым событиям 90-х годов. Это – симфонический мугам «Хумаюн», посвященный событиям в Ходжалы, а также симфония №7 «Гарабах хараи», являющаяся лучшим выражением трагедии народа. Среди сочинений композитора также заслуживает внимания симфония № 8 для тара с симфоническим оркестром, посвященная памяти великого Узеир бека. Эта симфония впервые была исполнена в 2006 году в Азгосфилармонии Симфоническим оркестром под управлением Рауфа Абдуллаева – партию тара исполнил Рамиз Гулиев. Сочинение, где композитор отдал дань классику азербайджанской профессиональной музыки, было с восторгом встречено слушателями. В основу симфонии он заложил подлинный народный танец «Вогзалы», который лейтмотивом проходит через все сочинение. Произведение ясно продемонстрировало слушателям не только прекрасное знание композитором специфики инструмента и использование всех свойственных для тара технических арсеналов, но и его умение создать яркий национальный колорит в своих произведениях.

Динамика симфонического развития, строгая соразмерность всех форм, ясная и логичная структура драматургии в сочетании с народным фольклором – вот важные качества музыки композитора, нашедшие преломление в симфониях Т.Бакиханова. Партитуры его симфоний всегда прозрачны и не перегружены, в них господствует принцип строгого и экономичного отбора тем. Как подлинный художник, глубоко чувствующий культуру своего народа, Т.Бакиханов проникает в особенности национального музыкального мышления, уделяя этому кругу образов все большее внимание. Синтез национального с элементами и особенностями современной музыкальной культуры, ощущается не только в плане образной семантики произведений Т.Бакиханова, но и в области языка, в средствах выразительности. Симфоническое творчество Тофика Бакиханова показывает, что он точно рассчитывает свои силы и берется за решение той или иной творческой задачи только тогда, когда у него появляются определенные художественные идеи.

 

Земфира ГАФАРОВА

 

Каспий. – 2011. -26 ноября. – С. 10.