«Любовь и смерть»

 

Театр оперы и балета открыл новый сезон показом балета Полада Бюльбюльоглу

 

В рамках проходящего в Баку III Международного музыкального фестиваля имени Узеира Гаджибейли, на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета состоялся показ балета Полада Бюльбюльоглу «Любовь и смерть», что ознаменовало открытие нового сезона. Бакинскому зрителю была представлена постановка в исполнении балетной труппы Екатеринбургского академического театра оперы и балета.

 

Автор либретто, талантливый хореограф, заслуженный деятель искусств России Надежда Малыгина мастерски соединила в постановке различные стили и направления хореографического искусства с приемами, заимствованными из разных театральных жанров.

С первой же сцены, сменившей классическую увертюру балета, зрителя поразило сценическое новшество – экранное, синхронное действию изображение ассоциативных «символов», раскрывающих и усиливающих смысл происходящих на сцене событий.

Балет поднимает извечные вопросы бытия, вопросы о нашем предназначении на земле, о жизни и смерти, любви и ненависти, дружбе и предательстве, о долге перед Родиной, перед близкими, перед самим собой. Это, в широком смысле слова, подлинная сага, музыкальный парафраз вечной книги жизни под названием «Китаби Деде Горгуд».

Создав масштабное музыкальное полотно – классический симфонический балет, композитор ввел в музыкальную канву балета большие фрагменты народных обрядово-танцевальных мелодий «Яллы», сделав лейтмотивом героической темы балета музыкальные интонации мугама «Баяты Шираз».

Первые сцены «классического» балетного языка неожиданно сменяются на ритмо-пластические дуэты – на широкое полотно азербайджанских народных танцев, «балетные эпизоды» следуют за безудержными сценами пира и опять переходят на любовные «классические дуэты» юноши Азер и девушки Байджан, чья трагическая история любви разворачивается на сцене, символизируя название Азербайджанского государства. В дуэтах героя Азера со Смертью, в их битвах автор ввел чисто ритмические фрагменты, усиливающие напряжение действия балета.

Музыкальная палитра балета – от классического к народно-танцевальному, от мугама к чисто ритмичному – продиктовала аналогичную широту хореографической пластики балета, созданной Надеждой Малыгиной.

Юноша Азер любит девушку Байджан, она отвечает ему взаимностью, но в ту же самую красавицу влюбляется и друг Азера – Ялынджик. Несчастная любовь толкает Ялынджика на предательство, когда на страну нападают враги: он помогает им, а не соотечественникам. В результате влюбленные гибнут – нам явлена трагедия, что призвана возвысить зрительский дух. По большому счету, это – спектакль о неумирающей любви и бессилии смерти перед подвигами героев.

К балету привлечены лучшие танцевальные силы Екатеринбурга, молодые, но уже набравшие профессиональный опыт. Хрупкая, с изысканной пластикой рук Елена Воробьева (Байджан), утонченно-героический Максим Клекофкин (Азер), удивительно гармоничная заслуженная артистка Башкортостана Алия Муратова (Смерть), гротесково-угловатый заслуженный артист Башкортостана Денис Зейнетдинов (Ялынджик) и другие своим профессиональным исполнением придали балету силу молодости, богат-

ство стилевой палитры, так сказать, сложный калейдоскоп прекрасных сценических образов.

Прекрасно выполнено сценическое оформление, в лаконично-символических декорациях балета (заслуженный художник России Игорь Иванов) содержится глубокий смысл. Мастерски обыгранные в танце Смерти пунцовые занавеси, черное полотно, унесшее в одно мгновение со сцены мирных «огузов» и другие сценографические приемы, безусловно, – счастливые находки художника.

Использование сценических светоэффектов (мигающие «пистолеты» в сценах битв), с невероятной быстротой меняющаяся цветовая палитра также усиливают насыщенную зрелищность спектакля. Особую изысканность придают спектаклю костюмы мастеров, выдержанные в народно-фольклорном стиле – тирме, шаровары, джорабы, плоские головные уборы и т.д.Очень сложная музыкальная палитра балета дала возможность стоявшему за пультом главному дирижеру театра Павлу Клиничеву и оркестру блеснуть исполнительским мастерством.

Конечно, успех спектакля – это кропотливый труд всех тех, кто принимал участие в создании столь необычного сложнейшего представления. Вспоминая то одну, то другую невиданные доселе балетные сцены, думаешь о том, что при хорошей организации и больших возможностях и сегодня муза Терпсихора может снисходительно озарить нас своей благосклонностью и подарить большой и необычный праздник искусства.

Зрители щедро вознаградили аплодисментами автора балета Полада Бюльбюльоглу, талантливых артистов и всех тех, кто вложил огромный труд в создание столь интересного спектакля.

 

 

 

Г.ДЖАВАДОВА

 

Каспий.- 2011.- 24 сентября.- С.11.