Балет может все!

 

Нино Ананиашвили подарила бакинцам встречу с балетом Грузии

 

Думается, представлять народную артистку СССР Нино Ананиашвили нет необходимости. И то, что приехала она в Баку не одна, тоже хорошо известно. С тех пор как сделавшая блестящую карьеру в Москве и на Западе титулованная балерина возглавила балетную труппу Тбилисского государственного театра оперы и балета, этот коллектив с честью несет по миру достижения национального грузинского театра. Именно благодаря Нине Ананиашвили ему посчастливилось жить в ритме обретающих собственный стиль современных культурных традиций мирового уровня. Конечно, хочется не просто с удовольствием отметить, но и порадоваться тому, что в свои 48 лет Нино показала бакинцам несколько своих любимых и коронных номеров, а «Умирающего лебедя» на музыку К.Сен-Санса по настоятельным просьбам публики повторила дважды. И сделано это было так естественно и не нарочито, что публика восприняла как органичную часть программы, которую, кстати, именно из Баку труппа «повезла» в США. Так что послевкусие, оставшееся от выступления пожаловавших к нам по приглашению Азербайджанского государственного театра оперы и балета артистов из Тбилиси, побуждает говорить о явлениях не просто глобального, но и поистине исторического порядка.

Не секрет, что представителей грузинского балетного театра катаклизмы экономического и политического кризисов коснулись явно больше, чем многих их коллег, и каким же благом обернулось то, что воспитанная в Москве, в Большом театре России балерина, став знаменитостью международного масштаба и вобрав мировой опыт взаимообогащения культур, оказалась человеком, поддержавшим творческий огонь в талантливых коллегах. Личностью, которой хватает организаторских способностей, кругозора, творческих связей, воли и душевных сил на то, чтобы с солнечной улыбкой выводить соотечественников на светлую дорогу мирового признанияино Ананиашвили более всего родилась как художественный руководитель труппы, пожалуй, в период, когда возобладал здравый смысл. Когда «железный занавес» не просто приподнялся фигурально, но и покинул дотоле зашоренное сознание чиновников от культуры. Когда самые талантливые артисты, режиссеры получили возможность откликаться на приглашения зарубежных театров и, извлекая из глубин подсознания новые ресурсы, идти навстречу изысканным, все развивающимся вкусам публики.

Получив в 1985 году золотую медаль на 5-м Международном конкурсе артистов балета в Москве, Нино Ананиашвили стала балериной Большого театра. Она – первая российская балерина, приглашенная в труппу Королевского Датского балета, где танцевала в балетах Бурнонвиля «Сильфида», «Неаполь» и «Фестиваль цветов в Дженцано». С 1993 года Нино – прима-балерина Американского балетного театра. Награждена российской премией «Триумф», Государственной премией имени Шота Руставели (Грузия), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени и грузинским орденом «Чести». Такой востребованности, такого широкого признания в советской стране прежде очень редко кто удостаивался за всю большую жизнь в искусстве.

Возглавив балетную труппу Тбилисского театра оперы и балета имени З.Палиашвили в сентябре 2004 года и выступая там, Нино раз в году в течение месяца-двух танцует на сцене Американского театра балета. В этот же период она станцевала Маргариту Готье в одноактном балете Ф.Эштона «Маргарита и Арман» на музыку Ференца Листа (балетмейстер – Грант Коил из «Ковент-Гарден»).

Имея огромный опыт общения с разными театрами и труппами, балетмейстерами и актерами, Нино Ананиашвили знает что выбирать для своих коллег – прежде всего, она за творческую свободу. У нее молодые артисты имеют сегодня возможность танцевать все. Для «школы», для академизма – конечно же, классику. Развитие дают балеты того же Григоровича, балеты Баланчина, которые для ее поколения, а тем более в Большом театре были невозможны. «Важно, чтобы академический театр не терял своего лица, сохранял баланс, удерживая классический репертуар и предлагая публике новые работы, что я и пытаюсь делать в Театре оперы и балета имени Палиашвили, – говорит она. – Мы ведь – академический театр. При этом я хочу ставить и современную хореографию – ту, что соответствует нынешним темпам жизни, стилю мышления».

Это все к тому, кого довелось бакинским зрителям увидеть на днях у себя в городе. А что же им показали гости из Грузии – Анна Мурадели, Екатерина Сурмава, Анна Албуташвили, Лали Канделаки, Нино Гогуа, Давид Ананели, Отар Хелашвили, Василий Ахметели и их коллеги?

Уже сама достаточно подробная, с уважением к участникам и публике составленная программа «Вечера балета труппы Тбилисского театра оперы и балета имени З.Палиашвили под руководством народной артистки СССР Нино Ананиашвили в Баку» может многое рассказать о мероприятии, собравшем в основном профессионалов, по достоинству оценивших и репертуар, и выбор грузинских коллег, и их вкус. Во-первых, публике предъявлены три одноактных балета, созданных специально приглашенными театром уже зарекомендовавшими себя хореографами-новаторами. Во-вторых, предназначенные для участия в гастрольных поездках спектакли, как правило, идущие под фонограмму, здесь показываются и при участии музыкантов – виртуозной пианистки Тамары Мачавариани, которая по исполнении «Хроматических вариаций» Жоржа Бизе выходит на поклон вместе с артистами балета.

Под живую музыку японских композиторов Л.Ето, Н.Ямагучи и А.Тоши, исполняемую ансамблем из восьми музыкантов, которыми руководит дирижер Джан Лука Марчиано, идет интереснейший спектакль «Сны о Японии», поставленный Алексеем Ратманским. Кстати, постановка этого одноактного балета воспринимается как известная смелость со стороны всех, кто к нему прикоснулся. И дело не только в том, как исполнят и прочувствуют артисты настроение музыки, ритмы и стиль танца, манеру движений и внутреннюю напряженность линий, связанных к тому же своеобразным сюжетом. Профессиональная классическая труппа не может позволить себе стилизацию «под что-то» – здесь все должно быть настоящим, убедительным и, приобщая к незнакомой культуре, доходить до сознания и трогать до глубины души. Как оказалось, для коллектива Нино Ананиашвили сказанное выше – прописные истины, а посему налицо и благодарная реакция зрителей на то, что прежде большинству из нас видеть не приходилось.

Публику покорило в спектаклях грузинской труппы многое – составляющие успеха не просто перечислить. Это выучка и вкус, собственный стиль, манеры, новизна и апломб, присущие мастерам, ощутившим признание на мировом уровне и не изменяющим чувству собственного достоинства. Но особенно тронул национальный колорит, которым отмечен открывший вечер балет «Сагалобели». Дословный перевод этого названия уложить в одно слово мне так и не удалось. Известно только, что так называют человека, который поет в храме. И, значит, не случайно «Сагалобели» танцовщики исполняют на мотивы грузинских народных мелодий под трогательные саламури, дудуки и чангури, а начинается он под величественное многоголосное «Мравалжамиер», пробирающую до мозга костей здравицу «Многая лета», славящую на века Родину и ее народ.

Вот ответ на вопрос о том, как выразить одолевающее каждого красивое понятие о самосознании нации. Ответ тем, кто ищет, как народу во весь голос заявить о своей внутренней красоте, о древней, возвышающей его культуре и показать ее богатства. Может ли быть лучшее произведение искусства, которое следует показывать за рубежом во время гастролей и мероприятий разного ранга, чтобы удивлять мир не просто внешней экзотикой, но и силой собственной, уникальной культуры, которой и силен древний народ… Балет может все!

 

Гюльнара Алекперова

 

Каспий. – 2011. – 29 октября. – С. 12.