Транскаспийский трубопровод в центре внимания

 

Европа приступила к переговорам с Азербайджаном и Туркменистаном

 

В последнее время активность вокруг проекта строительства Транскаспийского газопровода (ТКГ) заметно усилилась. «Труба», которая позволит направить газ из Туркменистана в Европу в обход России и Ирана, давно является своеобразным камнем преткновения в Прикаспийском бассейне. Однако под давлением Европы, осознавшей, что каспийские энергоресурсы играют важную роль в обеспечении энергетической безопасности стран Старого Света, проект ТКГ начинает медленно входить в сферу активной энергетической политики, причем евразийского масштабавросоюз постепенно переходит от намерений к действиям. Как накануне заявил заместитель министра иностранных дел Махмуд Мамедгулиев, уже начались переговоры Еврокомиссии с Азербайджаном и Туркменистаном по правовой базе Транскаспийского газопровода. Напомним, что 7 сентября был выдан мандат Еврокомиссии на ведение переговоров по правовой базе проекта Транскаспийского газопровода с Азербайджаном и Туркменистаном.

– Первая встреча в рамках этих переговоров состоялась во второй декаде октября в Брюсселе. В ней приняли участие представители ЕС, Азербайджана и Туркменистана, – заявил он. /АПА/

Отметим, что против проекта по-прежнему выступают Иран и Россия, представители внешнеполитических ведомств которых заявили, что ТКГ не может быть реализован без согласия пяти Прикаспийских государств. Официальной версией противников проекта ТКГ является нерешенность правового статуса самого Каспийского моря, а также возможная угроза экологическому балансу на Каспии в результате строительства трубопровода. Однако, по мнению различных экспертов, основная причина недовольства Ирана и России кроется в нежелании выпускать из поля влияния потенциальный стратегический маршрут газоснабжения ЕС.

В этой связи показательно мнение Управляющего директора иранской госкомпании по экспорту газа Хоссейна Бидармагза, который назвал проект Nabucco (ТКГ может быть состыкован с Nabucco, – авт.) «мертвым планом». При этом он выразил готовность поставлять газ из Туркменистана в Европу через Иран. Как сообщают иранские СМИ, по его словам, этот маршрут является наиболее экономически выгодным, а что касается Nabucco, то он отметил, что с момента подписания соглашения в 2009 году не было предпринято ни одного шага по строительству сооружения. В принципе аналогичной позиции в вопросах транспортировки газа придерживается и Россия, не желающая снижения своей роли в газоснабжении Европы.

В этой связи стоит упомянуть и позицию МИД Туркменистана, который на днях выступил с заявлением, что для строительства Транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря не нужно согласия всех Прикаспийских стран. В Ашгабаде заявляют, что юридическая неопределенность правового статуса Каспия до сих пор не меша-

ла странам заключать двусторонние соглашения по использованию моря.

– До сих пор никто не называл подобные действия незаконными, и никто не пытался их ограничить из-за нехватки правовых документов, определяющих юридический статус Каспийского моря, – заявил МИД Туркменистана.

Ведомство также опровергло заявления о том, что подводный трубопровод может угрожать экологии, подчеркнув, что страна собирается строить его по международным стандартам. Туркменистан уже дал принципиальное согласие поставлять Европейскому Союзу до 10 млрд. куб. м газа в год. Отметим, что Азербайджан, в данном проекте выступающий как транзитная страна, ранее уже выразил свое согласие предоставить собственную территорию для транспортировки газа. Предполагается, что Транскаспийский газопровод соединит туркменский и азербайджанский берега Каспия для экспорта газа через Азербайджан в европейские страны. По маршруту Тенгиз (Казахстан) – Туркменбаши (Туркмения) – Баку (Азербайджан) – Тбилиси (Грузия) – Эрзурум (Турция) планируется ежегодно транспортировать 20-30 миллиардов кубометров газа. Стоимость проекта оценивается в 7,9 миллиарда евро.

Казахстан, кстати, в настоящее время осторожно подходит к вопросу строительства ТКГ. При этом очевидны намерения ЕС привлечь к проекту и эту Прикаспийскую страну. В частности недавно еврокомиссар по энергетике Гюнтер Отингер пригласил Казахстан к участию в проекте Транскаспийского газопровода.

– Для ЕС такой трубопровод станет очень важным вкладом в развитие Южного коридора. Немногие осведомлены о том, что это первый случай, когда ЕС предложил заключить международный договор в поддержку инфраструктурного проекта. Это показывает, насколько этот проект и сотрудничество в данном регионе важны для ЕС и всех его 27 государств-членов. Мы будем приветствовать соответствующее участие Казахстана в Южном коридоре в дальнейшем, – сказал Г.Отингер.

Строительство ТКГ для Европы приобретает еще большее значение, если учесть, что так лоббируемый ЕС проект Nabucco сильно теряет свою привлекательность без туркменской нефти. Nabucco, который может стать главным маршрутом в рамках Южного энергетического коридора, постепенно дорожает, и чтобы привлечь инвесторов к строительству трубопровода, Европе необходимо получить доступ к энергоресурсам и по другую сторону Каспийского моря.

 

 

Рашад Мамедов

 

Каспий. – 2011.  -28 октября.  – С. - 1,3.