Крепость Гюлистан
Исследования этого оборонительного сооружения могут пролить свет на малоизвестные страницы истории Азербайджана
Крепость Гюлистан, что неподалеку от Шамахы, некогда столицы Государства Ширваншахов, считается одним из величественных архитектурных строений раннего средневековья. В далекие времена здесь хранились казна и значительная часть сокровищ Ширваншахов, а во время войн за его неприступными стенами укрывались со своими семьями и сами правители Ширвана. Крепость Гюлистан в народе называли и «Гыз галасы». Это название широко распространено на Ближнем и Среднем Востоке. Полагают, что так народ именовал сильно укрепленные крепости, которые считались неприступными. Вполне возможно, что наименование «Гыз галасы» более древнее, чем «Гюлистан». Арабский историк IX-X вв. Табари, описывая завоевание Азербайджана арабами, упоминает о том, что в 733-734 гг. Муслим Ибн Абд аль-Малик при походе на Ширван завоевал и разрушил Кале-е Духтарон. Это наименование в переводе с арабского означает «Девичья крепость» («Гыз галасы»).
Кто и когда восстановил крепость Гюлистан неизвестно. Следующее ее упоминание опять-таки связано с ее разрушением в 1123 году сельджукским султаном Махмудом. На этот раз в развалинах она пребывала не так уж и долго: крепость понравилась Шахбану – сестре ширваншаха Манучехра III, правившего между 1120 и 1160 гг., и та ее восстановила так, что в том же XII веке крепостью восхищается великий азербайджанский поэт А.Хагани, а в XIV веке – другой азербайджанский поэт Ариф Ардебили. В следующем, XV веке крепость Гюлистан не удалось захватить ни одному из Сефевидов и даже будущему шаху Исмаилу I. Последний в 1500 го-
ду вынужден был отвести свои войска от Гюлистана, задав им вопрос: «Вам нужен Гюлистан или Азербайджан?». Таким образом, завоевать Гюлистан Сефевидам так и не удалось. Она стала их «добычей» только в 1538 году: после того, как Государство Ширваншахов прекратило свое существование, правитель крепости отдал ее неприятелю добровольно. Завладев крепостью, Сефевиды стали планомерно ее разрушать. И только османы, захватив ненадолго Ширван, частично восстановили крепость. Но Сефевиды, вновь завладев Ширваном, продолжили разрушение.
Исследование крепости Гюлистан археологами началось в 30-х годах ХХ века. В 1938 году профессор Е.Пахомов провел в ней небольшие разведочные работы. В 40-50-х гг. ХХ века сохранившуюся часть крепости Гюлистан тщательно изучил историк азербайджанской архитектуры Л.Бретаницкий. В 1967 году доктор исторических наук Гусейн Джидди провел в ее цитадели – Нарынгала – первые раскопки и «открыл» четыре комнаты и стены коридора.
В итоге археологических изысканий были выявлены развалины оборонительных и гидротехнических сооружений, жилых и дворцовых строений крепости Гюлистан на территории, расположенной неподалеку от Шамахы на вершине горы, возвышающейся над окружающей мест-
ностью на 200-метровой высоте, и части скалистого склона этой горы. Эта территория была обнесена мощными стенами с круглыми и четырехугольными башнями. Они были сложены из многочисленных крупных, тщательно облицованных глыб на прочном известковом растворе. При этом северные, западные и восточные склоны крепости были очень обрывистыми, поэтому ее жители ограничились лишь усилением юго-восточной линии оборонительных стен, где склон был отлогим. Здесь, параллельно основной стене, построили еще одну стену. В систему оборонительных сооружений входили и небольшие укрепления, которые располагались на различных высотах и контролировали подходы к крепости. Дальнейший путь противника проходил по легко защищаемой зигзагообразной вьючной дороге к внутренней крепости – цитадели, которая возвышалась над всем сооружением и была опоясана еще одним кольцом мощных стен с единственными воротами. Они располагались на юго-востоке и с двух сторон были окружены двумя башнями круглой и четырехугольной формы. Сама цитадель была небольшой – 450 м в длину и от 40 до 150 м в ширину. Так была тщательно продумана вся система обороны крепости Гюлистан, сильно усложнявшая ее захват, делавшая ее практически неприступной.
Проводящиеся в Азербайджане в последние годы широкомасштабные археологические работы преследуют не только сугубо научную, но и прикладную цель, а именно: развитие туризма, ознакомление туристов с памятниками старины. В этом аспекте расположенная неподалеку от Шамахы крепость Гюлистан сравнительно легко доступна для туристов. Для развития археологического туризма в Шамахы и соседних районах при Институте археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана была создана Шамахы-Ахсуинская археологическая экспедиция, которую возглавляет заведующий отделом нумизматики института, доктор философии по историческим наукам Акиф Гулиев. В беседе со мной он поведал много интересного о результатах археологических изысканий на территории Шамахинского района и крепости Гюлистан в частности.
– В течение предыдущих двух лет раскопки проводились в самом Шамахы, а в июне этого года мы приступили к широкомасштабному исследованию крепости Гюлистан, – рассказывает Акиф Гулиев. – Исследования были проведены внутри крепости и охватывали площадь в 300 кв. м.
