Поучительные зарисовки из жизни

 

Калягин и Симонов виртуозно показали бакинцам героев чеховских рассказов

 

Уже сам анонс, известивший о том, что впервые в Баку будет показан спектакль «Лица», поставленный руководителем театра Et Cetera, народным артистом России Александром Калягиным при участии актера Театра имени Е.Вахтангова, народного артиста России Владимира Симонова, обеспечил ту реакцию, которую только и можно было ожидать от бакинской публики, воспитанной на достойных образцах драматургии и театрального искусства. Тем более, когда речь шла о сценическом воплощении таких шедевров А.П.Чехова, как рассказы «На чужбине», «Психопаты», «Канитель», «Злоумышленник» и «Дипломат».

Как подчеркнул в своем вступительном слове перед началом спектакля Александр Калягин, хрестоматийно известные с детских лет и запоминающиеся своей фабулой со школьной скамьи рассказы Чехова взрослые воспринимают как не просто зримые, но и поучительные зарисовки из жизни. Многоуважаемый гость, в свое время личным участием украсивший лучшие азербайджанские фильмы, председатель Союза театральных деятелей России, художественный руководитель Московского театра Еt Сеtеrа поставил спектакль «Лица» в подарок любителям театра к 150-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова и уже более 10 лет с неизменным успехом вместе со своим коллегой показывает его в российских городах и во многих странах мира.

В частности он подчеркнул, что Чехов, в отличие от моралиста Толстого и Достоевского, который «боролся с бесами», просто пристально, неравнодушно наблюдал жизнь, занося в свои записные книжки удивительно тонко подмеченные детали. Слово и фраза, оборот речи, бытовые сценки и реакция окружающих на происходящее, манеры, в конце концов, становились материалом для обобщенных образов, характеристики того или иного персонажа, знакомство с которым в интерпретации писателя позволяет испытывать фантастическое чувство пронзительности, вечности.

Исподволь, с тонкой иронией, не противопоставляя и даже ни с кем не сравнивая своих героев, гений Чехова высмеивает, как оказалось, на все времена, невежество, чванство, ограниченность, самодовольство и обывательщину, в общем-то, призывая читателей заглянуть в себя, призадуматься: а вдруг, чем черт не шутит, мир станет лучше и чище…

Более многих других писательских приемов ценивший краткость Чехов тем не менее скупыми мазками рисовал на редкость объемные сюжеты с их смачными, эмоциональными, многозначительными диалогами между такими узнаваемыми, «взятыми из жизни» персонажами, и, быть может, именно поэтому, как напомнил Калягин, играть сцены по юмористическим рассказам Чехова уж очень любят актеры.

Особенно ценно это, когда к ним прикасаются те из лицедеев, которые получают творческое наслаждение, разбираясь в обобщенном, сконцентрированном материале, вышедшем из-под пера гениального писателя. Те, кто за словами писателя ценой и своего таланта умеет в долгом поиске разглядеть каждую черточку персонажа, олицетворяющего сгусток неповторимости, теперь уже ради возможности показывать на сцене раскладываемыми на детали то типическое, что характерно для отдельных людей и сословий в целом, для обывателей и даже для менталитета. Когда именно корифеи ставят задачу как бы анатомировать суть той самой загадочной русской души, которую воплотить на сцене может редкий актер и не в состоянии даже те их зарубежных собратьев, которые весьма старательно штудируют уникальную чеховскую драматургию.

Показывая на сцене Русского драматического театра имени Самеда Вургуна спектакль «Лица», драматургической основой которого стали мастерски исполненные сцены-миниатюры, «картинки с натуры» по чеховским шедеврам, Александр Калягин и Владимир Симонов в блистательном дуэте в самом деле блеснули высочайшей степенью актерского мастерства, владения профессией, любви к Чехову, как и многоопытным умением любить зрителей, для которых работают, как говорится, в поте лица. Они действительно вслед за Чеховым на глазах у переполненного зала изо дня в день средствами театра распознают природу российской ментальности, ее корни и неповторимость, как и величие национальной актерской школы, с ее благоговейным отношением к неисчерпаемыми возможностями живого, великого и могучего русского языка.

Не случайно, побывавшие на спектакле театра Et cetera зрители вслед за калягинским папашей-психопатом уже повторяют его коронное «А может, рассосется?» и чеховскую фразу «Очень хорошая погода – не знаю, то ли выпить чаю, то ли повеситься», которую Александр Калягин объемно назвал характеристикой россиян, постоянно находящихся в пограничном состоянии.

Хочется отметить, что выдающийся театральный режиссер А.Эфрос назвал Александра Калягина «эталонным актером, который может все». Сам же Калягин о Владимире Симонове говорит так: «Мы вышли из одной театральной школы, нас объединяет творческое единомыслие, отношение к жизни, давняя дружба. Володя – мой лучший друг и самый любимый партнер по сцене».

Это из впечатлений от встречи с кумиром публики Калягиным – его откровений во время предшествовавшей спектаклю пресс-конференции и выступления на авансцене перед еще закрытым занавесом. Увиденное же на сцене вызывало однозначное восхищение авторским материалом и талантом исполнителей, которым пришлось показывать чванство и самодовольство, простодушие и глупость, упрямство и хитрость…

Да, здесь каждый типаж и каждая ситуация – это такая глубина и такое многообразие, это такой благодатный материал для талантливых лицедеев! Важно все: как они проживают ситуацию, как носят костюм… Походка, динамика, интонации, на редкость разнообразные позы и выразительные паузы, вроде бы не имеющие отношения к делу – поистине филигранная, виртуозная работа, в которой нет ничего случайного, и в то же время подразумевается придающая естественность импровизация.

Конечно, было много комического, юморного, когда хотелось смеяться, тем более что актеры не боялись выглядеть глупо или неказисто, прочитывая всем своим существом чеховский текст. Но как было не замечать пришедшую в те часы на сцену житейскую правду, над которой больше хотелось плакать, чем смеяться, и о которой Гоголь говорил: «Над кем смеетесь, господа, над собой смеетесь!»

После спектакля, как и на предшествовавшей ему пресс-конференции для журналистов, Калягин от души признался в любви к Баку и Азербайджану, с душевной благодарностью вспомнил о коллегах, с которыми работал над фильмами, украсившими наш национальный кинематограф, и с грустью о тех, кого уже нет с нами. Он также выразил горячее желание почаще проводить творческие акции, встречаться с азербайджанскими коллегами и зрителями.

– Я счастлив, что вновь нахожусь в столице Азербайджана – любимом мною городе Баку, – заявил Александр Калягин на пресс-конференции. – Этот город – родное для меня место. Много хорошего меня связывает с Баку, бакинцами и Азербайджаном в целом. Я счастлив, что в Азербайджане меня принимают за своего. Говоря о вашей стране и Баку, не могу не упомянуть имени великого Гейдара Алиева. Именно он способствовала тому, что в моей творческой биографии есть такие работы, как «Допрос» и «Так победим». Эти проекты состоялись благодаря напористости и дипломатии Гейдара Алиева, которому я безмерно благодарен.

Он также рассказал, что при встрече с министром культуры и туризма Азербайджана Абульфасом Гараевым с обеих сторон было высказано много интересных идей и проектов по активизации гастрольных обменов, которые, даст Бог, удастся осуществить, в том числе и по линии Союза театральных деятелей России. «Главное, – сказал руководитель СТД России, – что есть и желание, и возможности общаться».

 

Галина МИКЕЛАДЗЕ

 

Каспий.  -2011. – 11 октября. – С. 8.