В первом раскопе, на кухне, рядом с тендиром, на глубине 0,8 м были обнаружены несколько скелетов, которые, как ни странно, были погребены под жилищем. Один из скелетов принадлежит ребенку в возрасте 11-13 лет. В области его тела и черепа найдено множество наконечников стрел. Вокруг скелета, в области позвоночника, заметны ожоги. Судя по всему, в него стреляли стрелами, обмакнутыми в горящую смолу. По нашим предположениям, факт захоронения ребенка внутри крепости служит доказательством того, что он принадлежал династии Ширваншахов. Но ясность в этот вопрос можно внести только после анализа скелета на ДНК.
На частично кремированных костях второго скелета поставлены три различных фаянсовых сосуда. Кроме того, в отличие от первого скелета, погребенного по мусульманскому обряду лицом к Мекке, второй представляет собой останки кремированного тела, то есть захоронен согласно доисламским обычаям. Это свидетельствует о том, что крепость Гюлистан возникла не в VIII веке, как это ранее предполагалось, а намного раньше.
Во втором раскопе на глубине 0,8 м ученые обнаружили скелет мужчины среднего возраста. Скелет, в соответствии с канонами ислама, был похоронен лицом в сторону Каабы. Следы насилия на скелете не наблюдаются, скорее всего, мужчина умер своей смертью. Полагаем, что этот скелет принадлежал представителю династии Ширваншахов.
– А что еще было обнаружено кроме скелетов?
– В ходе поисков в первом раскопе в фундаментах крепостной стены и домов было обнаружено более 20 гончарных печей, тандиров, значительное количество фрагментов глазурованной посуды, большие кувшины и другие емкости с узким горлышком различных размеров и назначений, жбаны (для хранения воды), тарелки, чаши, котлы, чыраги (светильники), ручные мельницы.
Во втором раскопе было обнаружено большое количество каменных орудийных снарядов. Все они одного диаметра и правильной шарообразной формы. Защитники крепости использовали их для отражения нападения неприятеля. Кроме того, на площади раскопа было обнаружено большое количество наконечников стрел и копий, фрагменты клинков кинжалов, мечей и ножа, обломки орудий труда, подков лошадей и мулов, гончарных колес, деревянных плугов, стеклянных браслетов, агатов, раковины каури и бисера, краски и т.д.
– Все это изготавливалось самими жителями крепости?
– Многое из вышеперечисленного производилось в крепости Гюлистан. К их числу относится и глазурованная посуда. Они расписаны изысканными растительными, геометрическими и эпиграфическими узорами, изображениями человека, рыб, птиц и животных. Раскрашены, в основном, в синий, голубой, кофейный и зеленый цвета. На них приведены отрывки из Корана, застольных молитв, газели азербайджанских поэтов.
Во время раскопок наряду с многочисленной местной продукцией были обнаружены и фрагменты посуды, произведенной в Китае, Кашане и Тебризе. Имеющийся материал свидетельствует о том, что Шамахы еще с древних времен имел торговые связи с разными странами мира.
– А что интересного было обнаружено в третьем раскопе?
– На участке третьего раскопа была обнаружено надгробие с надписью на арабском языке куфическим письмом «Бисмиллах рахмани рахим». Здесь же были обнаружены голубые глазурованные кирпичи, расписанные письмом сулс. Этот тип глазурованных кирпичей встречается на ханегях Пир Хусейн, в Голубой мечети в Тебризе и в ханегах шейха Сафи в Ардебиле.
Кроме этого было найдено и много серебряных и медных монет. Среди них – местные старинные медные монеты-подражания древнеримским монетам. На аверсе (лицевой стороне) монет приводится лицо неизвестного правителя, смотрящего направо, а на реверсе (обратная сторона) – изображение крепости.
На отчеканенной в крепости Гюлистан монете на аверсе отчеканен цветок с шестью лепестками, а на реверсе – слово «фельс» (название медной монеты). Эта монета относится к концу ХIV в. На участке раскопа был обнаружен и посеребренный медный дирхем весом 3,5 г. Монета чеканилась в Шамахы от имени ширваншаха Манучехра III (1120-1160 гг.). Среди находок также медные монеты времен правления ширваншахов Фарибурза II (1200-1204) и Гуштасп (1204-1225). На аверсе этих отчеканенных в Шамахы монет герб Ширваншахов – лев, смотрящий налево, за спиной которого восходит солнце.
На участке третьего раскопа обнаружены также многочисленные образцы керамики с чертежными узорами. Большой интерес рождает то, что на одной из них изображена восьмиконечная звезда, напоминающая ту, которая украшает герб Азербайджанской Республики.
– Что из себя представляет обнаруженная вами подземная галерея?
– Их несколько. Один из потайных путей начинается под башней крепости, проходит между горами Гюлистан и Пирдирейи и выходит к реке Зогалавай. Эта подземная галерея была предназначена для вылазок и нанесения внезапных ударов по врагу с тыла, а также скрытого выхода из осажденной крепости. Из-за опасности обрушения подземной дороги ее исследование может быть проведено только с помощью специальных технических средств. На территории раскопок обнаружены также остатки древнего моста. В целом крепость Гюлистан служила важной частью оборонительной системы Государства Щирваншахов. Другой ее важной частью была соседняя крепость Бугурт, где в ближайшее время планируется начать археологические работы. Эти исследования могут дать важные материалы для прояснения малоизвестных страниц истории Азербайджана.
Сейран ВЕЛИЕВ,
доктор географических наук,
главный научный сотрудник
Института географии НАНА
Каспий.- 2011.- 24
сентября.- С.8.